В пояснительной записке говорится, что в действующем Законе “О рекламе” есть пробел: закон этот не предусматривает никаких ограничений для телеканалов в вопросе выбора рекламных агентств. Предлагается пробел заполнить и ввести в этом секторе рекламного рынка примерно те же правила, что уже существуют в сфере размещения наружной рекламы. Федеральным каналам (то есть тем, что вещают на территории больше 5 субъектов РФ) авторы законопроекта хотят запретить заключать договоры с компаниями, контролирующими больше 35% рынка телерекламы. Высчитывать долю компании на рынке придется путем сравнения суммы всех полученных ею от размещения рекламы средств с общей суммой средств, полученных всеми компаниями на всех федеральных телеканалах. Причем учитываться должны и договоры, заключенные аффилированными с телеканалами лицами, — как утверждают авторы, чтобы “предотвратить разработку схем для обхода вводимых ограничений”.
Но это еще не все. Федеральные телеканалы с госучастием смогут заключать договоры с рекламщиками лишь после проведения конкурсов. А Федеральная антимонопольная служба получит право в случае несоблюдения вышеперечисленных требований выдавать предписания о расторжении “неправильных” договоров.
Все заключенные до вступления в силу закона долгосрочные договоры на распространение рекламы признаются действительными, но срок действия их ограничен одним годом.
Больше 35% рынка телерекламы (даже больше 60%) в России контролирует лишь одна компания — “Видео интернешнл”. Значит, антимонопольный законопроект направлен по факту исключительно на подрыв ее господствующего положения. Перспективы принятия законопроекта пока не ясны.