Спасатели продолжают работать на месте крушения. Сейчас там стоит уже 15-градусный мороз, и на кадрах сьемки с вертолета оно выглядит как куча многочисленных белых обломков, припорошенных первым снегом.
Следствие по-прежнему рассматривать три основные версии причин крушения Ан-12: ошибка пилотирования, плохие погодные условия и техническая неисправность. Однако уже известно: когда в момент посадки экипаж Ан-12 доложил диспетчеру, что из-за плохой видимости уходит на второй круг, буквально через пару секунд высота полета самолета резко снизилась – с 230 до 120 метров, после чего он сразу же исчез с радаров.
По информации источников «МК», близких к следствию, перед вылетом из Якутска в Иркутск Ан-12 не прошел противообледенительную обработку. Сопоставив два факта – отсутствие обработки и резкое падение высоты при посадке, – эксперты «МК» делают вывод: причиной катастрофы могло стать обледенение машины, повлекшее ряд технических отказов.
Все усугубляется еще и тем, что разбившийся Ан-12 – абсолютно древний самолет, который эксплуатировался с 1968 года – больше 50 лет (!). С 1993 по 2003 год он находился на хранении и не летал. Потом его выкупила армянская авиакомпания, затем – таджикская, после чего в 2019 году он оказался в Белоруссии.
Вот как «МК» прокомментировал случившееся исполнительный директор Авиарегистра России Александр Книвель:
– Причиной этой катастрофы может быть что угодно – ее определят специалисты после расшифровки «черных ящиков», найденных на месте падения Ан-12. Там может быть и плохая погода, и ошибка пилотирования, и отказ техники, но для меня ясно одно: упал очень старый самолет, который на сегодняшний день не соответствует абсолютно никаким нормам летной годности.
Многие забывают, поясняет эксперт, что даже у сертифицированного самолета вероятность авиационного происшествия – 10 в минус шестой степени на один час полета. А этот самолет летал 53 года! Понятно, что он налетал огромное количество часов. И с каждым часом вероятность летного происшествия все больше, так что это должно было когда-то произойти.
– Причем у тех самолетов, что создавались в 50–60-е годы прошлого века, – говорит Александр Книвель, – нет даже никаких десять в минус шестой степени. Там вероятность примерно десять в минус четвертой степени. Так что умножьте его часы налета на эти десять в минус четвертой – и получите 3-4 авиапроисшествия, которые за это время с ним наверняка уже должны были произойти. Это – закономерность. Еще в конце 70-х годов я был участником – заместителем председателя макетной комиссии Минавиапрома по проекту самолета Ан-70. Его делали на замену Ан-12. В результате проект Ан-70 благополучно уничтожили, причем тогда, когда этот самолет уже летал. И вот теперь мы продолжаем эксплуатировать Ан-12. Ничего удивительного, если и дальше будем на нем биться. На его замену Объединенная авиастроительная корпорация обещает сделать что-нибудь только к 2029 году. Хорошо если так. Для начала пусть хотя бы Ил-112 сделают на замену Ан-24. Я везде говорю, что старые самолеты опаснее новых не только потому, что они сами по себе старые как экземпляры, а потому, что они сделаны еще по старым требованиям к летной годности. Когда их делали, никаких норм летной годности вообще не существовало. И сегодня они уже абсолютно не соответствуют никаким современным критериям.