Доходы населения — лекарство от тарифов

Как облегчить бремя повышения коммунальных платежей

Как облегчить бремя повышения коммунальных платежей
Накануне Нового года власть не радует население подарками: вновь объявлено о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, теперь уже на 26 процентов. О тарифной политике “МК” беседует с первым замом мэра Москвы Петром Бирюковым.  

— Повышение на 2010 год составило не 44 процента, как это было предусмотрено ранее, а только 26. Но, знаете, я бы хотел начать разговор нетрадиционно — с вывода, — говорит Петр Павлович. — А заключается он в том, что существует неизбежность в виде повышения тарифов — и существует задача власти: увеличивать доходы населения, чтобы смягчить такого рода неприятности. Но, говоря о “подарке от власти”, вы повторяете распространенное заблуждение. Неизбежность повышения тарифов на ЖКУ практически никак не зависит от города Москвы, равно как и от любого другого субъекта Федерации. Задача правительства Москвы — сделать так, чтобы рост тарифов не явился шоком для москвичей. Для ее решения задействованы механизмы субсидирования и помощи наиболее нуждающимся категориям граждан. 

В конечном счете тарифы на услуги зависят прежде всего от цены на газ и электроэнергию, по которой эти ресурсы нам отпускают производители. А цена эта, в свою очередь, регулируется федеральными структурами. Возьмем электричество. Федеральное правительство проводит политику либерализации рынка цен на электроэнергию. В соответствии с этой политикой доля электроэнергии, отпускаемой по свободным, нерегулируемым ценам, в будущем году увеличится до 53 процентов от всей отпущенной электроэнергии, а к 2011 году предполагается полная либерализация этого рынка. Пока в данном сегменте рынка не появится конкуренция, рост тарифов можно считать неизбежным. Фактически правительство Москвы своими постановлениями утверждает тарифы в пределах тех индексов, которые нам определила Федеральная служба по тарифам, — это констатация факта, а не самостоятельное решение.  

— Значит, пока мы платим за услуги не по законам рынка?  

— Не платим. Хотя существуют документы, жестко регламентирующие размеры оплаты. Например, Жилищный кодекс Российской Федерации требует, чтобы мы платили за жилье ровно столько, сколько стоят его реальное содержание и ремонт. Между тем платежами москвичей покрывается менее 40 процентов фактических расходов по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Остальное берет на себя город. Можно, кстати, вспомнить и знаменитый Указ Президента РФ от 1997 года, который предписывал всем субъектам Российской Федерации в срок до 2003 года довести оплату населением жилищно-коммунальных услуг до 100 процентов их фактической стоимости. И многие регионы пошли этим путем, проведя повышение цен на ЖКУ в два этапа — до 80, а затем до 100 процентов.  

Тогда руководство столицы приняло другое решение: постепенное повышение платежей исходя из доходов населения и возможностей бюджета по финансовой поддержке граждан. Это решение неукоснительно соблюдается. В течение последних пяти лет уровень платежей населения в общей стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет не более 60—70 процентов в зависимости от занимаемой площади и количества членов семьи.  

Хотелось бы отметить, что после того, как на уровне Российской Федерации социальная политика была провозглашена основным приоритетом развития страны, упомянутый указ был незамедлительно отменен.  

— Какие еще существуют объективные причины роста тарифов?  

— Причин много, и некоторые из них связаны с необходимостью устранения существовавших прежде экономических перекосов. Например, так называемого перекрестного субсидирования. Оно вошло в практику еще со времен Советского Союза, когда населению устанавливали низкие тарифы на услуги, а недостаток компенсировали путем повышения тарифов для промышленности. В Москве в конце 1994 года перекрестное субсидирование достигло апогея. Например, стоимость одного кубометра воды для населения и промышленных предприятий разнилась в 125 раз. В других регионах эта разница составляла несколько сотен раз, и население оплачивало только около двух процентов от реальной стоимости воды. Такое положение дел вряд ли можно было назвать справедливым и тем более экономически обоснованным. Поэтому восемь лет назад федеральным правительством было принято постановление о постепенной ликвидации перекрестного субсидирования и переходе на единый тариф. И уже к 2006 году в Москве на тепловую энергию был установлен единый тариф для всех потребителей. Что касается водоснабжения и канализации, то здесь тариф для населения пока отстает от тарифов для предприятий, однако решение этой проблемы — дело недалекого будущего.  

Важнейший инструмент, который позволяет снизить последствия роста тарифов, — это установка индивидуальных приборов учета. Те москвичи, которые установили приборы сами, или те, кому приборы были установлены за счет бюджета (а это самые нуждающиеся люди — субсиденты и наниматели), не понаслышке знают, что семья из 3—4 человек может ежемесячно экономить до 30% от потребляемой воды (или до 8 тыс. руб. в год), поэтому даже с ростом тарифов платежи у таких семей не возрастают.  

— Петр Павлович, Москва всегда выгодно отличалась от многих других регионов своей социально ориентированной политикой. Удастся ли сохранить эту традицию в условиях вынужденного роста тарифов?  

— Вне всякого сомнения. Мы уже не раз заявляли, что столица, несмотря на все трудности, связанные в том числе и с кризисом, останется верна своим социальным обязательствам перед москвичами. Более того, будет наращивать усилия для повышения уровня доходов горожан, прежде всего, конечно, малоимущих. Я бы хотел предостеречь разного рода аналитиков от излишней драматизации проблемы повышения тарифов. Процесс этот не новый, аргументация поставщиков энергоресурсов, поднимающих цену за свой продукт, тоже хорошо известна. Известно и отношение руководства страны к этому процессу. Наиболее лаконично это отношение было выражено премьер-министром Владимиром Владимировичем Путиным, который заявил, что “полное замораживание тарифов — это эффектное, но не всегда эффективное решение”.  

Другое дело, что повышение тарифов, являясь дополнительной социальной нагрузкой, требует от властей адекватного ответа. Ответом столичных властей на этот вызов в 2010 году будет выделение в качестве доплат и субсидий из бюджета 213 миллиардов рублей. Это и есть та самая “подушка безопасности”, которая дает нам возможность не допустить падения уровня благосостояния населения. Очень важный фактор финансовой поддержки москвичей — действующая в городе система предоставления жилищных субсидий. Ни одна семья в Москве не платит за жилищно-коммунальные услуги больше 10 процентов от совокупного дохода семьи. Для сравнения могу сказать, что в целом по России этот порог составляет 22 процента. Разница, как видите, более чем существенная. Из комплекса подобных факторов и складывается стратегическая политика властей столицы — опережающий рост доходов москвичей относительно роста платежей. И с этого пути Москва не свернет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру