Следствие докапывается до причин катастрофы

Самый важный “черный ящик” придется искать в земле под кабиной

Тот факт, что до сих пор не найден третий, речевой самописец разбившегося в “Домодедово” “Ту-154М” “Дагестанских авиалиний”, удивляет авиационных специалистов, так как поиски “черных ящиков” даже при более крупных катастрофах обычно не составляют труда. Причем если обычно информация речевого самописца, как правило, является лишь вспомогательной при определении причины катастрофы, то в данном случае она могла бы стать основной для определения причин неустойчивой работы топливной системы.

Самый важный “черный ящик” придется искать в земле под кабиной
Речевой самописец самолета располагается под кабиной пилотов — в технической нише. При ударе о землю она серьезно пострадала.

В связи с этим стали рождаться “криминальные” версии таинственного исчезновения “черного ящика”, фиксирующего переговоры пилотов. Можно ли предположить, что речевой самописец либо был кем-то изъят после падения как ненужная улика, либо отсутствовал на борту с самого начала полета? Эти версии “МК” попросил прокомментировать летчика-испытателя, в свое время также летавшего на “Ту-154”, Александра Акименкова.

— Согласен, что в данном случае информация с речевого самописца может быть решающей для следствия. Наверняка экипажем на борту обсуждалась причина неустойчивой работы двигателей. Речевой самописец находится в пределах досягаемости экипажа — в технической нише под пилотской кабиной. То есть до него добираются не снаружи, а из кабины. Включение речевого “черного ящика” наземные службы проверяют перед каждым включением самолета. Да и сам полет всегда начинается с зачитки так называемой молитвы, когда перед запуском двигателя включается бортовой магнитофон и на него наговаривается то полетное задание, которое предстоит выполнить экипажу. Все члены экипажа на этот магнитофон докладывают о своей готовности к полету. Поэтому отсутствие магнитофона до полета — если экипаж действовал по правилам — просто исключается.

— Другие самописцы, те, что следят за работой аппаратуры на борту, могут каким-то образом фиксировать действия экипажа — что и в какой момент сделали именно летчики?

— Нет. Они фиксируют только работу аппаратуры. И в данном случае по их данным, видимо, нельзя сказать, что стало первоначальной причиной отказа: человеческий фактор, забыли подключить насосы или же технический сбой.

— То есть на параметрических самописцах нет данных о работе экипажа?

— Нет. Там зафиксировано лишь включение–включение, а также качество работы аппаратуры. То есть если, допустим, автомат защиты электросети выключил эти насосы из-за экстремального увеличения силы тока, то выяснить, чье это решение — самого устройства или экипажа, — невозможно.

— А можно ли предположить, что когда уже раскололся самолет, речевой самописец стал доступен для экипажа, и кто-то мог его просто забрать?

— Думаю, что экипаж в тот момент действовал в очень жестких временных рамках. Там шел вопрос о спасении жизни, и вряд ли кто-то мог додуматься до того, чтобы забрать этот самописец. К тому же бортинженер и летчики довольно сильно пострадали, им явно было не до того. Если уж кто и мог это сделать, то лишь тот, кто уже после катастрофы получил доступ к кабине “Ту-154М”.

Но думаю все же, что нужно просто лучше его искать. Далеко он находиться не может.

Сюжет:

Авария Ту-154

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру