Без любви жить страшно

Евгений Гришковец о “Стилягах” Тодоровского

22 января 2009 в 16:58, просмотров: 480

Евгений Гришковец, замечательный писатель, актер и режиссер, а по сути человек-оркестр, сходил в кино. Посмотрел “Обитаемый остров” и “Стиляги”. Вот что он думает по поводу двух картин, претендующих называться сенсацией. Свои впечатления он разместил в “ЖЖ” на своем блоге. 

17 января 2009 года

Здравствуйте!

Вчера посмотрел фильм “Стиляги”. Пошел на последний сеанс и посмотрел. В зале уже было мало народа. Посленовогодний ажиотаж и основная волна схлынули, так что спокойно купил билет и посмотрел. Думал, что не стану ничего писать про “Стиляг” в любом случае, понравится мне или не понравится. Я же не работаю рецензентом и стараюсь пореже делиться своими впечатлениями о прочитанном или просмотренном. Но чувствую внутреннюю необходимость высказаться. Наверное, хочу высказаться по той причине, что практически одновременно в прокат вышли два столь громко заявленных фильма. Это “ОО” и “Стиляги”. И оба эти фильма рядом, видимо, не случайно. С них начался год.

“ОО” — это очень сегодняшнее и очень наше кино. В этом фильме собраны все возможные комплексы неполноценности, которыми страдает наш сегодняшний кинематограф. В этом кино нет никакой художественной свободы. И нет абсолютно никакого отношения к исходному литературному материалу. Нет ни любви, ни нелюбви к тому, что написали Стругацкие. А то, что поклонники Стругацких заявляют о близости фильма к литературной основе, — это сомнительный комплимент писателям. И уж точно это говорит о том, что авторы фильма никак не осмыслили роман.

На “Стиляг” шел, исполненный скепсиса и недоверия. Точнее, я был уверен, что так разрекламированный, имеющий такую кассу и так радостно принятый массами фильм не может быть хорошим. К тому же я знал, что в этом фильме есть все признаки мюзикла. (Улыбка.) А русский мюзикл — что может быть страшнее?!

И как же мне понравилась картина! Какой же Валера молодец! И как же хорошо, что именно этот фильм стал рекордсменом продажи и победил. Это скорее хорошо говорит о нас, о зрителях. Мы, очень разные, разных возрастов, вкусов, достатков и образования, приняли этот фильм. А “ОО” не приняли. Молодцы.

В “Стилягах” очень много остроумных, художественных и очень кинематографических решений. Такую Москву, какой в общем-то никогда не было, но которая есть на открытках, а главное, есть в каком-то мифическом ощущении ушедших эпох, было создать наверняка гораздо труднее и интереснее, чем ту вторичную, простите, хрень, которую мы наблюдали в “ОО”. Москва в “Стилягах” будто бы нарисована американскими художниками пятидесятых годов, которые рисовали девушек пин-ап. А еще атмосфера фильма мне напоминает старую “Книгу о вкусной и здоровой пище” 1953 года с раскрашенными фотографиями. Это очень верное решение автора — сделать Москву такой, какой он не видел, но фантазировал. Когда-то как-то также Масленников создавал из Риги Лондон для своего гениального Шерлока Холмса, правда, не компьютером, а фантазиями и своим представлением о том, каким может быть Лондон той прекрасной эпохи.

Музыкальное решение фильма меня потрясло. Как просто и как верно. В.Тодоровский чуть-чуть старше меня. Но в общем-то мы сверстники. И он использовал в фильме песни нашей юности. Это были наши песни, и в них была наша свобода. Аранжировать их под пятидесятые — это замечательно. Это настоящее мощное художественное решение. Если бы там прозвучали американские песни пятидесятых, наверное, ничего бы не произошло. Не случилось бы того чуда, которое есть в этом фильме. Я слышал о нелепых претензиях к фильму с точки зрения подлинности воспроизведения эпохи. Чушь! Автор воспроизвел свою любовь к юности родителей, к мифам того времени и той Москвы, но, главное, к своей собственной юности. Весь фильм пропитан любовью. В нем нет плохих, в нем есть счастливые и несчастливые, а мерзавцев нету.

И как же чудесно играет исполнитель главной роли! Просто символична разница между главным героем “Стиляг” и “ОО”.

Не знаю, какая судьба ждет этого актера, но он настоящий. Есть надежда, что ему хватит сил и вкуса не затереться в сериалах и бессмысленных проектах. Как он сыграл! В нем такое сильное внутреннее напряжение, такое настоящее понимание того, что он делал, и очень высокая степень точности. Он мне напомнил молодого Шона Пенна, пожалуй, моего самого любимого актера современности. Они оба маленькие, некрасивые, какие-то жилистые и беспородные, что ли. И при этом я не понимаю, как они делают то, что делают. Об Антоне Шагине еще, конечно, рано говорить как о большом артисте, но дай ему бог!

Очень рекомендую всем посмотреть фильм Вуди Аллена “Сладкий и гадкий”, где молодой Шон Пенн играет джазового гитариста. Как он это сыграл, я не понимаю. Между фильмами “Стиляги” и “Сладкий и гадкий” нет практически ничего общего. Но страсти в исполнителях главных ролей просто через край.

А еще вчера, когда смотрел “Стиляг”, вспомнился мне фильм “Плакса” (Crybaby) с юным Джонни Деппом. Этот фильм я давно люблю, в этом фильме я впервые увидел Джонни Деппа, и я уверен, что Тодоровский этот фильм видел. Это очень близкие по сути фильмы. Но при этом “Стиляги” ничуть не вторичный фильм. Они скорее развивают тему, чем ее повторяют.

Вот зачем-то разразился рецензией. (Улыбка.) Выполнил чужую работу. Ну да ладно, не жалко… И я совсем не боюсь упреков и ругани в свой адрес за то, что мне понравились “Стиляги”, потому что в этом фильме есть любовь к тому, что дорого мне. А стало быть, не страшно. А в фильме “ОО” любви нет. И я догадываюсь, как сейчас хреново Бондарчуку. Какой бы он там ни был уже заласканный и захваленный, защищенный государством и мощной пропагандистской машиной, но все же он человек и не дурак. И я думаю, что где-то очень сильно наедине с собой и где-то внутри себя он понимает, что сделал фальшивку и дрянь, и, наверное, догадывается, что на большее не способен. Без любви жить страшно. А Валера молодец! И все мы, кто способен радоваться и чувствовать, тоже молодцы.
Хороших выходных.

Ваш Гришковец.



Партнеры