Хроника событий Родственники погибших хоккеистов ярославского «Локомотива» обратились с жалобой в ЕСПЧ Отец погибшего капитана «Локомотива» прокомментировал приговор и амнистию Тимофеева В Ярославле оглашают приговор по авиакатастрофе, в которой погиб аспирант ТулГУ Единственный выживший в авиакатастрофе под Ярославлем удивил суд В катастрофе «Локомотива» нашли врачебную ошибку?

МАК обвинил экипаж в авиакатастрофе Як-42

Летчики могли предотвратить трагедию

2 ноября 2011 в 14:20, просмотров: 7888

Представители МАК провели пресс-конференцию, посвященную результатам расследования крушения Як-42 под Ярославлем. Как и ожидалось, виновными признаны пилоты. Один из них, по данным экспертов, "буквально упирался в тормоза". Родственники погибших и их адвокат считают расследование необъективным.

МАК обвинил экипаж в авиакатастрофе Як-42
фото: Reuters

по результатам расследования авиационного происшествия с самолетом Як-42.опубликованные на сайте МАК.Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в среду в 13.00 провел пресс-конференцию на тему: "О результатах расследования катастрофы самолета Як-42Д RA-42434, произошедшей 07 сентября 2011 года".

Виновными в трагедии были названы пилоты, которые по ошибке нажали тормоз во время взлета. Об этом, к слову, еще несколько дней назад сообщил анонимный сотрудник МАК. Тогда он рассказал, что виновником авиакатстрофы будет признан экипаж и его командир Соломенцев, который, якобы, давил при взлете на педаль тормоза. Именно такую версию и озвучили сегодня на пресс-конференции.

Самолет

По данным МАК, Як-42 до столкновения с землей был исправен. "Самолет был исправлен при вылете из Ярославля. Отказов в работе самолета, двигателей и систем, в том числе тормозной системы, не выявлено. Пожара, взрывов и разрушения самолета до столкновения с препятствием и с землей не было", - заявил председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов. По его словам, которые приводит РИА Новости, ручка стояночного тормоза самолета при взлете находилась в положении "выключено". "Сразу после отрыва от земли самолет столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка высотой примерно 2,5 - 3 метра и контейнером курсового радиомаяка, что вызвало повреждение конструкций левого крыла и могло дополнительно способствовать интенсивному кренению", - добавил Морозов.

Экипаж

Скорость самолета перед взлетом была ниже необходимой на 20 км/час, Як-42 выходил на курс взлета с подтормаживанием. "Решение КВС о старте на номинальном режиме работы двигателя нельзя назвать грамотным, так как это примерно на 350 метров сокращало располагаемую длину разбега и дистанции прерванного и продолженного взлета", - продолжил Морозов.

Он также показал слайд с "правильным положением ног при выполнении взлета", объясняя, что неправильно сделал пилот, тормозивший самолет на взлете. Кроме того, экипаж Як-42 при выходе самолета с ВПП проявил несогласованность действий. По словам Морозова, пилот не просто нажал на тормоза, а "буквально упирался в педали". "Величина обжатия тормозных педалей не была постоянной, а увеличивалась с течением времени. Максимальная величина тормозящей силы составила примерно 8 тонн, - пояснил Морозов. - Анализ показал, что тормозящая сила подобной величины может быть создана только при использовании системы торможения основных колес шасси, так как максимальная сила торможения колес передней стойки, которые используются для подтормаживания колес при уборке шасси, не превышает 100 килограммов - сил. По всей видимости, пилот не просто жал на тормозные педали, а буквально упирался в них, вытягивая штурвал вверх".

Глава комиссии также сообщил, что экипаж мог предотвратить катастрофу, если бы вовремя принял решение о прекращении взлета. "Своевременная оценка ситуации экипажем и принятие решения о прекращении взлета вместо установки взлетного режима двигателей за примерно 1000 метров до выходного торца ВПП-23 (взлетно-посадочная полоса) на скорости большей скорости принятия решения, определенной экипажем, позволила бы предотвратить авиационное происшествие", - сказал Морозов.

Смотрите видео по теме: «Как воскресить "Локомотив"?»
02:46

Касаемо пилотов, по данным МАК, они не имели должного количества часов налета именно на Як-42, но оба пилота имели "негативный опыт", связанный с особенностями управления Як-40. Кроме того, выяснилось что экипаж не выполнил расчет параметров взлета.

Сенсационным стало то, что в крови одного из пилотов обнаружен препарат, замедляющий реакции. "В организме второго пилота обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему, запрещенный к применению пилотами. Лица, использующие этот препарат, не могут быть допущены к выполнению полетов", - сказал Морозов. Ранее экспертиза показала, что во время полета все пилоты были трезвы - имелось в виду алкогольное опьянение.

Авиакомпания

Не обошел МАК своим вниманием и авиаперевозчика - компанию "Як-Сервис". Выяснилось, что она не была способна обеспечивать безопасное выполнение полетов. "Организационная структура авиакомпании "Як-сервис", схема ее управления и финансирования не позволяли обеспечивать безопасное выполнение полетов. Контроль качества освоения воздушного судна со стороны командно-летного состава авиакомпании не осуществлялся. Летные документы по подтверждению минимума были в большинстве своем сфальсифицированы", - сообщил Морозов.

Родственники

В то же время родственники погибших пилотов категорически отвергают версию МАК, заявляя, что официальное расследование было необъективно. По мнению адвоката Игоря Трунова, члены семьей пилотов должны настаивать на дальнейшем расследовании, поскольку после решения КС оно имеет судебную перспективу. "Свалить все на погибший экипаж - это тенденция современного расследования", - отметил защитник.

***

Авиакатастрофа, унесшая жизни 45 человек, произошла 7 сентября этого года возле ярославского аэропорта Туношна. Як-42 авиакомпании ЗАО "Авиационная компания "Як-Сервис", на борту которого находилась хоккейная команда "Локомотив", при взлете выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, оторвался от земли на 5-6 метров и врезался в антенну маяка. Самолет разломился пополам, его части упали в реку в 2,5 км северо-западнее аэропорта.

Погибли 44 человека - весь состав ярославской команды, включая 13 легионеров и канадского тренера Брэда Маккримона, всего 37 человек и 8 членов экипажа. Выжили двое - хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Однако спустя пять дней Галимов скончался от ожогов.

Панихида по погибшим хоккеистам проходила в Ярославле на домашней арене "Локомотива": проститься с любимцами пришли тысячи болельщиков из Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца, Магнитогорска и других "хоккейных" городов России. Также на панихиду приехали хоккеисты практически всех команд КХЛ и россияне из НХЛ. Отдал дань памяти и лично премьер Владимир Путин.

Следственный комитет начал расследование происшествия. Выдвигалось множество версий. Специальные исследования систем самолета проводились почти два месяца. Был поставлен эксперимент с участием опытных летчиков-испытателей. Выяснилось, что самолет был исправен до последнего момента, но во время взлета сработала тормозная система. Когда версия с отказом техники отошла на второй план, основной версией стала ошибка пилотов.

МАТЕРИАЛЫ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам расследования авиационного происшествия с самолетом Як-42, опубликованные на сайте МАК.

Авиакатастрофа "Локомотива". Хроника событий


Партнеры