Запутавшийся в сети

Почему сенатор Слуцкер хочет ввести цензуру на Интернет?

Интернет остается свободным. Пока. Именно так оценили в российской Сети отзыв из Госдумы законопроекта, призванного “навести порядок” в отечественном сегменте Всемирной Паутины. Документ, по мнению экспертов, получился несколько недоработанным, сыроватым, поэтому его и отправили “на доделку” — для исключения слишком уж широкого толкования положений.

Напомним: в законопроекте говорится о необходимости запретить сайты экстремистского содержания. Мол, ресурсы, пропагандирующие жестокость, насилие, религиозную, расовую или национальную нетерпимость, следует безжалостно закрывать…

Дело это, безусловно, нужное, но слишком уж часто под призывом “защитить общество” от крамолы скрываются совсем иные мотивы. Попытки “регулирования” (а проще — цензуры) Рунета предпринимались и раньше, и особенно ярко засветился на этом поприще член Совета Федерации РФ от Чувашии Владимир Слуцкер.

Как писала “Газета.ru” (11.02.2008), еще в феврале 2008 года сенатор инициировал разработку в Совфеде норм, касающихся Интернета. В частности, в “проекте Слуцкера” было заложено требование к владельцам сайтов проводить обязательную регистрацию в качестве СМИ, если ежедневная аудитория ресурса превышает 1000 человек. Это, мол, нужно для того, чтобы ограничить публикацию в Сети недостоверной информации и запретить производить откровенные “сливы”.

Кроме того, Владимир Слуцкер потребовал, чтобы в закон о СМИ была внесена поправка, разрешающая прессе ссылаться только на те интернет-ресурсы, которые прошли госрегистрацию. “Официальная регистрация сетевых СМИ, с одной стороны, заставит интернет-издания играть по цивилизованным правилам, а с другой — послужит свидетельством того, что они не публикуют “сливы”, — обосновал свое предложение сенатор. Ведь для печатных изданий тиражом более 1000 экземпляров такая регистрация обязательна…

Однако практически сразу специалисты в области электронных СМИ отметили, что если все интернет-ресурсы с посещаемостью более 1 тысячи человек в день приравнять к газетам и журналам, то “индекс цензуры” в Рунете будет примерно в 500 раз выше, чем, скажем, в израильском сегменте Сети”. А эксперт по социальным СМИ компании SUP Антон Носик так объяснил инициативу Слуцкера: “Время от времени какой-нибудь законодатель, попавший в неприятную ситуацию со своим бизнесом, которым он якобы уже не занимается, обнаруживает, что конкуренты используют для борьбы с ним Интернет. И первое, что он думает, — надо запретить ту площадку, на которой все это происходит”.

Многие в этой связи тут же вспомнили историю со скандальным журналистом Олегом Лурье, против которого по заявлению Слуцкера было возбуждено уголовное дело. Ряд изданий прямо указал, что “дело Лурье” и сенаторские “сетевые” инициативы” имеют одну и ту же природу. По свидетельству “Газеты.ru” (11.02.2008), Лурье якобы шантажировал сенатора и вымогал у него крупную сумму за снятие с сайтов негативных сведений. Как было на самом деле, сейчас разбирается  один из московских судов. 

В  этой связи нужно вспомнить начало пути Слуцкера в бизнес, когда он из обычного кандидата технических наук внезапно превратился во владельца компании “Ронар Прожектс” со штаб-квартирой в Великобритании, а потом “несколько лет назад Владимир Слуцкер покинул Россию и вскоре получил швейцарское подданство. В 1988 году он организовал финансово-инвестиционную компанию “Ронар”, в число учредителей которой вошло пять крупных торговых западноевропейских фирм”. Бизнесмены вроде бы занимались скупкой российского сырья и отправкой его на Запад — типичное дело для тех лет. Казалось бы, что негативного кроется в этой газетной заметке? А “крамола” для сенатора скорее всего заключается в упоминании об его “швейцарском подданстве”. 

Была еще запутанная история с сырой нефтью, когда по искам швейцарской фирмы Слуцкера “Акрон Ойл” к ГУВД и Минфину РФ из казны пытались выжать некую “компенсацию”. Кроме того, как пишет в своей книге “Мракобесие” В.А. Стрелецкий, “Интермедбанк”, где сенатор некогда служил вице-президентом, в 1995 году выдавал неким весьма высокопоставленным правительственным чиновникам кредиты под 10% годовых, а принимал от них вклады под 180% (!). В те же годы на Владимира Слуцкера было совершено покушение — под его машину подложили мощную противопехотную мину. Взрывом убило водителя, но сам бизнесмен по чистой случайности не пострадал.  

Был еще  эпизод с бывшим начальником московского УФСБ, генерал-полковником Анатолием Трофимовым и его женой. Напомним суть истории: в марте 2005 года Слуцкер спорил из-за фирмы “Группа “Финвест” со своим партнером Сафаряном, дело было долгое и шумное. 14 марта на чердаке офиса сенатора “случайно” нашли самодельную бомбу, которая, впрочем, по данным экспертизы, никак не могла взорваться. Владимир Иосифович со скандалом уволил Анатолия Трофимова с должности своего помощника в Совете Федерации. По сообщению “Коммерсанта” (23.11.2005), “между господами Слуцкером и Трофимовым состоялся тяжелый разговор, в конце которого бизнесмен потребовал от генерала положить на стол удостоверение помощника парламентария. Вспыльчивый Анатолий Трофимов подчинился, но перед тем как уйти, произнес: “Слуцкер, это была последняя ошибка в твоей жизни!” 

Громкое дело почему-то практически заглохло, хотя  потерпевшие обращались даже в Совет Федерации, когда вопрос повторного утверждения Владимира Иосифовича в высоком статусе не был еще решен. Допросить его не удавалось, поскольку члены СФ пользуются депутатской неприкосновенностью. 

Подробности “буксующего” дела стали достоянием гласности: протоколы допросов Трофимова и материалы оперативно-розыскных мероприятий по фактам обнаружения “бомбы”, а также убийства генерала благодаря Интернету давно доступны всем. 

Интересно, что по сей день использование своего статуса членами Совета Федерации вне его стен не получает должной реакции и оценки. Впрочем, как и вопрос о его двойных  гражданствах. Зато сам сенатор предпринял массу усилий по “зачистке” Сети.   

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру