Кризис по-соседски

Как в бывших советских республиках отбиваются от финансовых проблем

Мировой кризис — как эпидемия: не имеет границ, не страшится преград. Потрепав Америку и Европу, докатился он и до постсоветского пространства. Недавно на заседании глав стран СНГ президенты решали, как сообща справляться с навалившейся бедой. Но первые удары страны вынуждены отбивать поодиночке. У кого-то это получается лучше — как в Казахстане. У кого-то хуже — как в Белоруссии. О том, как встречают кризис в сопредельных государствах, сообщают собкоры “ЭВ”.

Крым: экономят даже на Вечном огне

…Вокзал в Симферополе встретил привычной толчеей. От таксистов рябило в глазах. В любую точку полуострова предлагают доставить со скидкой — кризис ударил и по водителям. Они теперь готовы везти хоть на край света за полцены. Но желательно — в долларах.

  Только где ж их взять? С “зелеными” сейчас в Крыму — большая проблема. Я потеряла счет обменникам, пока наконец смогла ради эксперимента купить пятьдесят баксов. Друзья были правы: в крымских обменниках доллары не найти днем с огнем.

   В банках, говорят, с валютой проще, но зато там стоят нешуточные очереди. Многие вкладчики, едва дождавшись окончания срока, забирают свои деньги назад. “Послушал на свою голову жену, положил все деньги в банк на три месяца еще летом. Когда начался кризис, побежал забирать — не отдают! Еле дождался. Потерял на разнице курса 3 тысячи долларов буквально за месяц”, — рассказывает мне мой крымский друг Дима. Вот и спешат люди вернуть свои сбережения “под подушку”.

…На ялтинских набережных, как чайки на парапетах, восседают знойные загорелые мачо, насвистывающие турецкие мотивы. Это строители из Турции. Еще несколько месяцев назад вся Ялта была “усеяна” вездесущими стройками. В дело шел любой свободный клочок земли. Рев трактора, крики людей — от этих строек уже тошнило. Сейчас на многих стройках жизнь остановилась. Брошенные недостроенные многоэтажки на Южном берегу Крыма смотрятся весьма сюрреалистично.

    Закрываются не только крупные стройки, но и небольшие — “коттеджные”. Владельцы мелких строительных фирм жалуются на полное отсутствие заказов. “Доделываем последний заказ, что дальше — не знаем. Работы нет, и у остальных то же самое”, — сетует совладелец частной строительной фирмы Антон.

Тем не менее мне попадаются стройки, на которых работа кипит. В основном это элитные жилые комплексы в парковой и прибрежной зоне. Местные объясняют, что те объекты курируют воротилы строительного бизнеса: “Эти просто так не закроются”.

  “Самое ужасное, что абсолютно не видно выхода. Народ нищий, а они глотки за власть друг другу грызут”, — сотрудница Керченского торгового порта Ирина не скрывает гнева. Задавать сегодня в Крыму вопрос о грядущих внеочередных парламентских выборах — только людей злить.

Да и какие выборы? Цены на все растут как на дрожжах, а денег нет. Где это видано, чтобы расценки в кафе в ноябре были выше в полтора раза, чем в “высокий сезон”? Цены на фрукты и овощи ровно такие же, как в Москве. Хурма, виноград, растущие на каждой улице, стоят столько, будто их экспортировали как минимум из Турции. На мясные и молочные товары цены тоже пошли в гору. Выросли тарифы на бензин…

Тем временем не за горами зима. И люди начинают думать об отоплении. Достаточно ли Украина даст газа полуострову, чтобы не замерзнуть, — вот в чем вопрос. Ведь эта проблема возникает в Крыму каждый год, как только наступают холода. Газ обходится “незалежной” настолько дорого, что его приходится экономить даже... на Вечном огне. На ялтинском мемориале павшим воинам Вечный огонь включают лишь 9 мая.

Армения: после блокады все это мелочи

Армения находится немного в стороне от глобальных экономических процессов. Но мировой кризис не обошел стороной и ее. Правда, воздействие еще не столь существенное, как в развитых странах, но многие эксперты ожидают усиления негативных процессов в будущем году.

  Наиболее ощутимый удар скорее всего придется по золотой жиле армянской экономики — иностранным трансфертам, объем которых в небольшую Армению составляет около полутора миллиардов долларов США. Уже сейчас один из крупнейших работодателей страны — сектор информационных технологий, который развивается в основном с помощью иностранных инвесторов, уже начал увольнения сотрудников. В некоторых компаниях уже поговаривают о возможности закрытия. Инвестиций нет, следовательно, ситуация в сфере высоких технологий в ближайшей перспективе улучшаться не будет. Это станет болезненным ударом для армянской экономики, которая провозгласила сферу информационных технологий приоритетной. Под угрозой закрытия оказались и многие компании, финансируемые российским капиталом.

  Однако на повседневной жизни в Армении мировой катаклизм пока не отразился. Цены на товары широкого потребления изменений не претерпели, так же как и стоимость жилья — она как была запредельно дорогой, так и осталась. А вообще армяне, которые пережили в начале 1990-х блокаду, когда у населения в принципе не было света, воды, хлеба и денег, к нынешней ситуации в мире относятся с юмором.

Белоруссия: батька велел не обращать внимания

   Смутные времена кризиса порождают слухи. Последний — грозят массовые увольнения. У ворот крупнейшего в республике Минского тракторного завода группа рабочих живо обсуждает последние новости: “Какие увольнения? Работаем, как и работали, а то, что слухи ходят, так это журналисты их сами распускают. Вы хоть слышали, что Батька по этому поводу сказал?” Многие даже на очевидные сложности в экономике по-прежнему смотрят глазами главы государства, который дал стране установку: “Кризиса нет, и ни о каком кризисе речь идти не будет”.

  Однако есть детали, которые не заметить простой белорус просто не может. В магазинах ощутимо поднялись цены на продукты питания, особенно высокой ценовой категории. Сыровяленые колбасы дорожают в день на доллар. В банке невозможно взять кредит, разве что под грабительский процент — 20 годовых, да и то “по блату”. Кто-то вернулся с заработков из России и не нашел новой работы, кто-то не продал квартиру, так как покупателей уже практически нет. Кто-то работает в компании, которая была завязана на контрактах с Россией, и там людей на месяц отправляют в отпуск, до прояснения ситуации.

  На грани выживания оказались успешные сетевые рекламные агентства, работавшие на западных и российских бюджетах. А еще признак времени — отсутствие долларов в обменниках. Нацбанк тут же нашел “врага” — ажиотажный спрос на доллар возник из-за соседей-украинцев, у которых упала гривна и есть ограничения по покупке валюты. Граждане демократической Украины на самом деле стали совершать массированные наезды в обменные пункты Гомельской области, откуда и распространилась валютная смута.

   У белорусов — как в песне: “Если у вас нету тети…” Ну нет у них своих Дерипасок и Прохоровых, а потому и крупных финансовых крушений не предвидится. А что касается простого народа, так ему задумываться о кризисе некогда — надо успеть после работы в магазин, чтобы отовариться в преддверии дефицита товаров. Как только правительство в рамках борьбы с кризисом запретило предоплату за поставки импортируемых потребительских товаров и предложило своим гражданам временно отказаться от парфюма, кофе и чая, пива, вин, модной одежды и обуви, в супермаркетах в момент опустели полки с импортными товарами. Сегодня в массы продвигается новый лозунг: “Когда ты ешь не белорусскую колбасу, ты лишаешь товарища с мясокомбината работы!”

  Но больше всего разговоров вокруг белорусских цен на бензин, которые в отличие от мировой тенденции к снижению, наоборот, растут! Литр 92-го уже 1,2 доллара. Правительству пришлось честно признаться в том, что цены в Белоруссии регулирует государство, а не рынок, как во всем остальном мире, потому дешевого бензина не ждите. Президент также обозначил свою финансовую стратегию на период кризиса: производство и зарплата — это приоритет, остальные расходы подлежат урезанию. А хозяйственников напутствовал так: продвигайте продукцию сами, а не ждите у проходной, что приедут россияне и все купят. Надо признать, пока белорусы в большей своей массе демонстрируют оптимизм. Формула выживания проста: во времена кризиса всегда урезают те расходы, от которых можно отказаться. То есть кушать придется не в ресторанах, а дома.

Эстония: квартиру не покупает только ленивый

  Поразительно, но нынешний финансово-экономический кризис в Эстонии не выгреб из карманов бедняков последнее. Наоборот, беднеют богатые. Сколько бы ни говорили экономисты о скрытых угрозах дефляции, для обычного человека — это счастье. Значительно подешевел бензин — он опустился до уровня цен 2005 года. Это, конечно, все равно чуть дороже, чем в России, но настроение у местных водителей улучшилось. В преддверии зимы, когда расход топлива увеличивается, это как нельзя кстати.

  Дешевеет топливо — уменьшаются расходы на транспортировку, что ведет к снижению цен на другие товары. Например, дешевеет одежда и другой ширпотреб, но это связано даже не с топливом, а с гигантскими наценками торговых сетей. Те, кто путешествует по Европе, всегда удивлялись — почему одна и та же вещь где-нибудь в Австрии стоит значительно дешевле, чем в Эстонии. Пошлин-то внутри ЕС никаких нет.

  Подешевело молоко. Оно вновь стоит дешевле самой дешевой бутылки пива. Рухнула недвижимость, а точнее, цены на нее. Если бы не кризис, то многие вряд ли бы даже задумались о покупке жилья, однако теперь у них появился реальный шанс — пузырь лопнул, и квартира становится все более доступной. С какой завистью смотрят сейчас на собирающихся приобрести недвижимость те, кто переплатил за нее огромные деньги и отдал свою жизнь в рабство банку… Кстати о банках. Все эстонские банки являются филиалами крупных шведских банков, поэтому они избежали проблем с ликвидностью. 

  Так кто же все-таки пострадал от этого кризиса и в чем его угроза? Во-первых, пострадали все, кто связан с недвижимостью. Теряют работу риелторы, маклеры и строители. Если год назад в Таллине работали польские строители, то теперь их там нет. Да и для местных строителей подрядов уже не хватает.

  Прогнозируется повышение уровня безработицы до 10—15%, но по статистике она еще не достигает и 5%. То есть все только готовятся к худшему. Эстония по экономическим показателям всегда была чуть лучше, чем Латвия и Литва, — это вселяет некоторую уверенность. Если сегодня Латвия обращается за помощью к МВФ, то Эстонии это пока еще не грозит.

Казахстан: топ-менеджер — всей стране пример

   Казахстанские граждане вовсю обсуждают поступок руководства АО “Алюминий Казахстана” и АО “Казахстанский электролизный завод”. Топ-менеджеры этих компаний в два раза снизили зарплату… себе. Сохранив тем самым зарплату рабочим. Мнения населения разделились. Одни говорят: “У этих заработки такие, что они 50% “усушки” не заметят”. Но большинство все же топ-менеджеров хвалят. Мол, это и есть пример социальной ответственности бизнеса. Жаль только, не на всех казахских предприятиях, которых затронул кризис, бизнес столь ответственен.

   3700 темиртауских металлургов из совместной компании “ArcelorMittal — Темиртау”, принадлежащей известному индийскому олигарху, отправили в отпуска с сохранением 50% заработной платы. Пока на месяц. А там видно будет… 

  Экономическая ситуация в Казахстане похожа на российскую: в последние годы страна стабильно развивалась, накопила “жирок” в виде стабфонда в 47 миллиардов долларов США. Эти деньги и были пущены в ход, когда прозвенел первый “звоночек”. Для начала банковскому сектору выделили 5 миллиардов долларов — на дополнительную капитализацию. Защитили вкладчиков, застраховав вклады размером до 5 миллионов тенге (30 тысяч евро). Сократили подоходный налог на бизнес — с 30 до 20 процентов. Для населения же подарком стало запланированное на ближайшие три года повышение пенсий, стипендий для студентов и зарплат бюджетникам более чем на 25 процентов ежегодно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру