Возвратный механизм

В Москве поговорили о грузинских беженцах

Уже несколько дней в Общественной палате России занимаются… грузинскими беженцами. Для решения этой проблемы в Москву прибыли представители грузинской общественности. Но здесь правозащитникам, как врачам, полезно помнить заповедь “не навреди”.

Под эгидой Общественной палаты создается комиссия, которая намерена добивать ся возвращения беженцев к своим очагам. Руководят комиссией телеведущий Максим Шевченко и глава грузинского медиахолдинга Малхаз Гулашвили. На днях представители грузинской общественности во главе с Гулашвили выступили в Общественной палате и на “круглом столе” Российского конгресса народов Кавказа. Цель у комиссии благая. Но проблема в том, что процесс возвращения беженцев в Тбилиси, Сухуме и Цхинвале видят по-разному. В Тбилиси грезят о колоннах автобусов под государственными флагами Грузии, под охраной международных миротворческих сил, которые торжественно въезжают на территории отколовшихся республик. В Сухуме и Цхинвале видят иную картину: беженец сначала проходит всестороннюю проверку спецслужб, затем сдает свой грузинский паспорт и получает абхазский или южноосетинский.Поэтому безответственность некоторых заявлений, честно говоря, просто удивляет. Готовы ли члены комиссии взять на себя персональную ответственность за жизнь тех людей, которые будут (если вообще будут) возвращаться?

В кулуарах “круглого стола”, организованного Российским конгрессом народов Кавказа, глава абхазской делегации Чочхалия высказался так: ставить сейчас вопрос о массовом возвращении беженцев “неконструктивно”. “Игнорировать настроения абхазского народа, людей, недавно воевавших, невозможно, — сказал он. — История не знает такого масштабного возвращения беженцев после войны”. А глава московской общины осетин  Каболов  сказал, что объединение Абхазии, Южной Осетии и Грузии невозможно. Разве что в каком-то “четвертом” государстве. Типа Советского Союза. Тем не менее порой складывалось впечатление, что некоторые российские члены Общественной палаты то ли не знают, что Россия признала Абхазию и Южную Осетию, то ли никак не могут в это поверить.

Впрочем, создаваемая комиссия может принести большую пользу. Это в том случае, если она будет готова к трудной, “черной” работе по конкретной помощи людям. Без телекамер и газетного пиара. Ехать в грязном “уазике” в холодные горы, заснеженные поселки с гуманитарной помощью. Одно такое дело, кажется, намечается. Речь идет о людях в Ахалгорском (Ленингорском) районе, который после того, как выпадет снег, может быть отрезан от Южной Осетии (а с Грузией граница закрыта). Там может начаться настоящая гуманитарная катастрофа. Вот пусть комиссия и покажет, на что способна.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру