Кража века раскрыта: нашли пропавшую из эстонского музея банку с фекалиями

Она была частью произведения искусства стоимостью 2 тыс. евро

Поглощённые дискуссиями о скандальной выставке в Эрмитаже британских художников братьев Чепменов «Конец веселья», где в расставленных свастикой аквариумах пластмассовые фигурки «неустанно убивают друг друга», белые медведи осатанело бьются с пингвинами, а обгорелые гитлеровцы совокупляются друг с другом, мы не заметили робкую попытку Эстонии не отстать от культурных тенденций и приблизиться к мировым эстетическим стандартам. А если бы не криминальный скандал, возникший в связи с похищением эстонских культурных ценностей, то мы бы и вовсе пропустили это событие.

Она была частью произведения искусства стоимостью 2 тыс. евро

10 января 2013 г. эстонская полиция заявила о раскрытии скандальной кражи, совершённой 8 сентября прошлого года в Тартуском художественном музее. Тогда из музейного зала была похищена… стеклянная банка с фекалиями.

Этот экспонат является фрагментом оригинальной инсталляции эстонского художника Яана Тоомика, представляющей собой выставленные по кругу банки с испражнениями автора, снабженные табличками с подробным описанием рациона его питания. Претендующая на философскую глубину пространственная композиция была создана Тоомиком ещё в 1992 г., когда Эстония была уже независимой республикой, а её продвинутые деятели культуры принялись искать новые, теперь уже независимые формы самовыражения. И таки нашли.

В 2012 г. эта инсталляция была воссоздана для выставки под затейливым названием «Э? Фу! Бя! Буэ! Вау! Классика современного эстонского искусства», открывшейся в художественном музее Тарту. Правда, к тому времени оригиналов произведения у автора не сохранилось. Остались только склянки с этикетками и план-схема точной их расстановки. Поэтому художнику пришлось поднатужиться и предварительно изрядно потрудиться, чтобы воссоздать композицию заново, так сказать, в полном объёме.

Впрочем, за этим дело не стало. И вскоре Тартуский художественный музей открыл свой вернисаж. Местные любители современного искусства утверждают, что выставка вызвала успех, а по эстонским меркам так и вовсе – ажиотаж. Говорят, посетители валили валом. Все желали приобщиться к концептуальной идее Тоомика и увидеть воочию произведения его творчества, каковыми по существу оказались продукты его жизнедеятельности.

Тогда же, видя такое дело, у Тартуского музея возникло к мастеру неожиданное предложение. Музей решил приобрести у Тоомика… его произведение. Впрочем, по словам директрисы музея г-жи Реэт Марк, хранить у себя банки с чьими-то испражнениями они не собираются. Заплатить музей решил «за идею», а также таблички с меню, использованные автором и право на воссоздание инсталляции, подкреплённое объёмной документацией, подтверждающей это право. Однако Тартуский музей – учреждение не богатое. Пришлось за деньгами обратиться в эстонский государственный фонд «Капитал культуры». Там на заявку откликнулись сразу и выделили на приобретение инсталляции с экскрементами две тысячи евро из казённых средств.

Тогда и произошла скандальная кража. Следствие по делу о пропаже склянки из Тартуского музея велось по-эстонски неспешно, обстоятельно и вдумчиво. Через несколько месяцев преступление было раскрыто. Похитителем произведения искусства, которое к тому времени уже стало почти национальным достоянием Эстонии, оказался Яссь Казелаан – член Эстонского объединения скульпторов, окончивший магистратуру Эстонской художественной академии. Журналисты связались с Казелааном по телефону, но внятных объяснений от него не получили. Похититель сказал лишь, что не имел корыстных побуждений, он «хотел не прославиться, а вызвать дискуссию». Теперь очевидно, что ему это удалось.

Эстонское правосудие обязало незадачливого похитителя выплатить штраф в размере 64 евро. Был ли у него изъят украденный фрагмент инсталляции Тоомика – не уточняется. Впрочем, по сообщениям эстонской прессы, после того как инцидент был исчерпан, организаторы выставки «продолжили экспонировать произведение искусства и принесли художнику и публике извинения за то, что произведение лишилось своей целостности».

Конечно, трудно представить, какого мнения были бы о продвинутом искусстве Эстонии жившие полтораста лет назад Иоган Кёлер, основатель эстонской национальной живописи, и первые эстонские скульпторы Аугуст Вейценберг и Амандус Адамсон. Однако можно точно утверждать, что новомодное эстонское искусство движется в русле тенденций модернисткой современности и, фигурально выражаясь, не ударит лицом ни в грязь, ни во что другое, в чём можно было бы испачкаться. Поскольку и грязь, и всё тому подобное давно уже стало объектами современного искусства. Правда, искусство об этом, похоже, ещё не догадывается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру