Подруги до гробовой доски

Студентка решила умереть из-за любви. И захватила с собой приятельницу

2 ноября 2011 в 20:21, просмотров: 22270

Две студентки выпрыгнули с балкона 11-го этажа ночью в среду на западе столицы. Одна из них, Майя Соловьева, скончалась на месте, а вторая, Маргарита Уткина, умерла в больнице. По словам знакомых, Маргарита раньше уже пыталась покончить с собой. «МК» узнал подробности этой трагедии.

Подруги до гробовой доски
Майя Соловьева.

Девушки не жили в доме на Озерной улице, который выбрали для последних посиделок. Скорее всего, он был выбран случайно: с виду ничем не отличается от других ближайших зданий, но его жильцы частенько оставляют открытой на ночь дверь подъезда — даже зачем-то специально подпирают кирпичом. Подняться на балкон общей лестницы девушкам труда не составило: выход на него вообще никак не запирается.

— Девочки ночью сидели в подъезде и шумели, — рассказывает Анна, живущая этажом выше. — К ним кто-то выходил из квартир ниже, просили вести себя потише, но те отвечали, что скоро будет совсем тихо.

Сами девушки проживали совсем недалеко от места трагедии — в Очакове. На свою последнюю прогулку они вышли ночью, прихватив с собой несколько бутылок пива. Когда пиво кончилось, подружки перелезли через перила и прыгнули вниз. Маргарита умерла не сразу: удар немного смягчила ветка дерева. В 31-й больнице до полудня пытались спасти ее — безуспешно.

По словам соседей, Маргарита уже пыталась покончить с собой пару лет назад.

Маргарита Уткина.

— У нее с родителями сложные отношения, — объясняет Анастасия, живущая в одном подъезде с пострадавшей девушкой. — Год или два назад она резала вены из-за мальчика, но вовремя опомнилась и вызвала «скорую». А родители ее тогда чуть ли не под домашний арест посадили.

По словам женщины, Маргарита училась в МИФИ, и во время поступления в семье тоже часто скандалили. Со второй девушкой, Машей, она дружила еще со школы.

— Мария поступила в какой-то медицинский вуз, — вспоминает ее соседка Ольга. — Я еще тогда думала, что эта специальность ей подойдет. Маша всегда была несколько отстраненной, ходила в черном — то, что сейчас называют готичным.

Майя Соловьева училась в академии имени Сеченова на втором курсе фармацевтического факультета, на платном отделении. Как рассказали в деканате, девушка сдавала сессии хорошо и вовремя, без пересдач. Была довольно прилежной и дисциплинированной студенткой. Как рассказала староста группы, в которой училась Майя, Олеся Котова, погибшая студентка всегда была оптимисткой.

Мама Майи говорит, что никогда не замечала у дочери суицидальных наклонностей.

— Я знаю, ее Маргарита запутала. Они вместе учились в школе. И у Маргариты всегда были могильные настроения. Говорите, вены резала? Я слышала, она под поезд бросалась, когда Майя с бабушкой ездили в Париж на каникулы. Моя дочь то и дело ее отговаривала.

По нашим данным, Маргарита только угрожала броситься под поезд, но план свой претворила в жизнь несколько иным способом. Правоохранители не исключают, что Маргарита помогла Майе умереть — например, взяла за руку и заставила прыгнуть вниз. Хотя единственный свидетель, житель дома по фамилии Фомкин, говорит, что видел, как девушки сначала перелезли через перила и стояли на краешке балкона, взявшись за руки, а уж потом шагнули вниз.

— Майя была, конечно, заторможенной, но такую глупость сама бы не выкинула. У нее и парень был — Гриша, студент МИТХТ, — утверждают друзья.

Майя и ее ухажер Гриша.

Справка МК Справка "МК"

ПАРНЫЕ САМОУБИЙСТВА ПОДРОСТКОВ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ

• 4 февраля 2002 г. — самоубийство двух школьниц — 14-летней Тани Афониной и 13-летней Светы Егоровой — в подмосковной Коломне; они забрались на крышу 10-этажного дома на набережной Дмитрия Донского и спрыгнули вниз.

• 23 августа 2005 г. — 16-летние школьницы Катя Золкина и Ульяна Князева выбросились с 16-го этажа подъездной лестницы дома на улице Наметкина в Москве. Мотивы неизвестны. Родственники настаивали, что девочек сбросили убийцы.

• 19 января 2011 г. — самоубийство в подмосковном Фрязине 15-летней Гали Легковой-Гусевой и 16-летнего Никиты Устинова, прыгнувших с 16-го этажа.

Сам Григорий был влюблен в Майю — по крайней мере, сам он так считал и даже написал в соцсети статус «Женат на Майе Соловьевой». Хотя, конечно, ни о какой скорой женитьбе речи не было: молодые люди познакомились только в сентябре.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Борис ПОЛОЖИЙ, профессор, руководитель отдела ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского:

— Начнем с того, что обе эти девочки находились по европейским и мировым критериям в подростковом возрасте (15–19 лет). Этот возраст всегда был возрастом повышенного риска совершения суицида. На это много причин: незрелость психики, максимализм, недостаточное осознание ценности жизни и т.д. Но не только в этом дело. А еще и в семье: родителям явно не удалось воспитать гармоничных, устойчивых к стрессам людей. Разумеется, у людей с теми или иными расстройствами психики риск суицидального поведения значительно выше, особенно если такие расстройства своевременно не выявлены (часто родители, даже если их что-то настораживает в поведении детей, не обращаются к психиатру). Роль играет и наследственная отягощенность (если в роду были суициды, риск повышается).

Смотрите фоторепортаж по теме: Студентка решила умереть из-за любви
7 фото

Парные самоубийства характерны именно для этого возраста. Помимо упомянутых факторов у подростков мощно выражена тенденция к группированию, что можно направить и на хорошие дела, и на печальные. К тому же они очень внушаемы: после случая группового самоубийства мы, увы, сталкиваемся с волной повторов. Особенно если суициды были совершены кумирами подростков. Этот феномен известен давно. Привожу в пример книгу «Страдания молодого Вертера» Гете: после выхода она имела колоссальный успех, но через три месяца была запрещена в ряде стран Европы. Ибо под ее влиянием подростки — ровесники Вертера — начинали совершать самоубийства.

— В чем заключаются промахи родителей в воспитании этих подростков?

— Такие промахи допускают 80–90% российских семей. Родители не относятся к ребенку как к личности, им равной и заслуживающей такого же уважения, унижают, физически наказывают ребенка. Все это не дает сформироваться гармоничной личности. Детей не учат искать выход из сложных ситуаций или пытаются принимать решения за них, а то и навязывают им деструктивные способы мышления («а ты ударь его как следует в ответ»). В итоге ребенок не формируется как самодостаточный, не умеет управлять своими эмоциями. Помните, что структура характера ребенка закладывается к 5–6 годам. И «перелюбить» его нельзя.





Партнеры