«Такого масштабного бедствия не было никогда»: сочинские автомобилисты подсчитывают убытки

На компенсацию за покореженные из-за разгула стихии машины они особо не рассчитывают

В Сочи продолжают ликвидировать последствия потопа. В результате ураганных ливней, обрушившихся на город в ночь на воскресенье, улицы в Центральном и Хостинском районе превратились в бурные реки. Стремительным потоком уносило и корежило машины. Официально сообщается о 55 поврежденных автомобилях, но местные жители уверяют, что их свыше 200. Мы поговорили с владельцами затопленных машин, и выяснили, как прибывала вода, была ли возможность спасти автомобили, и надеются ли они получить компенсацию.    

На компенсацию за покореженные из-за разгула стихии машины они особо не рассчитывают
Фото: "ЧП Сочи"

— Накануне вечером начался сильный дождь, но никто не мог предположить, во что это может вылиться, — рассказывает жительница Центрального района Сочи Ольга. — Я как раз отдала свою «Хендай Элантру» 2014 года в автосервис в Виноградном переулке, чтобы поменяли масло. Проснулись с мужем от звонка. Звонила дирекция базы, мы услышали, что их топит. А там выше, на улице Тимирязева, очень тесная застройка, все закатано в бетон. По этой улице пошел поток, равносильный лавина. Вода вперемешку с илом, камнями, ветками деревьев, строительным мусором, устремилась вниз. Высота вала была около полутора метров. Тащило и какие-то железные детали, и куски бетонных блоков. Этот сель врезался в железные боксы, где стояли машины, находилось оборудование. Там было настоящее месиво. Стены боксов вынесло. Машины затопило. Весь автотранспорт, стоящий на парковке, унесло потоком вниз. Улицы превратились в горные реки. Заборы срезало, как бритвой.  

Когда мы пришли — уровень воды был около 70 см. Рассказываю вам, и меня бьет дрожь. Мы стояли и понимали, что в любой момент может пойти второй вал воды. И нас снесет как щепок. В боксах все 15 машин были затоплены.  Удалось снять клеммы с автомобилей, чтобы не произошло замыкание. Все было в плотной массе ила.  

Ольга рассказывает, что мощный поток воды хлынул ниже на Донскую улицу, где у нее находится квартира. На этом участке сложилась самая сложная ситуация. 

— Там стоящие на обочине машины вообще захлестывало по самую крышу. Кто-то плыл в машине.  Это был настоящий коллапс. Автомобили в заторах сталкивались друг с другом. Многие были смяты, как консервные банки. Некоторые автомобили до сих пор подтоплены.

— Надеетесь получить выплаты?

— Сразу начала звонить в УВД, мне сказали: «Ожидайте!» Это «ожидайте» длилось три часа. Позвонила в МЧС, услышала, что с этими вопросом — не к ним. В администрации сообщили, что они решают вопросы в случае, если пострадала недвижимость, по машинам надо звонить в УВД... Наконец, дождалась участкового, поехала оформлять заявление о порче имущества. Узнала, что компенсация будет только тем, у кого оформлена КАСКО. У меня как раз КАСКО. В договоре указано два вида ущерба, я не знаю, положены мне выплаты или нет. Зашла в страховую, они меня отправили в другой головной офис... Гоняют из кабинета в кабинет,  перекладывая ответственность друг на друга. 

Ольга говори, что у них — многодетная семья, машина — их кормилица. 

— Официально сообщается, что в результате стихии пострадало 55 машин.

— Не может быть. Мне кажется, их больше — свыше 200. Если только на одной нашей станции было 15 автомобилей... Может быть, они успели оказать помощь владельцам 55 машин, те, что попали на спецстоянки. В это я еще могу поверить. Многим автовладельцам пока не удается дождаться очереди, чтобы к ним приехали для составления протокола о повреждении автомобиля в ДТП.

Фото: "ЧП Сочи"

— Подобный потоп случался раньше?

— Такого масштабного бедствия в этой части города не было никогда. Топило Лоо, низину Адлера, Кудепсту, Хостинский район, но только не Центральный район Сочи. 

Жители Сочи вспоминают, что сильное подтопление было в 1978 году. Но и тогда до улицы Донской вода не доходила.

У сочинца Андрея, как он говорит, во время разгула стихии «разбило машину в хлам».

— Попал минимум на 120 тысяч рублей, у меня на «Рено Логан» держался весь бизнес, — говорит Андрей. — Я лично не слышал ни воя сирены, ни сообщений по громкоговорителям, где предупреждали о стихии и сходе селей. Власти теперь говорят: что же, вы, хотите, в субтропиках живем, стихия... Что-то раньше машины не уносило в ливни в центре Сочи. Хорошо бы обратить внимание на незаконные застройки предгорий и излучин с руслами рек. Воде там просто некуда стало впитываться, кругом —  асфальт, плитка и бетон. Теперь следует ожидать, что будут оползни, склоны-то размыты. 

Андрей говорит, что у него страховка — ОСАГО, которая  не погашает последствий стихийных бедствий.

— На компенсацию, если, честно, не надеюсь. Нам уже дали понять, что возмещения будут выплачивать только тем, кто в результате стихии потерял жилье. А владельцы машин, не застрахованные по КАСКО, должны ремонтировать автомобили за свой счет.  

Геннадий, у кого потоком воды помяло «Мазду», настроен более решительно.

— Машины затопило в городе, а это — зона ответственности местных властей, — говорит Геннадий. — Сфотографировал покореженный автомобиль, провел видеосъемку. Вызвал  ГИБДД, полицию. Оформил акт затопления. Собираюсь обратиться в оценочную компанию, чтобы  специалисты оценили причиненный ущерб. Брат у меня юрист. Поможет составить досудебную претензию о ненадлежащем  обслуживании системы водоотвода с требованием возместить причиненный ущерб. Откажут — буду обращаться в суд. 

МЕЖДУ ТЕМ

За восстановление автомобиля после затопления возьмется далеко не всякий сервис. И дело не в особенной технической сложности. Просто «осушать» авто — работа очень кропотливая и трудоемкая.

— Возьмем хороший вариант, когда не было гидроудара в двигателе, — поясняет владелец московского автосервиса Сурен Баблоян. — В этом случае все до линии затопления надо разбирать до металла, сушить, зачищать все контакты, проверять всю проводку. Электронику «лечим» так же, как упавший в воду телефон: может, «вылечится», а может, под замену…

Чтобы выполнить эту последовательность операций, нужен хороший слесарь-арматурщик и еще лучший электрик. Причем обоим специалистам придется затратить множество нормочасов, чтобы сделать все тщательно, подчеркивает сервисмен.

— Плюс замена всей забарахлившей электрики, — продолжает Баблоян. — По итогу, если в воде побывала дорогая машина, бюджет может быть миллион и даже больше. А с народными марками другая штука: потратить придется несколько сотен тысяч, а это может быть сравнимо с ценой самого транспортного средства.

Признаками «утопленника» могут быть, по словам мастера, ржавчина по швам на «свежей» машине, затхлый запах в салоне, проблемы с электроникой, если возраст авто при этом не преклонный. Если модель не премиум-класса и достаточно распространенная, лучшим выбором будет ее утилизировать, а точнее, разобрать на запчасти (изъяв для продажи те, что не поражены наводнением). И приобрести новую машину, которой «плавать» не доводилось.

Если все же автомобиль решено восстанавливать, в проверке нуждается абсолютно всё, настаивает Сурен Баблоян. Следует сменить масло в коробке передач и мостах, убедиться, что двигатель не перенес гидроудар, тщательно извлечь и просушить все без исключения обивки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28832 от 26 июля 2022

Заголовок в газете: Девятый автовал

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру