Хроника событий "Суперджету" выпала роковая карта Супербюджет для «Суперджета» «Суперджет» снова оконфузился «Суперджет» погубило лихачество? Тайну катастрофы вынут из ящика

Последний полет экипажа «Суперджета»

«МК» выяснил, как будут хоронить летчиков, погибших в Индонезии

24 мая 2012 в 18:21, просмотров: 9641

В четверг в подмосковном Жуковском встречали борт МЧС России с телами россиян, погибших в авиакатастрофе в Индонезии. Накануне в Джакарте останки жертв были в торжественной церемонии переданы посольству России. Как проходила процедура идентификации, в эксклюзивном интервью «МК» рассказал директор Российского центра судебно-медицинской экспертизы, главный специалист по судебно-медицинской экспертизе Минздрава России доктор медицинских наук Андрей Ковалев.

Последний полет экипажа «Суперджета»

— Андрей Валентинович, сколько всего экспертов работали над опознанием погибших?

— Более 60 российских и индонезийских специалистов в области медико-криминалистической, стоматологической, антропологической и молекулярно-генетической идентификации личности. Среди них — сотрудники нашего центра: замдиректора — профессор Павел Иванов, завотделами — кандидаты медицинских наук Дмитрий Момот и Светлана Мошенская, судмедэксперт Наталья Туаева и я. Мы прибыли в Джакарту и приступили к работе 12 мая, а закончили ее 21-го числа. Генетическая экспертиза проводилась в отношении всех погибших россиян.

— Какие травмы были у них?

— Значительные повреждения тел, несовместимые с жизнью, характерные для авиационных происшествий. 17 мая по поручению российского правительства Минздравсоцразвития направило в Джакарту специальный борт с дорогостоящими реактивами. Согласно стандартам Интерпола, официальную идентификацию жертв проводит та сторона, где все случилось. Большую помощь в организации проведения исследований в Джакарте оказали правительства России и Индонезии, Минздравсоцразвития России, МЧС РФ, МИД РФ, посольство России в Индонезии, КБ «Сухой», МАК. Российские эксперты, кстати, работали при активном участии Следственного комитета России.

— В прессе писали, что российская сторона не сразу передала образцы родных для генетической экспертизы и другие данные, в том числе так называемые зубные карты, из-за чего у индонезийцев возникли сложности. Так ли это?

— Нет. Образцы для проведения молекулярно-генетических исследований (иными словами, кровь) взяли у родственников в Российском центре судебно-медицинской экспертизы 12 мая. В это же время близких опросили в целях получения необходимой информации медицинского характера, составили специальные идентификационные карты. Все это вовремя передали в соответствии с международными правовыми нормами индонезийской стороне и российским экспертам, находившимся в Джакарте. Эти материалы использовали для проведения экспертиз.

— Очевидцы сообщали, что в Индонезии условия хранения тел далеки от идеальных — некоторые пакеты с останками находились долгое время на жаре, а в морге бегали упитанные крысы. Что можете сказать по этому поводу?

— Условия хранения тел в полицейском госпитале Джакарты обычные: тела находились в специальных пакетах в холодильных камерах при температуре +2...+4 градуса Цельсия. По моей просьбе для бережного хранения тел российских граждан в условиях влажного и жаркого тропического климата до момента их отправки в Россию КБ «Сухой» приобрело специальную дорогостоящую камеру со встроенной охлаждающей установкой, позволившей поддерживать низкую температуру (—20 градусов Цельсия). Эта камера располагалась на территории полицейского госпиталя Джакарты, и в ней находились все останки российских граждан. Крыс ни в морге, ни на территории госпиталя не было.

— С какими проблемами столкнулись?

— Никаких проблем не возникло: у нас накоплен большой опыт в идентификации жертв различных катастроф. Уже 14 мая мы смогли предварительно идентифицировать пятерых россиян. Остальные тела идентифицировали по мере их поступления с места крушения. Хочу отметить, что в Индонезии очень высококвалифицированная и хорошо оснащенная экспертная служба. Молекулярно-генетическая лаборатория соответствует международным стандартам и хорошо оснащена современным оборудованием и реактивами. Лабораторию создали в 2007 году, при активном участии Австралии, после теракта на Бали, в результате которого погибло много граждан этой страны.

Между тем, как сообщил руководитель пресс-службы ГУП «Ритуал» Дмитрий Коробцов, после доставки в столицу тела погибших поместят на сохранение до похорон в останкохранилища. Прощание с менеджером по контрактам ОАО «Гражданские самолеты Сухого» Кристиной Куржуповой состоится в пятницу. Предполагается, что она будет похоронена на родине — в Иркутске. С директором по продажам ОАО «Гражданские самолеты Сухого» Евгением Гребенщиковым простятся 26 мая, после чего его предадут земле на Троекуровском кладбище. С остальными жертвами авиакрушения простятся 29 мая. Скорее всего, их похоронят в некрополях Московской области. По словам гендиректора ГУП «Ритуал» Александра Егорова, все поставленные задачи по работе с семьями погибших соотечественников, организации транспортных услуг, проведению церемоний прощания и захоронения будут выполнены полностью.

Крушение «Cуперджета». Хроника событий




Партнеры