А наши-то самолёты кое в чем понадёжнее будут, нежели Boeing!

Пилот разбившегося в Казани авиалайнера учился в Кировограде на Николаевке

Согласно ранее опубликованным «МК» данным по налету экипажа, командир воздушного судна Рустем Салихов на второго пилота Boeing-737 выучился в июне 2010 года, командиром судна стал в марте 2013-го. Общий налет у него составил 2739 часов. Второй пилот Виктор Гуцул, у которого общий налет 1925 часов, переквалифицировался из бортинженера в 2011 году. Собственный корреспондент «МК» навел справки о Рустеме Салихове в Кировоградской лётной академии Национального авиационного университета Украины. 

Пилот разбившегося в Казани авиалайнера учился в Кировограде на Николаевке
В этом корпусе обучался первый пилот Боинга

- Командир разбившегося в Казани Boeing-737-500 – действительно выпускник Кировоградского высшего лётного училища гражданской авиации 1991 года, - сказала «МК» помощник начальника Лётной академии по связям с общественностью Ольга Кушнир. – В данном случае принципиально важно то, что обучался он у нас по специальности «штурман». Где и когда Рустам переучивался на лётную работу, нам неизвестно. В Кировограде этого уж точно не было.

Сокурсник Владимир Цуканов не верит, что причиной аварии стала неопытность Рустема. «Мы окончили факультет воздушной навигации, - вспоминает Цуканов. - Где-то в 1990-х годах штурманов переучивали на пилотов на «Боингах». Это не запрещено! Мы знали всю летную теорию еще с училища, просто практики изначально было чуть меньше. А теорию изучали одинаково — что штурман, что пилот. Это ж не стюардесса, которая вдруг стала пилотом. Салихов налетал штурманом 7–8 тысяч часов, а это очень прилично! Пилотом он налетал 2,5 тысячи часов, и это тоже нормальный налет, потому что когда у летчика 6000 часов налета, то он уходит на пенсию как пилот, а не штурман».

На кировоградских Интернет-форумах в эти дни появились утверждения, будто Салихов, как один из лучших выпускников 1991, года получил в кировоградской «вышке» диплом с отличием и две квалификации – пилота и штурмана. Якобы из семисот тогдашних выпускников подобное удалось только тридцати.

По словам Владимира Цуканова, на самом деле красного диплома у Салихова не было. Курсантом он был крепким: «Все в те годы было очень строго: если не успевал — отчисляли. И если по каким-то предметам можно было то тройку, то пятерку получить, - полеты надо было сдать только на «отлично».

- Я поступал сразу после общеобразовательной школы, а Рустем к этому времени уже отслужил в Советской Армии, - продолжает Цуканов. – Из ста человек личного состава нашей роты только пятнадцать были «армейцами». Все они шли в авиацию осознанно. В Казань Рустем по окончании учебы отправился неслучайно. В те времена в Лётном училище ещё существовало государственное распределение. На отдельных выпускников были персональные заявки: либо в распоряжение министерства гражданской авиации, либо в авиакомпании. Место жительства курсанта до поступления тоже принималось во внимание; а поскольку Рустем родом из Казани, туда его и распределили сразу.

В украинской столице есть человек, у которого оба пилота, Рустем Салихов и Виктор Гуцул, в свое время проходили подготовку. По мнению Евгения Хохлова, президента научно-методологического центра процессного анализа Национального авиационного университета, «злую шутку» с экипажем воздушного судна сыграли эксплуатационные ограничения Боинга. В США они ведомы каждому пилоту. А вот у нас, на территории бывшего СССР, лётный состав в экстремальных ситуациях мыслит категориями отечественных лайнеров. На которых Салихов и Гуцул проработали почти 15 лет.

- Мое мнение — это не технологическая катастрофа и не катастрофа по человеческому фактору, - убежден киевский эксперт. - Она связана с тем, что самолеты "Боинг-737-500" имеют свои эксплуатационные ограничения, которые не полностью известны пилотам СНГ. Летный диспетчер сказал, что за 15—20 секунд до удара экипаж сообщил о создании непосадочной конфигурации. Это дальняя граница опасной зоны эксплуатации бортовых систем безопасности от столкновения с землей, зона катастрофичности и фатальности, из которой невозможно выйти. Так что пилоты все равно бы не сели. Вопрос, почему они попали в эту зону, почему не сработали раньше системы безопасности? Они обязаны были предупредить экипаж. Расчеты нашего Центра показывают, что "Боинги" имеют так называемые повышенные эксплуатационные риски, повышенные риски по углам крена. При такой непосадочной конфигурации, которая была в Казани, причем в развороте, определить направление крена в "Боингах" невозможно. А на наших самолетах — возможно, благодаря тому, что они имеют авиагоризонты иной конструкции.

Из досье «МК» Рустем Салихов родился 11 июня 1966 года в Казани. В 1991 году окончил Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации (с 1993 года — Лётная академия). В 1992-м прибыл на Казанское предприятие на должность штурмана. Летал на разных типах самолетов. Выполнял работы в России и за рубежом, в том числе в экстремальных условиях. Имеет 21 год общего летного стажа. В июне 2010 года Салихов прошел переобучение в учебном центре компании S7 («Сибирь») на второго пилота самолета Boeing-737-500 (-300, -400). Переподготовка на командира воздушного судна пройдена в марте 2013 года (на все семейство самолетов Boeing-737). Салихов в качестве пилота налетал в общей сложности 2557 часов (из них ночью — 1039,11), в том числе на Boeing-737 налет составил 2330 часов (в том числе как КВС — 510 часов). Салихов проходил проверку техники пилотирования и самолетовождения в марте этого года, а проверку на международных воздушных линиях — в апреле 2013 года.

Олег БАЗАК 

Сюжет:

Авиакатастрофа в Казани

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру