Нет СПИДа без греха?

Москве грозит новая эпидемия

Cпециалистам, собравшимся в конце минувшей недели в Москве на 2-й Международной конференции по проблемам ВИЧ/СПИД в развитых странах, очень не нравится словосочетание “чума XXI века”. В нем они видят излишнюю демонизацию пусть серьезного, но вполне подвластного медицине заболевания. А главным способом борьбы с его дальнейшим распространением считают пропаганду нравственности и семейных ценностей.

На эпидемиологической сессии, которую вел руководитель Московского городского центра СПИД Алексей Мазус, обсуждался вопрос разрастания новой эпидемии — резистентного ВИЧ.

Как известно, заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), стремительно распространившееся в 80-х годах прошлого века сначала в США, а затем и в Западной Европе, поначалу получило название “болезнь гомосексуалистов”. И это название было вполне оправданно до 1985—1987 годов, поскольку абсолютное большинство ВИЧ-инфицированных принадлежало к группе лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Но после проникновения вируса в гетеросексуальную среду, и особенно в среду внутривенных наркоманов, столь однозначная трактовка ВИЧ утратила свою актуальность.

Однако, как отмечали на конференции ученые из России и Германии, для Западной Европы — в отличие от Европы Восточной — и для Москвы — в отличие от большинства регионов России — гомосексуальный аспект проблемы вновь начинает играть ведущую роль. Последние исследования показывают, что основным мотором эпидемии в странах старой Европы являются мужчины с нетрадиционной сексуальной ориентацией, на долю которых приходится большинство новых случаев инфицирования. В Москве этот показатель меньше, но он стремительно растет и на сегодня составляет 14%.

В последние годы в Западной Европе существенно увеличивается смертность от ВИЧ-инфекции, в первую очередь среди гомосексуалистов. Это связано с тем, что фактически каждый четвертый инфицированный европеец с нетрадиционной сексуальной ориентацией заражен резистентным (мутированным) штаммом ВИЧ и обречен на смерть в связи с отсутствием эффективных лекарственных препаратов, действующих на данный штамм вируса.

Завоз в среду московского гей-сообщества этого штамма вируса, утверждают ученые, станет началом новой эпидемии — эпидемии резистентной ВИЧ-инфекции, бороться с которой современная медицина пока не в состоянии.

Западноевропейские и американские гомосексуалисты давно рассматривают Москву как один из центров европейского секс-туризма. А проведение в российской столице масштабного гей-парада станет в определенном смысле легализацией этого процесса. Не говоря уже о том, что сами гей-парады являются естественным поводом для активного знакомства лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией со всего мира.

Поэтому, как это ни странно звучит, позиция руководства Москвы по недопущению этой акции на территории города обусловлена еще и с научной эпидемиологической точки зрения. Именно гей-парады могут стать проводником резистентного штамма ВИЧ из Западной Европы — сначала в московское гей-сообщество, а затем, по известному закону развития эпидемического процесса, в гетеросексуальную среду.

В настоящее время циркуляция резистентного штамма ВИЧ среди московских гомосексуалистов не превышает 3% (в Западной Европе — более 25%). И его распространение еще можно локализовать. Но ситуация, предупреждают ученые, может выйти из-под контроля.

* * *

Вообще дела с распространением ВИЧ-инфекции в Москве, отмечалось на конференции, обстоят куда лучше, чем в России в целом. Это объясняется тем, что столичное правительство выделяет на борьбу со СПИДом огромные средства, позволяющие совершенно бесплатно проводить и профилактику, и лечение. А мероприятия по информированию населения осуществляются по сформулированной в городской программе “АнтиВИЧ/СПИД” стратегии. На сегодняшний день в столице зарегистрировано 42 тысячи ВИЧ-инфицированных, из которых москвичей 31 тысяча, остальные — приезжие. При этом на диспансерном учете поликлиники Московского СПИД-центра состоит около 18 тысяч человек — это те, на кого заведены медицинские карты, кто наблюдается у врача и получает необходимое лечение. Лечиться или нет — выбор каждого человека. А вот предумышленное заражение инфекцией уголовно наказуемо.

— Наш особый контингент — это инфицированные беременные женщины, — говорит заведующая педиатрическим отделением Московского СПИД-центра Юлия Влацкая. — Вероятность рождения здорового ребенка у такой мамы — 98%, но только при условии, что она получает необходимые препараты. А для этого ей надо прийти в наш центр. У очень многих женщин положительный статус выявляется лишь во время беременности, раньше они и не подозревали о нем. Кто-то узнает об инфекции, проходя обследование в стационаре.

Вообще в последние несколько лет картина по социальному статусу ВИЧ-инфицированных меняется. Если раньше СПИД считался уделом наркоманов и проституток, то сейчас среди больных появляется все больше обычных женщин, не подозревающих о прошлых грехах своих мужей.

Хотя наркоманов среди ВИЧ-инфицированных по-прежнему большинство. По словам директора Московского наркологического центра Евгения Брюна, из 30 тысяч зараженных москвичей 57% — наркоманы.

* * *

Наверное, каждого человека волнует вопрос: а насколько велика вероятность подцепить вирус в медицинских учреждениях, при переливании крови, в кресле стоматолога, в маникюрном кабинете, в конце концов? Ведь от таких манипуляций (кроме разве что маникюра) не застрахован никто.

— Что касается Москвы, то здесь можно быть спокойным, — утверждает Юлия Влацкая. — Все инструменты одноразовые, действует правило о карантинизации донорской крови — т.е. сданная кровь консервируется на полгода, а через полгода вызывается тот же донор и у него повторно берут анализы. Кроме того, в Москве, единственном регионе страны, вся кровь проходит проверку на инфекции молекулярными методами. Сегодня можно утверждать, что инфекционная безопасность донорской крови в Москве полностью соответствует западноевропейским стандартам.

Что же касается стоматологии, то заразиться практически нереально. В клиниках, естественно, все инструменты стерилизуются.

При посещении маникюрного кабинета необходимо убедиться в качестве обработки ножниц и других инструментов. За этим жестко следит Роспотребнадзор. Хотя риск заражения в любом случае небольшой.

Так что по опыту могу сказать: основная причина заражения — это все-таки незащищенный половой контакт с малознакомым человеком и употребление наркотиков.

— Как скоро можно ждать создания вакцины?

— Вакцина создается  и у нас, и за границей. Но пока сказать, что эффективная вакцина уже существует, нельзя. В рамках конференции “ВИЧ/СПИД в развитых странах” вопрос создания вакцины обсуждался в рамках специальной сессии. В отличие от большинства научных центров мира наши ученые работают вместе. О своих достижениях рассказывали все три центра России (С.-Петербург, Москва, Новосибирск). На конференции также были представлены самые современные разработки из США. Тут, как говорится, навалились всем миром. И сегодня это вопрос времени и просто научного везения. Может так случиться, что российские разработки станут основой для будущей вакцины, которая остановит эту страшную болезнь. В целом нет никаких оснований считать, что создание вакцины — дело очень далекого будущего.

— Общественное мнение в отношении больных СПИДом как-то меняется?

— Меняется к лучшему. Грамотность стала выше, народ — терпимее. Наши детишки с ВИЧ посещают обычные сады и школы. Родители обычно скрывают диагноз, а мы храним врачебную тайну, за пределы лечебного учреждения она не выходит. Хотя есть случаи, когда в саду знают об инфекции и отношение к ребенку довольно благоприятное. Но та спидофобия, которая была раздута 20 лет назад, местами еще присутствует. Сейчас растет поколение, которое не виновато в том, что инфицировано. Умные, хорошие, замечательные дети. Надо, чтобы они не озлобились, чтобы их не отвергло общество, чтобы они прожили счастливую жизнь.

— Среди инфицированных малышей есть те, от которых отказались родители…

— Года два назад в плане устройства таких детей в семьи произошел настоящий прорыв. Из 299 таких детей 234 ребенка усыновлены или находятся под опекой. Эти цифры, кроме того, свидетельствуют о серьезных изменениях в настроении общества — повышении толерантности в отношении людей, пострадавших от эпидемии.

Сейчас ежемесячно под опеку или на усыновление уходит хотя бы один ребенок, рожденный ВИЧ-инфицированной матерью. Приемные родители понимают, что заболевание серьезное, что ребенка надо лечить, и тем не менее берут малышей. Это очень отрадно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру