Мостовой приземлился между мостами

В отечественной авиаистории случаи удачного приводнения пассажирских лайнеров тоже имели место

Классическим примером посадки самолета на водную гладь до сих пор считают аварийное приводнение на Неву 21 августа 1963 года “Ту-124” (бортовой номер 45021), выполнявшего рейс Таллин—Москва.

В 60-е годы не принято было подробно освещать авиапроисшествия, пусть даже и с удачным финалом. О “невском опыте” хорошо были осведомлены только выпускники летных училищ и авиаинститутов. Но в 90-е годы петербургские журналисты, опросив более сотни свидетелей события, восстановили тот инцидент детально. Вот что произошло в тот летний день 45 лет назад.

После взлета во время уборки переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Вернуться в Таллин было невозможно из-за тумана, поэтому самолет был направлен на запасной аэродром “Пулково”. Долетев до Ленинграда, экипаж начал выполнять полет по кругу в зоне ожидания, вырабатывая топливо. На восьмом круге, когда по приборам топлива оставалось около 750 л (значительно больше аварийного остатка), внезапно остановился левый двигатель, затем — правый!

Как выяснилось впоследствии, свеженький, не вполне доработанный самолет “Ту-124” потерял шаровой болт еще при приземлении в Таллине. Но самолет с неисправным шасси отправили в рейс. В полете летчики пытались выбить заклинившее шасси шестами и даже прорубили для этого днище фюзеляжа. В самолете была и еще одна неполадка: неисправные датчики топливных баков. Когда на восьмом круге при выработке топлива перед заходом на посадку у “Ту” отказал левый двигатель, датчики показывали наличие еще 750 литров керосина в баках. После того как двигатель заглох, диспетчеры разрешили самолету быстрый пролет по прямой над городом. Второй двигатель заглох как раз над Исаакиевским собором. Второй пилот, бывший гидролетчик, крикнул командиру корабля Мостовому: “Садись на воду!”

Самолет, планируя, пронесся над Литейным мостом на высоте всего 90 метров, над Большеохтинским — на высоте 40 метров, над строящимся мостом Александра Невского машина пронеслась на высоте всего 4 метра! Впереди был Финляндский железнодорожный мост. Всего за сотню метров от преграды самолет плюхнулся в воду, перед этим чуть не раскрошив проходивший по Неве буксирчик 1898 года постройки.

Капитан суденышка Юрий Поршин бросился на спасение самолета, который стал быстро набирать воду пропоротым фюзеляжем. Он подогнал буксирчик под крыло, которое и стало трапом для спасенных пассажиров и экипажа. 44 пассажира поднялись через верхний люк и стали потихоньку перебираться на подогнанные плоты. Люди были в шоке, но женщины не забывали снять туфли, чтобы не замочить: хорошая обувь в те времена была дефицитом…

Командира экипажа Виктора Мостового сначала хотели наказать за разгильдяйство, но потом, принимая во внимание наличие на борту иностранцев и материалы в прессе о подвиге экипажа, решили наградить орденом Красной Звезды, членов экипажа — медалями. Капитан буксира Поршин получил почетную грамоту и часы… Тем не менее выводы комиссии гласили: в аварии виноват экипаж. “Выводы комиссии, расследовавшей АП, — остановка обоих двигателей из-за полной выработки топлива. Экипаж неправильно установил остаток топлива, в связи с чем указатель топлива давал завышенные показания” …Самолет же, подняв из воды, списали и разрезали на детали. Кабину в качестве тренажера отправили в Кирсановскую авиашколу в Тамбовской области. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом... А легендарный пилот Мостовой позднее с семьей эмигрировал в Израиль, где умер в 90-е годы.

В 72-м году пилот Николай Малинин посадил самолет “Ту-134” на Истринское водохранилище. У самолета отказали оба двигателя. Лайнер успешно “подрулил” к берегу.

В 1976 году успешное приводнение произошло на Украине. Самолет “Як-40” выполнял рейс Каунас—Киев. Весь полет прошел нормально, но уже при заходе на посадку бортмеханик нажал кнопку “стоп”, случайно выключив двигатели реактивного самолета. Вспомнив “невскую историю”, экипаж принял решение садиться на воду Днепра. Но до реки самолет не дотянул. “Як” пропахал болотистое мелководье в местности Оскорки, которая сейчас является спальным районом Киева, а тогда была пустырем. Посадка прошла удачно. После инцидента в конструкцию самолетов внесли изменения, которые исключали полное отключение двигателя во время полета. А извлеченный из болота “Як-40” до последнего времени числился в авиапарке одной из российских авиакомпаний…

Похожий случай произошел и в 80-х. Летчики-испытатели “Ту-134” нырнули в Пироговское водохранилище. Посадили самолет грамотно, но катер, который спасал пилотов, ударил носом воздушное судно, и оно пошло ко дну.

А в начале 90-х годов под Ейском Ростовской области похожая история завершилась трагически. Рейс был служебным, поэтому известно о нем мало. По имеющимся данным, самолет “Ан-12” вез военнослужащих на какое-то совещание. В полете бортмеханик решил проверить выработку топлива из подпольных баков. В баках оказался конденсат. В итоге остановились все 4 движка. Самолет с выпущенными шасси приводнился в Ейском заливе. От удара фюзеляж разломило. Выбраться из самолета успели не все. Могилы погибших в авиакатастрофе находятся рядом с авиагородком в Батайске…

 p-2-1.jpg  Пилоты-испытатели приводнили “Ту-134” на Истринском водохранилище.

 p-2-2.jpg  На месте, где приземлился “Як-40”, сейчас находится киевский спальный район.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру