“В кризис выживают компании, предлагающие более простые и выгодные решения”

Антикризисные советы от гендиректора “МегаФон-Москва” Игоря Парфенова

8 декабря 2008 в 18:32, просмотров: 588

Сегодня многие бизнесмены ломают головы над тем, как удержать свои компании на плаву во время финансового шторма. “ЭВ” считает, что советы успешных деловых людей Москвы могут сослужить им добрую службу. Первым на трибуну “передового антикризисного опыта” мы пригласили гендиректора “МегаФон-Москва” Игоря Парфенова.

СПРАВКА "МК"

Игорь Парфенов родился 29 июня 1965 года в Москве. Окончил МАИ, после чего продолжил обучение в области систем связи в США (Институт телекоммуникационной подготовки, Нью-Йорк — Лос-Анджелес) и Южной Корее. С 1988 по 1995 год работал инженером в КБ “Союз” и АО “Ростелеком”. С 1995 по 2000 год — на руководящей работе в ЗАО “Межрегиональный Транзит Телеком”. В ЗАО “Соник Дуо” работает с 2000 года, фактически с первых дней строительства сети “МегаФон-Москва”. Занимал должность заместителя технического директора, затем стал техническим директором компании. С июля 2004 года — гендиректор ЗАО “Соник Дуо”, оператора сети “МегаФон” в Московском регионе.

“Решения нужно принимать быстро”

— Игорь Борисович, какие качества руководителя компании в условиях кризиса выходят на первый план?

— Прежде всего хладнокровие и ответственность. Сегодня особую ценность приобретают взвешенные решения. Кризис поделил компании на две категории: те, кто из-за больших долгов испытывает трудности с привлечением инвестиций, и те, кто, обладая свободными ресурсами, может увеличить свое влияние на рынке. Нашей компании повезло, она находится в хорошем финансовом положении. “МегаФон” не стал публичной компанией, не проводил IPO, поэтому не понес на фондовом рынке потерь от обвала курса своих акций. Сегодня банки готовы давать нам деньги на выгодных условиях. Однако из-за финансового кризиса в стране мы все же пересматриваем часть инвестиционных программ. Пока нет полной ясности, какие наши услуги завтра будут востребованы, а какие — нет. 

— Какой стиль управления в условиях кризиса, на ваш взгляд, эффективнее: авторитарный или демократичный?

— Это зависит от компании, от коллектива. Но, по-моему, в условиях кризиса авторитарный стиль принесет больше пользы. При этом руководитель должен понимать, что несет повышенную ответственность за все свои решения. К сожалению, на коллегиальные решения тратится драгоценное время. А когда экономика в кризисе — решения нужно принимать быстро. И главная проблема в том, что эти решения часто бывают непопулярны. Важно, чтобы подчиненные понимали, что единоначалие обусловлено ситуацией и направлено на благо компании. Например, с 1 октября я принял решение не набирать персонал. Если бы я этот вопрос вынес на общий суд, уверен, мы бы и за два месяца не договорились. В итоге компания начала работать эффективнее.

— Какое влияние кризис оказал на телекоммуникационный рынок?

— Значимого влияния на потребление услуг связи финансовый кризис не оказывает. Сотовая связь является массовой услугой и стала важной потребностью в жизни любого современного человека. Если вспомнить кризис 1998 года, тогда никто из компаний сотовой связи не пострадал. Произошла только переориентация на другие сегменты. Сегодня тоже происходят события, которые могут оказать влияние на передел рынка. Во-первых, сотовые ритейлеры, продающие телефоны и SIM-карты, попадают “под крыло” операторов “большой тройки”. Во-вторых, мы ожидаем в начале следующего года падение интереса потребителей к дорогим пакетам услуг и рост интереса к низкозатратным услугам. Это уже сегодня учитывается в планировании.

— Каким образом?

— Сформирован бюджет нашего ожидания рынка на будущий год и на ближайшие месяцы. У нас есть несколько вариантов антикризисных планов. Если потребление услуг не падает, мы развиваемся согласно утвержденному бюджету. Но если мы заработаем меньше, то будем меньше и тратить. Если недобор от плана составит 10%, то определены конкретные шаги по сокращению издержек. К примеру, отказываемся от парка представительских машин, экономим на корпоративных мероприятиях, командировках. Соответствующие меры подготовлены и на случай, если потери составят 20% и 30% от плана. Такая многоходовая комбинация позволяет сохранить эффективность бизнеса.

— Что важно при выборе антикризисных приоритетов?

— Антикризисные меры могут быть стратегические и тактические. И здесь важно понять, какие меры имеют в данный момент приоритет. К примеру, отказ от набора персонала — мера тактическая. Три месяца не набираем, а потом — набираем. А например, отказ от строительства мобильной сети в метро или отказ от открытия нового офиса обслуживания — мера стратегическая. Она может очень больно отозваться на деятельности компании через два-три года. Если строительство базовых станций в метро остановить, а потом передумать через месяц, то возобновить этот бизнес-процесс можно будет только через год. Поэтому строительство сети мы не останавливаем ни при каких обстоятельствах. 

“Тарифы без лимита станут хитом сезона”

— Всех волнует: что будет с тарифами?

— Сотовая связь в России никогда не дорожала, хотя дорожали электроэнергия, тарифы ЖКХ. Безусловно, сами тарифные предложения могут измениться. В кризис выживают компании, предлагающие более простые, дешевые и выгодные решения. Клиенты, особенно корпоративные, стали более внимательно относиться к своим расходам. Если раньше во многих компаниях в принципе не обращали внимания на то, сколько у них сотрудники тратят на связь, то с ноября стала заметно проявляться новая тенденция. В некоторых организациях начали вводить для сотрудников денежные лимиты на сотовую связь. 

— Насколько популярны в России безлимитные тарифы?

— Возможно, в 2009 году тарифы без лимита станут хитом сезона. Замечу, что безлимитные предложения традиционно популярны в США. Страны Европы, в том числе и Россия, в свое время сделали ставку на поминутные тарифы. Но сейчас ситуация меняется, российский рынок все активнее движется в сторону безлимитных предложений. В арсенале “МегаФона” сегодня есть большой выбор безлимитных тарифов, цена начинается от 926 рублей в месяц.

Соответственно, у частных пользователей и корпоративных абонентов всегда есть возможность сэкономить затраты, не ограничивая себя в общении.

— А что будет с тарифами на передачу данных?

— Мобильная передача данных за последние три года подешевела в 7—10 раз. Дорожать она точно не будет, а вот будет ли она в следующем году дешеветь — не знаю, поскольку уровень потребления этой услуги сильно эластичен по отношению к тарифу. Сильно снизил — трафик растет лавинообразно, цену повысил — он мгновенно пропадает. Демпинговать на этом поле слишком опасно — это известно по опыту европейских операторов. Сверхдешевая передача данных начинает “забивать” в сети голосовой трафик, который является основной услугой.

Здесь тоже есть ниша для безлимитных предложений. Буквально на днях мы открыли абонентам безлимитный доступ к ресурсам Mail.ru. Кроме того, в пакете предложений для владельцев iPhone у МегаФона есть специальный безлимитный тариф на передачу данных.

“Выжимайте скидки у партнеров!”

— Обычно первым шагом экономии становятся сокращения персонала. А как у вас?

— У нас иначе. Скажу честно, сокращений персонала и зарплат нет ни в одном варианте нашего антикризисного бюджета. Это наша принципиальная позиция. В то же время повышения зарплат и набора дополнительного персонала пока тоже не планируется. 

— А на чем же экономит московский “МегаФон”?

— Сейчас идет очень важный этап работы с нашими контрагентами. Интересно, что практически 100% партнеров согласились не повышать в договорах на следующий год стоимость своих услуг или поставляемого оборудования. Здесь у нас принципиальная позиция — стоимость товаров и работ контрагентов не может быть выше, чем в этом году. 

— Что посоветуете делать во время кризиса?

— Во-первых, не паниковать. Решать проблемы с холодной головой. Во-вторых, важно договариваться с поставщиками, с партнерами, искать с ними компромисс по ценам и условиям. В-третьих, чтобы не суетиться, лучше заранее спрогнозировать несколько вариантов развития событий и иметь готовый план действий по каждому сценарию. В-четвертых, при выборе банка-партнера нужно очень внимательно ознакомиться с его финансовым положением и не покупаться на слишком заманчивые посулы. В-пятых, следить не только за прибылью, но и за затратами. Очень важно ежедневно контролировать отчетность.



Партнеры