Хроника событий Появились первые фото с места крушения «Боинга» в Гаване Исчезновение малайзийского "Боинга": эксперт оценил новую версию Глава администрации Азовского района за год заработал более 1,5 миллиона рублей Лавров: Россия оказывает содействие следствию по MH-17 Следствие: сбившая MH17 ракета могла быть невидимой для российских радаров

Эксперты изучают «черные ящики» сбитого «Боинга». Что может дать расшифровка

В каком объеме обнародовать данные бортовых самописцев рейса МН17 будет решать голландское следствие

24.07.2014 в 15:22, просмотров: 31318

Бортовые самописцы сбитого над Украиной «Боинга» под наблюдением специалистов ИКАО были доставлены в британский Фарнборо для того, чтобы их изучили эксперты местного Управления по расследованию авиационных происшествий (AAIB). По данным ИКАО, речевой самописец лайнера находится в хорошем состоянии. Британским экспертам выпало расшифровывать «черные ящики» по запросу нидерландских властей, которые проводят расследование. При этом речь идет только об извлечении информации из самописцев и передаче ее следствию в Голландию. И уже местные следователи станут решать, что публиковать этично, а что — нет. «МК» решил разобраться — почему было выбрано именно AAIB и что вообще могут дать следствию данные бортовых самописцев.

Эксперты изучают «черные ящики» сбитого «Боинга». Что может дать расшифровка
фото: Дмитрий Дурнев

Как гласит официальный сайт AAIB, основной его задачей является «повышение уровня безопасности полетов путем определения причин авиационных происшествий и выработки рекомендаций по безопасности, для предотвращения повторения подобных инцидентов». «Мы не определяем вину какой-либо из сторон или же степень ее ответственности», - подчеркивает главный инспектор Управления Кейт Конради.

История Управления по расследованию авиационных происшествий насчитывает, в общей сложности, более ста лет. Свое начало она берет в Королевском аэроклубе Великобритании, когда в 1910 году его члены решили разобраться в причинах гибели Чарльза Роллса, одного из сооснователей компании Rolls-Royce, чей биплан развалился прямо в воздухе 12 июля 1910 года под Борнмутом. Роллс стал первым британцем, погибшим в авиакатастрофе.

Уже тогда был сформулирован главный постулат деятельности будущих инспекторов — давать рекомендации во избежание будущих катастроф, а не определять виновных.

В феврале 1912 года расследование причин авиакатастроф было передано в компетенцию специального подкомитета, входящего в клуб. Спустя месяц в рамках клуба был учрежден Комитет общественной безопасности и расследования авиационных происшествий.

В 1914 году в Фарнборо был основан Департамент авиационной инспекции, в коннце Первой мировой войны перешедший в компетенцию Департамента гражданской авиации. На основе департамента впоследствии и сформировалось Управление по расследованию авиационных происшествий, которое в 1983 году было передано Транспортному департаменту. Нынешнее полное название - Управление по расследованию авиационных происшествий — было утверждено в 1987 году. Изначально эта структура занималась расследованием причин авиакатастроф на территории Великобритании, однако со временем — ввиду того, что у Управления имелась специальная аппаратура для расшифровки «черных ящиков», к британцам стали обращаться и из других стран.

Что же касается сбитого на Украине «Боинга», то, очевидно, и здесь речь идет лишь о предоставлении объективной информации: о чем переговаривался экипаж до и во время катастрофы. На основании этих данных соответствующие решения будут принимать уже международные организации, например, ООН или же международные судебные инстанции. Например, именно так произошло в случае с терактом над Локерби в 1988 году, когда был взорван «Боинг 747-100», следовавший из аэропорта Хитроу в Нью-Йорк. Ответственность за этот теракт, напомним, впоследствии взял на себя ливийский лидер Муамар Каддафи. Однако специалисты из AAIB не выносили вердикта относительно вины кого-либо в теракте, а лишь представили объективные данные о причинах крушения авиалайнера. Решение об аресте двух ливийцев, имевших отношение к организации теракта, тогда вынесла полиция шотландской области Дамфрис и Галлоуэй и ФБР. Совбез ООН, в свою очередь, в 1992 году ввел санкции против Ливии.

Так что же такое «черные ящики»? Технические средства объективного контроля, установленные на любых летательных аппаратах, состоят из двух устройств. Это бортовое устройство регистрации (БУР) и бортовой магнитофон (БМ).

БУР — это комплекс электронных блоков и кабелей, которые собирают и накапливают полетные данные, то есть всю техническую работу самолета. БМ — записывает переговоры экипажа в кабине, как между собой, так и с авиадиспетчерами, которые с земли «ведут» самолет.

Вся собранная информация с этих двух накопителей используется для того, чтобы после полета объективно оценить действия экипажа в полете, а также для контроля и диагностики работы систем самолета. В случае летного происшествия или авиакатастрофы, данные бортовых самописцев изучают для того, чтобы приблизится к объективным причинам происшествия.

На самом деле, «черный ящик» окрашен в яркий оранжевый цвет, который в случае аварии и разрушении самолета наиболее заметен. Иногда для для облегчения поисков самописцев в блоки встраиваются радиомаячки. Как правило, «черные ящики» устанавливаются в хвостовой части самолета или даже в киле - при авариях эти части самолета остается если не целыми, то с минимальными повреждениями.

Что касается самого электронного блока, то обычно он помещается в титановый бронекорпус, что служит дополнительной защитой. Благодаря этому он может выдерживает высокие температуры без внутренних повреждений (до 1100 градусов Цельсия) в течение 40 минут. Кроме того, сама оранжевая краска также является жаропрочной.

Сначала с помощью компьютерных технологий снимаются данные самописцев. Затем эти данные расшифровываются и специалисты моделируют поведение самолёта.

В случае с малайзийским «Бингом» бортовой магнитофон может оказаться бесполезным, в случае если пилоты погибли сразу, не успев сообщить авиадиспетчерам, что происходило вокруг. Хотя есть вероятность, что они видели, например, военный самолет, а значит были обязаны доложить об этом. В тоже время, причину аварии можно будет установить по данным БУР, которое должно показать, какие системы управления самолёта отказали с самого начала. Например, это может быть массовый отказ систем, происходящий в случае поражения элементами боевой части ракеты.

02:39

Крушение "Боинга". Хроника событий


Партнеры