Первый стресс в первый класс

Советы от “МК”: как помочь ребенку привыкнуть к школе

Учебники, школьная форма, портфель — носясь по магазинам в предсентябрьской лихорадке, родители порой забывают, что ребенка нужно не только одеть-обуть, но и психологически подготовить к школе. Зато потом удивляются, почему сын не может усидеть за партой даже пяти минут или приходит домой весь в синяках. А то и вовсе объявляет бойкот: “Не пойду больше в школу!”  

Как научить первоклассника прилично вести себя на уроке? Что поможет ему в будущем стать золотым медалистом? На эти и другие вопросы родителей во время прямой линии в “МК” отвечала специалист Московской службы психологической помощи Светлана УСПЕНСКАЯ.


— Здравствуйте, моя дочь в этом году идет в первый класс. Мне бы хотелось сразу настроить ее на хорошую учебу, чтобы она получила золотую медаль. Как мне с первых дней привить дочери любовь к учебе?  

— Здесь важно не перегнуть палку. Ведь ребенку нужно дать время для адаптации в школе. Достаточно часто на первых порах дети не оправдывают ожидания родителей. И не потому, что они не заинтересованы учебой. Просто в это время у них много проблем: нужно влиться в новый коллектив, найти друзей и, самое важное, войти в ритм нового для них учебного процесса. На первых порах важно поддержать в ребенке познавательный интерес, уверенность в себе: я все смогу, я все умею; если у меня возникнут какие-то проблемы, трудности, я смогу научиться. Важно убедить ребенка, что отрицательная оценка учителя — это не трагедия, а некий сигнал, чтобы первоклассник понял, над чем ему нужно трудиться.  

— А ребенок не расслабится, узнав, что оценка не главное?

— Не думаю. Важно объяснить первокласснику, что “пятерки” и “двойки” не оценивают его как личность. Они оценивают лишь его успешность по данному узкому вопросу. А что касается золотой медали, главное — чтобы родители тоже не расслаблялись и вместе с ребенком искали ответы на возникающие вопросы. Чтобы не было такого: “Ты отойди в сторонку, сам возьми книжку с полки и почитай нужное”.

— Моя внучка на будущий год пойдет в школу. Но она растет очень стеснительным ребенком. Рассказать стих в детсадике для нее настоящая проблема. Дома она все воспроизводит без запинки, а на публике теряется, краснеет и забывает текст. Может, ее стоит к психологу отвести?  

— Мне кажется, это будет нелишним. Пока у ребенка не сформировались устойчивые страхи, надо немного поработать над этой неуверенностью, скорректировать ее самооценку. Скорее всего ситуация складывается так: когда девочка находится наедине с близкими, она чувствует себя уверенной — и все у нее получается. Но стоит малышке поймать на себе посторонние взгляды, как ей кажется, что с ней что-то не так, что она хуже других. К тому же ребенок вспоминает, как в прошлый раз во время выступления он запнулся, и от этого теряется еще больше. А его еще напутствиями окружающие засыпают: “Постарайся, у тебя все получится!” Но такими советами мы только закрепляем в ребенке привычный способ поведения, формируем невротическое пространство вокруг него. Нужно проще относиться к ситуации, сказать: “Не получилось — не беда, попробуешь в другой раз”. Могут помочь и игровые упражнения, которые позволят ребенку раскрепоститься, почувствовать себя уверенным.

— Мой ребенок гиперактивный, но в детском садике особых проблем у него не было. Вот только боюсь, что его непоседливость негативно скажется на учебе. Как его подготовить к школьным занятиям? Существуют ли специальные рекомендации для таких детей?  

— Ребенку нужно постараться объяснить, что в школе он встретит разных по характеру ребят: один активный, второй — тихоня. Но он должен научиться уважать всех. Если ты непоседливый, это не значит, что ты должен мешать соседям. Часто такое поведение обусловлено желанием ребенка выделиться в коллективе. Здесь очень важно объяснить, что единственный способ проявить себя на уроке — это поднять руку. А выкрикивать с места или бежать впереди всех в столовую — недопустимо в данной ситуации. Обязательно расскажите об этой особенности учителю. Он подумает, куда лучше посадить вашего малыша.  

— А можно ему сказать, что из-за плохого поведения он подводит родителей?  

— Конечно, ребенку нужно объяснить, что в школе он лицо семьи. Но тут очень важно не перегнуть палку, чтобы мальчик не превратился в тревожного и зажатого ребенка, который будет бояться сказать слово.

— Я хотел узнать, что делать, если моему ребенку не понравится в школе? Вдруг он придет первого сентября домой и скажет: “Не хочу я больше туда ходить!” Просто он у нас в детский сад не ходил, все время с мамой, с бабушкой…

— Во-первых, мы с вами должны помнить, что мысль материальна. Поэтому родители не должны формировать в своем сознании этих опасений: “А вдруг не понравится?” Если ребенок ненароком это услышит, у него сформируется рефлекс: “Ага, там есть что-то такое, что мне может быть не по душе”. Обязательно объясните сыну, что школа — это новый этап в жизни и там вполне могут возникнуть трудности. Да они обязательно и возникнут. Он должен понимать, что, когда человек приходит на новое место работы, погружается в новую деятельность, сложностей не избежать. Но если у него возникнут проблемы, рядом всегда мама и папа, готовые помочь советом и делом.

— Так получилось, что в прошлом году мы переехали в другой район, но школу для дочки решили не менять. Там и учителя хорошие, и ребята, с которыми она в течение двух лет подружилась. От дома до школы на машине минут 35—40. Как вы думаете, стоит ли поменять школу в этом году?  

— С одной стороны, я с вами согласна: и учителя хорошие, и ребенок привык. Но с другой — ребенку 9 лет, а вы ее лишаете самостоятельности. Понятно, что вы ее не можете отпустить одну. Тем не менее хотелось бы, чтобы в этом возрасте ребенок брал на себя ответственность — успеть, не опоздать, вовремя сделать все дела. А сейчас ответственность за все это берут на себя взрослые. Поймите, какие социальные навыки мы приобретем в детстве, с такими и отправимся во взрослую жизнь.  

— Мы все равно ее будем водить за руку, даже если переведем в близкую школу. Сейчас же такая неспокойная обстановка на улице…  

— Тут очень важно не сгущать краски и не внушать ребенку позицию “как страшно жить”. У него должны появиться навыки социального поведения: если я чувствую угрозу, я должен подойти к взрослому, я не должен цепенеть от страха, я должен принимать решения. Мы должны подготовить человека к взрослой жизни. Первый раз ребенка можно проводить, второй раз лучше сказать: “Мы вместе вышли из дома, иди, я на тебя смотрю”. Третий раз можно проследить за ребенком из окошка. Постепенно нужно давать ему как можно больше свободы.  

— А как смягчить стресс от перехода в новую школу?

— Не обозначать это как стресс. Нужно объяснить, что люди очень часто переходят на другую работу, в различные образовательные учреждения. Да, у тебя была отличная школа, она тебя хорошо подготовила к третьему классу. Ты все знаешь и умеешь. И поэтому сейчас пойдем в другую школу, где ты будешь успешным, все у тебя получится.

— У меня вопрос по кружкам. Моя дочка уже несколько лет занимается балетом и периодически повторяет, что по три часа стоять у станка ей надоело. Конечно, она это время лучше перед телевизором проведет. Что делать: для здоровья полезно, бросать жалко, но, с другой стороны, не хочется ее и насильно водить…  

— Ребенку четко нужно обозначить: да, возможно, балет — это не твое. Давай представим, что ты не будешь туда ходить. Тогда выбери кружок себе по душе. Но телевизор ты смотреть в эти три часа не будешь: это не развивает и вредит здоровью.  

— Она может сказать, что мечтает заниматься конным спортом или играть на гитаре. Увидела у кого-то гитару и загорелась. Как отличить блажь от настоящего увлечения?

— Все достаточно сложно. Ведь пока ребенок не попробует играть на гитаре, пока мозоли на пальцах не появятся, трудно сказать — блажь это или нет. Может быть, впоследствии она увлечется этим по-настоящему. А возможно, нет. Но интересы ребенка все же нужно стараться реализовать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру