В Израиле случилось самое страшное

“МК” разобрал версии причины крупнейшего ДТП в истории этой страны

“Путь из аэропорта “Увда” до Эйлата, куда направлялись российские туристы, занимает чуть больше часа. До гостиницы оставалось ехать не более 8 км, когда водитель автобуса решил пойти на обгон, но не справился с управлением...” Заученные фразы сейчас цитируют все: и сотрудники израильской полиции, и спасательных служб, а также различных министерств Израиля. Страна потрясена ужасной трагедией, произошедшей во вторник, когда автобус с представителями турфирм Санкт-Петербурга упал в пропасть, унеся жизни 24 человек. Однако о причинах произошедшего наверняка не знает никто. “МК” разобрал все возможные версии.

Гонки на выживание

В среду с пресс-конференцией перед израильскими журналистами выступил начальник отдела дорожной полиции страны Бен Хемо. По его словам, еще многое предстоит выяснить. В частности, следствие ждет первых показаний самого водителя попавшего в аварию автобуса DAF — 39-летнего Эдуарда Гельфонда, который, как известно, получил серьезные травмы и находится в больнице. Как рассказал Бен Хемо, водителем Гельфонд работал 17 лет и за время службы накопил более 20 протоколов о нарушении правил движения, среди которых — игнорирование красного света и превышение скорости. Однако последнее нарушение было совершено им шесть лет назад.

— Сейчас рассматриваются три версии произошедшего, — рассказал “МК” представитель полиции Израиля Алекс КАГАЛЬСКИЙ. — Это “машина”, “водитель” и “дорога”. Что касается состояния трассы, то следствием не было выявлено никаких изъянов, которые могли бы привести к трагедии. За последние 6 лет здесь произошла всего одна авария. Автобус тоже, насколько мне известно, был относительно новым. Тем не менее в настоящий момент его техническое состояние проходит тестирование по всем параметрам. В отношении личности водителя я слышал, что коллеги считают его человеком очень ответственным. Хотя, на мой взгляд, в случившемся все же замешан человеческий фактор — скорее всего водитель совершил ошибку.

— Есть сообщения, что водитель превысил скоростной режим на 30 км/ч...

— Сообщения подобного рода на данный момент не более чем спекуляция, потому что информация из “черных ящиков” еще не расшифрована. На анализ этих данных уйдет по крайней мере несколько дней, тогда и станет ясно наверняка, с какой скоростью шел автобус.

— А какой вообще штраф предусмотрен в Израиле за такое нарушение?

— 750 шекелей (приблизительно 5300 рублей. — Ред.).

— Если в отношении этого водителя ранее было составлено 22 протокола о нарушении правил безопасности, как его допустили к управлению туристическим автобусом?

— Число штрафов здесь мало о чем говорит. Если его не лишили водительских прав, значит, все нарушения не носили серьезного характера. Ведь не будешь же отбирать у человека водительское удостоверение за неправильную парковку...

— Вы заявляли, что большинство людей погибли из-за того, что не были пристегнуты ремнями безопасности. Кто понесет за это ответственность?

— По израильским законам все пассажиры в транспортном средстве должны быть пристегнуты. Сейчас как раз и выясняется, кто виноват в том, что туристов не предупредили об этом.

Сразу же после катастрофы в СМИ появились сообщения, что Эдуард с напарником поспорили перед поездкой, кто быстрее преодолеет путь от аэропорта до Эйлата. Однако второй водитель Рами Вазна опроверг эти сведения, сообщив, что до этого не был знаком с Гельфондом и впервые встретил его лишь перед рейсом, к тому же он не владеет русским языком (как выяснилось, Эдуард русскоязычный. — Ред.) и говорить им было не о чем. Тем не менее он признает, что Гельфонд всю дорогу вел себя агрессивно и пытался обогнать его автобус. “Если он за что-то и разозлился, то это его проблемы — я не давал повода”, — говорит Вазна.

В свою очередь сам водитель пострадавшего автобуса говорит, что потерял управление после того, как на него “упал какой-то предмет”. По его предположениям, это мог быть незакрепленный багаж.

Между тем доносятся различные сведения о скорости, с которой шел автобус на момент падения в пропасть. Так, израильский эксперт Леонид Бадад сообщил со ссылкой на результаты предварительной экспертизы, что транспортное средство двигалось со скоростью 110 км/ч вместо разрешенных 80 км/ч. А некоторые израильские СМИ приводят вполне допустимые цифры — 70—75 км/ч. Согласно этим данным, скоростной режим водителем нарушен не был.

Как бы то ни было, но эта катастрофа уже вошла в историю Израиля как самая трагическая.

“Автокатастрофы — рок нашей семьи”

Узнав о трагедии, родственники пострадавших петербуржцев вечером стали стекаться в аэропорт “Пулково”, где был развернут оперативный штаб МЧС. Туда же прибыли психологи. К полуночи количество родных и близких превысило 40 человек. МЧС сообщило, что в Израиль вылетят на опознание родственники погибших. Но потом все переиграли.

Дело в том, что к часу ночи Израиль, опросив пострадавших, которые могли говорить, составил только списки точно выживших — по предварительным данным, в нем 18 человек. Поэтому в Эйлат решили отправить только родственников раненых: чтобы они поддержали своих близких морально. Правда, не у всех родных оказались загранпаспорта. Договориться с Израилем об облегченном порядке для “беспаспортных родственников” не удалось. В результате на борт самолета взяли 28 родственников, 5 психологов, трех медиков. В четыре часа утра самолет МЧС России “Ил-26” вылетел из “Пулково”. Еще один самолет готовится к вылету из Петербурга в Израиль в четверг утром…

Тела будут доставлены в Санкт-Петербург бортом МЧС, где и пройдет их опознание.

В злополучном автобусе находился 51 человек, в том числе двое граждан Израиля. Остальные — сотрудники санкт-петербургских и новгородских туристических агентств, а также члены их семей. Так называемые рекламные туры организуют для того, чтобы сотрудники турфирм могли сами увидеть отели и курорты, которые они будут потом продавать своим клиентам. В таких поездках агентства оплачивают лишь стоимость билета и страховку. Данный тур стоил около $750 и должен был продолжаться с 16 по 23 декабря. Агенты должны были осмотреть Эйлат, Тель-Авив, Иерусалим, проинспектировать местные отели и СПА.

Среди пострадавших оказалась 64-летняя Любовь Сребродольская. Женщина приехала в Израиль, чтобы поклониться святым местам. Но Любовь Николаевна выжила в этой страшной аварии, ее доставили в больницу Беэр-Шеве с травмами средней степени тяжести... Автоаварии — рок ее семьи. 15 лет назад в ДТП погиб ее сын, а спустя пять лет — муж.

Чудом осталась жива Людмила Нерушева, сотрудница фирмы “Росновелтур” из Великого Новгорода, для нее это была обычная рабочая поездка.

— Она тридцать лет в турбизнесе, объехала весь мир, — говорят ее коллеги. — Светлый человек! Невестка должна вот-вот родить. Мы, когда узнали о катастрофе, и мысли не могли допустить, что она может погибнуть.

Людмила вышла на связь с родными спустя несколько часов после аварии.

— Она позвонила из больницы, — рассказывает ее муж Александр. — Мобильный телефон, да и все вещи, остался в автобусе. Разговор был короткий, секунд тридцать. Люда только сказала, что жива и с ней все хорошо.

На следующий день Людмилу перевезли в клинику Тель-Авива, как оказалось, женщина получила перелом шейного позвонка.

— Будет долгая реабилитация, — говорит Александр Нерушев. — В Израиль полетит сестра Люды, я отправлюсь туда, как только сделаю себе загранпаспорт.

Людмила само падение автобуса не помнит. Видно, потеряла сознание. “Вышла из автобуса, села на камень, и все”, — говорит она. Родные считают, что она спаслась благодаря тому, что сидела на заднем сиденье автобуса. Те, кто сидел впереди, вылетели из окон в первые же секунды падения.

— Я всегда волнуюсь, когда она улетает, — признается Александр. — А тут буквально за пару дней до поездки в Израиль Люда попала в автомобильную аварию. Она вместе с коллегами из туристической фирмы возвращалась на автобусе из Петербурга в Великий Новгород, и на встречную полосу вылетела легковушка — прямо в лоб! Водитель автобуса каким-то чудом съехал на обочину. К счастью, тогда никто не пострадал. Но теперь я считаю, что это было ей предупреждение. Но кто мог знать тогда, что случится такая страшная авария в Израиле.

Некоторых фамилий нет до сих пор ни в списке раненых, ни в списке погибших людей. Близкие Елены Сторожиловой, сотрудницы туристической компании “Гид-СПб”, оборвали все телефоны. Но никто не может сказать им о том, что с ней случилось. Есть надежда, что девушка все-таки выжила — некоторые пострадавшие до сих пор находятся без сознания.

По последним данным, катастрофа унесла жизни 24 россиян, 25 человек получили травмы. Среди пострадавших — местный гид Аркадий Гиора, он сидел позади водителя. Его в относительно легком состоянии эвакуировали в медицинский центр в Эйлате. “Я сидел позади шофера и думаю, что это спасло меня, — цитирует израильская пресса Аркадия. — Я был занят тем, что сортировал документы, как вдруг все внезапно потемнело. Я обнаружил себя лежащим на склоне. Все было черным и безмолвным поначалу, а затем я смог услышать крики пострадавших. Я не знал прежде этих турагентов. Все они были красивые люди. Когда я увидел их на этом склоне, это было ужасно”.

Возглавляла группу сотрудница компании “Солвекс-турне” Валентина Иванова. Но ее коллеги на момент подписания номера не знали, жива ли девушка.

— Никаких подтверждений того, что она погибла, нет. На сегодня нам известны имена 25 выживших. Валя в этом списке не значится. Но у нас все равно есть надежда. В госпитале лежит один неопознанный пострадавший. Этот человек сейчас в коме. Возможно, это Валентина, — говорит гендиректор московской компании “Солвекс” Ирина Петрова.

В среду президент Ассоциации туроператоров Анатолий Ярочкин предложил всем работникам туриндустрии в 16.00 по московскому времени объявить в своих офисах минуту молчания, чтобы почтить память погибших коллег.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру