Столицу начали обновлять планом

Одобрены реконструкция Западного порта и проект транспортного узла в Косине

18 декабря 2008 в 18:09, просмотров: 1012

Последний в этом году Градостроительный совет можно с полным основанием назвать образцово-показательным. Отцы города продемонстрировали, как они борются с “точечной застройкой”, берегут охранные зоны, поддерживают национальные диаспоры и заботятся о здоровье москвичей. Вместе с тем чиновники не отрицают, что в условиях кризиса многие проекты рискуют остаться лишь в бумажном исполнении.

Чего греха таить: многие хорошие идеи даже в прежние времена пылились на полках годами. Например, о реконструкции Западного порта и строительстве подводного тоннеля через Москву-реку длиной 1,2 км впервые заговорили в 2003 году. Спустя 5 лет Градостроительный совет одобрил очередной вариант этого проекта. Складские функции в нем ограничены до минимума (логистический терминал будет обслуживать только центральное ядро “Москва-Сити” и будущее здание мэрии), а паркинги расширены до максимума. Главный зодчий Москвы Александр Кузьмин не скрывал, что отчасти это мера вынужденная: 8 тыс. машино-мест, по его мнению, почти закроют дефицит Сити, образовавшийся из-за проектных ошибок прошлых лет. Правда, возникает вопрос: паркинг на одной стороне реки, а деловой центр на другой, как добираться-то? Москомархитектура заверяет, что плавки и ласты “белым воротничкам” не понадобятся — они будут добираться до работы на метро. Для этого проектировщики предлагают продлить линию метро от станции “Международная” на один перегон до станции под рабочим названием “Порт-Сити”. Впрочем, по словам Кузьмина, при наличии денег и желания одним перегоном дело не ограничится. “Дальше эту линию можно провести в район проспекта Маршала Жукова, который сейчас совсем без метро”, — мечтает главный архитектор Москвы.

Из центра делового члены Градсовета перенеслись в центр исторический: Московская еврейская религиозная община (МЕРО) вынесла на суд экспертов свои предложения по строительству в Большом Спасоглинищевском переулке общинного комплекса (12 тыс. кв. м) и общественно-культурного центра (13 тыс. кв. м) высотой 2—4 этажа. В здании общины представители диаспоры предлагали разместить ресторан, зал заседаний, досуговый центр и апартаменты. В культурном центре — конференц-зал, учебный центр, столовую и мини-гостиницу. У экспертов это предложение, как выразился мэр, “изжоги не вызвало”, хотя изначально, согласно №885-ПП от 29.10.2002, на этом месте планировалось построить “комплекс зданий детского дома и социального центра” общей площадью всего 6 тыс. кв. м. Неувязочку в зале заметили, но задавать вопросы постеснялись. “Тут дело тонкое, политическое, можно невзначай антисемитом прослыть”, — прошептал сидевший рядом с обозревателем “МК” известный в городе архитектор. Юрий Лужков, в свою очередь, посоветовал проектировщикам изменить архитектуру здания — “пока то, что здесь нарисовано, это больше Тель-Авив, чем Москва”.

После того как пожелания МЕРО были полностью удовлетворены, Градостроительный совет лихо утвердил 2-ю очередь строительства городского технопарка “Нагатино—ЗИЛ”, состоящую из пяти производственных корпусов под размещение предприятий малого бизнеса, и еще один транспортно-пересадочный узел на многостарадальном восточном направлении в районе Косино. Префект ВАО не стал скрывать целей строительства данного объекта: “Нужно не дать людям, живущим в Подмосковье, переехать через МКАД”. Он пояснил, что в связи с масштабной застройкой транспортная ситуация на востоке и юго-востоке Москвы близка к катастрофической. Столичные власти уже приняли решение о строительстве пересадочного узла с перехватывающей парковкой на 3 тыс. машино-мест в Выхине, но этого явно недостаточно: ведь только на Люберецких полях аэрации, по словам Евтихиева, намечается строительство 5,5 млн. кв. м нового жилья. Префект ВАО сообщил, что паркинг в Косине может задержать на подступах к Москве 4,2 тыс. машин. “Только оба перехватывающих паркинга нужно строить одновременно, иначе мы ничего не добьемся”, — предупредил он.

Мысли о дорогах и пробках, по всей видимости, бесповоротно испортили настроение Юрию Лужкову. Следующие три проекта были отправлены им на доработку, а один — жилой дом на проспекте Мира — снят с рассмотрения как “точечный”. Мэр неожиданно для многих экспертов решил вступиться за охранную зону в районе Котельнической набережной, давно уже нарушенную современной застройкой. “Это “двурогое” здание не нравится”, — безапелляционно заявил градоначальник инвестору, рассчитывавшему построить на свободном пятачке между сталинками элитное жилье. Как выяснилось, чтобы “понравиться” — нужно отодвинуть стилобат от набережной, изменить архитектуру здания и понизить этажность. “Слишком много требований в столь сложные времена”, — обреченно прошептал заказчик, выразив мнение всего девелоперского корпуса.

МЕЖДУ ТЕМ

Необычный жилой район, врезающийся в набережную Химкинского водохранилища, появится вскоре на севере столицы. Общественный совет САО утвердил градостроительную концепцию многофункционального комплекса на территории Северного речного порта.

Как стало известно “МК”, реконструкцию Северного порта, чьи основные строения были возведены в 30-х годах прошлого века, планируется начать в следующем году. Преображение портовых земель подразумевает возведение здесь туристического центра с обширной парковой зоной, делового центра пароходства с плавучими объектами и причалами, а также крупного гостиничного комплекса.

Основную часть будущего района (370 тыс. кв. м) решено отдать под возведение жилых массивов, где смогут поселиться более 8 тыс. москвичей. По задумке архитекторов, основой композиции жилой застройки станет эксплуатируемая платформа — стилобат, призванная стать “скелетом” всего комплекса. К стилобату, в котором расположатся автостоянки, торговые площади и другая инфраструктура района, как ветки к дереву, будут прикреплены жилые здания.

Поскольку обслуживание стилобатной части предусмотрено с нижнего уровня, то сама платформа и земли вокруг нее останутся свободной от транспорта зеленой пешеходной зоной.

Предполагается, что новые жилые кварталы в районе Северного речного порта появятся уже через 4—5 лет.




Партнеры