Время экономить

Мосгордума и мэрия Москвы урезают доходы и расходы бюджета-2009

Столичные власти приняли решение вдвое сократить программу заимствований на 2009 год. Это прямой сигнал к тому, что темпы строительства в столице жилья и дорог заметно снизятся.

С оглядкой на “черное золото”

Не секрет, что город брал кредиты на покрытие бюджетного дефицита, который в свою очередь возникал из-за масштабных (до 40% общего объема) расходов на инвестиционную деятельность. Теперь, говорят в горадминистрации, адресная инвестпрограмма, по которой возводились жилые дома, дороги, социальные объекты и т.д., будет приведена в соответствие с реальными возможностями стройкомплекса. В случае дальнейшего разрастания кризиса город может вообще отказаться от заимствований и по максимуму секвестировать все расходные статьи, кроме социально ориентированных.

Как стало известно “ЭВ”, в мэрии и Мосгордуме бурно обсуждают возможные параметры сокращения расходной части бюджета. С доходной уже определились: она урезается на 144 млрд. руб. за счет ожидаемого снижения налоговых поступлений. В столице нет нефтяных скважин, однако это не мешает сырьевым компаниям обеспечивать до 80% поступлений налога на прибыль. “Если нефть и дальше продолжит дешеветь, а сокращение зарплат и увольнения москвичей приобретут массовый характер, прогноз по доходам уже в первом квартале придется пересматривать еще раз”, — говорят в Мосгордуме.

“Во всяком свинстве есть кусочек ветчины”

Впрочем, как образно выразился глава Москомзайма Сергей Пахомов, “во всяком свинстве есть кусочек ветчины”. В чем-то кризис оказался даже на руку чиновникам. Например, город традиционно всеми силами сопротивлялся продаже земли и имущества в частную собственность. Федеральные чиновники под давлением бизнес-сообщества принимали соответствующие законы, а московские власти до последнего медлили с их исполнением, затягивая процедуру межевания земельных участков, определения нормы выкупа, принятия подзаконных актов и т.д. “Теперь все гораздо проще. Под предлогом кризиса мы урезали задание по сбору средств от приватизации земельных участков собственниками зданий и продаже нежилых помещений до минимума. Например, по земле планировалось собрать 25 млрд. руб. неналоговых доходов, а теперь не более 3,5 млрд.”, — рассказал “ЭВ” представитель горадминистрации.

Первый заместитель руководителя Департамента земельных ресурсов Олег Рыжков не согласен с коллегой. По его мнению, сокращение планов по продаже земельных участков имеет под собой реальные основания. “Даже если рыночная цена на землю в условиях кризиса упадет, собственники предприятий от этого ничего не выиграют, поскольку выкупная стоимость земли для них будет по-прежнему рассчитываться исходя из кадастровой оценки участка. А ее по закону можно будет пересмотреть не раньше 2011 года”, — говорит Рыжков, отмечая, что бизнес не захочет платить за землю выше рынка.

Уже сейчас подобную картину наблюдают в столичном Департаменте имущества. С конца октября городу не удалось реализовать на торгах ни одного нежилого помещения (кроме машино-мест), хотя раньше площади разлетались как горячие пирожки по цене гораздо выше стартовой. “Это значит, что предлагаемые нами цены уже не соответствуют рынку”, — говорит глава департамента Владимир Силкин. “По моим ощущениям, они должны быть снижены процентов на 20”, — уточняет он. В отличие от земли расценки на городскую недвижимость могут быть скорректированы достаточно оперативно: стартовая стоимость рассчитывается на основании данных независимых оценщиков. В ближайшей перспективе Департамент имущества планирует провести торги по “голландской схеме”.

“Будет установлена не конкретная стартовая цена объекта, как сейчас, а “вилка”, в пределах которой он может быть продан на выгодных для города условиях. Торги проводятся на понижение верхней планки, при этом продавец четко понимает тот минимум, дешевле которого объект реализован быть не может”, — объясняет суть новшества руководитель столичного СГУПа по продаже имущества Владимир Авеков. Он говорит, что такая схема в условиях стагнации не только более оправдана (поскольку трудно с достоверной точностью определить стартовую стоимость недвижимости), но и психологически комфортна для участников торгов. “Играть на понижение всегда проще”, — объясняет Авеков.

Впрочем, никакой трагедии из невыполнения плана по сбору неналоговых поступлений в горадминистрации не делают. В целом 2008 год был очень удачным для города. “Уже в середине лета многим подразделениям было рекомендовано особой активности не проявлять, т.к. бюджет за счет налогов формируется со значительным профицитом”, — откровенничает источник в мэрии. Когда начался кризис, чиновники получили другую команду: урезать расходы тех средств, которые на начало октября еще не были освоены. За счет этого власти надули так называемую “подушку безопасности” — антикризисный фонд в объеме 5 млрд. руб.

В 2009 году секвестирование расходной части бюджета продолжится. На минувшей неделе глава Москомзайма Сергей Пахомов рассказал о планируемом сокращении программы заимствований на 2009 год со 109 млрд. руб. до 55 млрд.

Большим откровением для участников рынка это заявление не стало. В текущем году город еще летом почувствовал, что ситуация на банковском рынке начала меняться не в лучшую сторону, и досрочно свернул свою программу займов. “Мы увидели, что с каждым новым аукционом нам приходится предлагать облигации все более короткого срока обращения и увеличивать по ним доходность”, — пояснил Пахомов. Сейчас, по его словам, доходность по рублевым облигациям Москвы составляет 12—13%, по еврозайму 2011 года — 17—19%. Это крайне невыгодные условия для города, а значит, с масштабными заимствованиями придется повременить и впредь. “Сейчас нереально говорить о рыночных размещениях в крупных объемах и на длительный срок”, — признает Пахомов. В 2009 году Москомзайм планирует предложить рынку максимально короткие инструменты со сроком погашения в 2010—2012 гг. и доходностью “на уровне тех ставок, которые сейчас определяет ЦБ” (т.е. 13%). 20 млрд. руб. из кредитного портфеля будут направлены на рефинансирование прежней задолженности, остальные 35 млрд. (если, конечно, их удастся привлечь на более-менее приемлемых условиях) по традиции пойдут на возмещение бюджетного дефицита. “Иными словами на рефинансирование капитальных расходов инвестиционных программ”, — уточнил Пахомов.

В первом варианте бюджета-2009 на выполнение адресной инвестиционной программы (АИП) планировалось направить 88,5 млрд. руб. заимствованных средств, а в целом задание по капитальным расходам было сформировано в объеме 620 млрд. руб. Хотя поправки в бюджет в Мосгордуме пока не обсуждались, власти не отрицают: АИП будет “зарезана”, причем существенно. Большинство опрошенных “ЭВ» чиновников отмечают, что в следующем году на инвестиционную деятельность будет направлено даже меньше средств, чем в нынешнем. Собеседники газеты прогнозируют, что сумма затрат по всей АИП снизится на 20—25%, причем под секвестр попадут в том числе такие флагманские статьи как жилищное и дорожное строительство. “Снизятся лимиты выделяемых средств, а не объемы строительства”, — уточняет представитель горадминистрации.

65 тыс. рублей за 1 столичный “квадрат”

Первый заммэра Юрий Росляк в беседе с обозревателем “ЭВ” также подтвердил, что горзаказ по муниципальному жилью в объеме 2,7 млн. кв. м пересмотру пока не подлежит. “Для выполнения этих планов мы будем использовать все имеющиеся у города ресурсы и резервы”, — сообщил он. Выкупную стоимость жилья у коммерческих застройщиков городу уже удалось снизить до 65 тыс. руб. за 1 кв. м в Москве и до 54 тыс. руб. за 1 кв. м в Подмосковье (такая оценка фигурирует в лотах, которые будут выставлены на аукцион 19 декабря); в следующем году по мере развития кризисных явлений на рынке недвижимости она может упасть еще на 20—30%. В мэрии также уповают на снижение себестоимости строительства, которая сейчас по типовым домам составляет 32 тыс. руб. за 1 кв. м без учета затрат на создание внутренней инфраструктуры.

Пахомов говорит, что в новой ситуации инвестиционная программа наконец-то станет реально выполняемой. “В последние годы в Москве наметилась такая тенденция, что те средства, которые были выделены на инвестиционную программу, осваивались не в полном объеме, образовывался так называемый переходящий остаток, который приходилось использовать в следующем бюджетном году”, — пояснил глава Москомзайма. По данным Департамента финансов, на 4 декабря бюджет АИП 2008 года был освоен всего на 63%.

“Ничего страшного в секвестировании адресной инвестиционной программы нет. Она никогда не выполнялась на 100%, поскольку плановое задание не соответствовало ни мощностям стройкомплекса, ни возможностям Москомархитектуры разработать такое количество проектной документации”, — говорит высокопоставленный чиновник мэрии Москвы. Он даже рад, что город наконец уйдет от “дутых” цифр и переходящих объектов. Самым страшным из возможных сценариев в мэрии считают резкое падение, существенно ниже одобренного депутатами уровня, налоговых поступлений в бюджет. Тогда властям придется по-живому секвестировать все статьи расходов, за исключением социально ориентированных и поддерживающих жизнеобеспечение города. “Ниже 700—800 млрд. руб. доходы упасть не должны”, — называют критическую планку чиновники.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру