Пожары в российских ТЦ продолжат уносить жизни детей

Эксперты оценили затраты ритейлеров на пожарную безопасность

04.04.2018 в 18:43, просмотров: 6453

В России произошел второй за полторы недели пожар в торговом центре. В отличие от масштабной трагедии в Кемерово, он отнял только одну человеческую жизнь. Тем не менее, новый случай подтвердил факт того, что отечественные ритейлеры манкируют обязанностью обеспечения своих клиентов всеми необходимыми для безопасного посещения магазинов средствами. Эксперты считают, что в будущем сегмент розничной торговли постепенно переместится в интернет-пространство. Пока же наши дети, по их мнению, продолжают оставаться в опасности при посещении мега-маркетов.

Пожары в российских ТЦ продолжат уносить жизни детей
фото: Ирина Шаповалова

По итогам 2017 года наша страна вышла в лидеры среди европейских стран по площади торговых центров. России удалось обогнать все станы ЕС и Великобританию, жители которой отличаются пристрастием к покупкам и походам по бутикам, находящимся к крупных мега-маркетах, в которых есть развлекательные объекты — кинотеатры, рестораны, игровые зоны, детские площадки.

Однако, несмотря на первенство нашей страны по совокупной площади торговых центров, постепенно становятся все более заметными признаки стагнации этого рынка. В 2017 году в России, по данным агентства Colliers International, было введено в эксплуатацию 28 ТЦ суммарной площадью 780 тыс кв метров, что вдвое меньше, чем в кризисном 2016 году. Россиянам не хватает торговых центров. Если брать отношение площадей крупных магазинов к числу населения, то станет очевидно, обеспеченность россиян торговыми центрами продолжает отставать от аналогичного показателя большинства европейских странах. В России на 1 тысячу человек приходится только 137 кв метров торговых площадей, тогда как во многих развитых странах Европы обеспеченность тысячи жителей мега-маркетами составляет 700-1000 кв метров.

Как отмечают представители отрасли, снижение темпов прироста торговых площадей высокого качества происходит уже три года. Причинами такой тенденции, с одной стороны, служат экономический кризис и девальвация рубля в 2014-2015 годах. С другой стороны, объем ввода торговых центров в России в прошлом году стал самым минимальным ,начиная c 2004 года. В этом году, по оценкам крупных ритейлеров, площадь торговых центров в России обещает увеличиться только на 2%.

Эксперты уверены, что замедление темпов прироста площадей торговых центров обусловлено развитием более современных и прогрессивных форматов розничной торговли, в том числе, электронной коммерции. Открывать интернет-магазины и инвестировать продвижение нового торгового бренда обходится гораздо дешевле, нежели постоянный контроль над пожарной безопасностью торгового центра. Более того, существует дополнительный риск — в результате проверок могут быть закрыты торговые центры, которые, по сути, являются «самостроем» или расположены в непригодных для торговой деятельности помещениях.

Впрочем, в электронной коммерция существует свой подвох. Дело в том, что многие региональные торговые центры с юридической точки зрения зачастую считаются малыми предприятиями, так как их выручка не превышает 800 млн рублей в год. По этой причине им предоставлены налоговые льготы. Не исключено, что перенос бизнеса в сетевое пространство приведет к потере существующих преференций.

Что касается крупных мегамаркетов, расположенных преимущественно в мегаполисах Центрального федерального округа, то их ежегодный доход составляет примерно 100-400 млн рублей. В остальных регионах аренда помещений стоит намного дешевле, соответственно, и выручка торговых центров ниже от 5-10 млн до 20-40 млн рублей в год. Потеря льгот им не грозит — их у крупных торговых центров попросту нет. Тем не менее, они также ощущают нарастание конкуренции со стороны электронной коммерции. Выручка интернет-магазинов не зависит от арендной платы. Их клиенты застрахованы от попадания в критическую ситуацию. Главное, люди могут не беспокоиться о безопасность своих детей, а подобные опасения в связи с последними пожарами в торговых центрах растут с каждым днем.

Как полагают эксперты, через 5-7 лет в России перестанут открывать новые торговые центры. Это станет следствием падения интереса покупателей к формату торговых центров и роста клиентов интернет-магазинов, покупки в которых можно оформить с доставкой на дом. Формат онлайн-торговли удобным как для покупателей, так и для владельцев бизнеса. Не прибавится хлопот у надзорных органов, поскольку сетевая торговля не связана с рисками для жизни и здоровье людей. Между тем, существует и обратная сторона медали. Увеличение числа интернет-магазинов и рост оборота этого сектора экономики может привести к повышению активности кибер-мошенников, способных запутать и отпугнуть население от покупок товаров через всемирную сеть.

ЭКСПЕРТЫ «МК»:

Анна БОДРОВА, старший аналитик «Альпари».

«Чтобы предотвратить подобные трагические случаи, помимо усиления контроля над пожарной и другими видами безопасности, необходимо провести целый комплекс мероприятий. Например, стоит перенести кинотеатры и игровые зоны на первый этаж и минимизировать использование легковоспламеняющихся и ядовитых при горении строительных материалов. Дополнительные расходы на ремонт, монтаж-демонтаж и рабочую силу лягут на плечи предпринимателей и арендаторов, а не самого торгового центра. В среднем, перенос торговой точки с четвертого этажа на первый будет стоить от 50 тыс рублей в зависимости от масштаба объекта. Отделочные материалы с высоким классом пожарной безопасности стоят в несколько раз дороже стандартных аналогов. То же касается и инструментов пожаротушения: для разного назначения используются разные типы огнетушителей, которые также отличаются по цене — средняя стоимость портативного порошкового огнетушителя составляет 4 тыс рублей, а напольного — 8 тыс рублей.

Каждый торговый центр проектируется таким образом, чтобы на пути к объектам питания или игровым зонам потенциальный покупатель «зацепился» взглядом за определенный, интересный, но абсолютно не нужный ему товар. Соответственно, на этом пути концентрируется максимальное количество магазинов. Перенос этих точек в другие, мене заметные места лишит бутики части прибыли, потому что без особой причины покупатели в них не пойдут».

Владимир СТАРИНСКИЙ, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»:

«Идея переноса кинотеатров на первые этажи не может быть реализована применительно к существующим торговым центрам. Для кинотеатра требуется помещение с очень высокими потолками — это рассчитывается при строительстве здания или при создании проекта. Идея переноса совершенно оторвана от реальности. Также стоит учитывать, что расположение кинотеатров на верхних этажах — это мировая практика, в этом нет опасности для посетителей, если соблюдены все нормы и существуют открытые эвакуационные выходы. Поэтому сейчас необходимо сосредоточиться на том, чтобы обеспечить безопасность посетителей в центрах. Если же говорить о размещении кинотеатров на первых этажах, то это возможно при строительстве новых торговых центров, но не гарантирует безопасность посетителей, если не будут соблюдаться правила пожарной безопасности. В ином случае, наши дети продолжат подвергаться опасности пострадать или даже погибнуть в случаи возникновения чрезвычайной ситуации».



Партнеры