Выменем закона

“Искусственное” молоко запретили называть молоком. Но натуральное может подорожать

17 декабря 2008 в 18:37, просмотров: 738

Через полгода на прилавках российских магазинов обещает прочно обосноваться новый для потребителя продукт — молочный напиток. Хотя в действительности он для нас новинкой не станет. Поскольку мы и сейчас очень часто пьем сей напиток, закамуфлированный под названием “молоко”. Но с 17 декабря, то есть со вчерашнего дня, за этого “самозванца” возьмутся всерьез: вступил в силу новый технический регламент на молоко и молочную продукцию.

Технический регламент молочники вынашивали долго. Над документом шла работа аж с 2002 года. Главной переменой, которую он внесет в жизнь россиян, станет четкое разграничение терминологии. В документе молочные продукты подразделяются на три категории.

В первую категорию войдут собственно молочные продукты: творог, кефир, молоко.

Во вторую категорию — продукты молочные составные, т.е. состоящие из компонентов молока с добавками: творог с орехами, масло со специями. Причем массовая доля добавок не должна превышать 50% от общей массы.

А вот с третьей категорией ситуация самая интересная. Сюда попадают те продукты, которые до недавнего времени фактически присваивали себе звание молока — молокосодержащие. Под такое определение попадает часто встречающееся в магазинах нормализованное молоко. К этой категории отнесли также продукты, содержание немолочных веществ в которых превышает 50% массы. Например, те, где молочные белки заменены растительными.

Предполагается, что молоко, по техническим требованиям попадающее в третью группу, будет теперь называться молочным напитком.

Как рассказал на встрече с журналистами исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов, технически отрасль готова перейти на новые требования: производители о документе знали заранее. Другое дело, что одномоментно обновить рынок невозможно: “Мы должны быть реалистами, сделать все в один день производители не смогут. Мы предполагаем, что новые технические требования заработают в течение 4—6 месяцев”.

Впрочем, некоторые компании уже успели выпустить “новый” продукт. При этом директор по маркетингу одной из крупнейших компаний-производителей Марчо Куюмджиев отмечает, что реакция покупателей вряд ли будет однозначной: “Никто не знает точно, как люди будут реагировать и насколько охотно будут брать напиток”.

Между тем с переходом на новые требования потребителей, возможно, ждет приятный сюрприз. Продукты третьей категории, т.е. молокосодержащие, скорее всего будут стоить дешевле, чем продукты собственно молочные, то есть первой категории. Владимир Лабинов отметил, что производители молока “ждут дифференциации на рынке”. По его словам, разница в стоимости между молоком и напитком составит в среднем 25—30%. Вот только не получится ли так: напитки не подешевеют, а молоко подорожает на те самые проценты? Впрочем, производители утверждают, что подорожания в классе “премиум” (то есть натурального молока) не ожидается из-за снижения цен на сырье.

Что касается добросовестности производителей, то съюлить и не донести до покупателя нужной информации будет достаточно сложно — техрегламент предусмотрел требования не только к молоку, но и к упаковке. Теперь на лицевой стороне каждого пакета или бутылки производитель должен четко прописать, к какой категории относится данный продукт.

Стоит отметить, что документ сегодня проходит окончательное согласование — некоторые ошибки технического характера уже выявлены. Сейчас он находится на обсуждении в Аграрном комитете Госдумы и Минсельхозе.

Нина КУЗЬМИНА.

КАК ПЕРЕИМЕНОВАНЫ ПСЕВДОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ? *

ТАК БЫЛО   -   ТАК БУДЕТ

молоко, восстановленное из сухого порошка    -  молочный напиток или заменитель молочного продукта

мороженое с добавлением растительных жиров  -   мороженое с растительным жиром

масло с растительными добавками  -   сливочно-растительный спред

* на сметане, творожках, йогуртах этикетки менять не будут.

КАКАЯ ПРОДУКЦИЯ ОСТАНЕТСЯ МОЛОКОМ?

 

Молоком останется только продукт “с массовой долей жира не более 9%”, изготовленный из сырого молока и (или) молочных продуктов, подвергнутый термической или другой обработке, чтобы привести в норму его составные части.

А вот определение от спикера Госдумы Бориса Грызлова: “Молоком теперь будет называться только то, что производит корова, а не жидкость бело-мутного цвета, так называемое восстановленное молоко из порошка”.

Молоком, как подсчитал председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов, останется 85% “бывшего молока”. Остальное станет молочными напитками.

По данным же Молочного союза, право на гордое название не сохранит 13% молока — столько молока в стране восстанавливают из порошка. Но это в среднем — на Дальнем Востоке, к примеру, практически все молоко порошковое.

ПОЧЕМУ МОГУТ НАЧАТЬСЯ ПЕРЕБОИ?

Вся молочная продукция, вырабатываемая российскими предприятиями, согласно новому техрегламенту, должна получить новые сертификаты на новую упаковку. За полгода чиновники не управились. Да, честно говоря, даже и не начинали: примерно за полгода нужно было принять подзаконные акты, внести технические поправки. Работа затормозилась.

Мало того, ответственное ведомство — Ростехрегулирование — до последнего момента отказывалось выдавать сертификаты. И многие переработчики молока не успели их получить.

Всего, по данным ведомства, придется выдать более 12 тысяч сертификатов. Стоит отметить, что у переработчиков молока есть время, чтобы избавиться от продуктов в устаревшей упаковке, — полгода. Все это время продукция, упакованная по старинке, будет продаваться в России на законных основаниях.

ПОЧЕМУ НАТУРАЛЬНОЕ МОЛОКО МОЖЕТ ПОДОРОЖАТЬ?

Из 1 тонны молока жирностью 3,8% получают 90 кг сухого молока. По подсчетам экспертов, молочный напиток не может быть дешевле натурального молока. Так что вроде бы предпосылок для подорожания нет. Но “натуральные молочники” могут взвинтить цены на свою продукцию. Так, например, на предприятии “Горки-2” в Московской области, куда “осмотреть коров” на днях заезжал премьер Владимир Путин, “МК” заявили, что теперь надеются на рост закупочных цен на натурпродукт.

Татьяна ЗАМАХИНА.



    Партнеры