У Москвы появится новый главный архитектор?

Александр Кузьмин — «МК»: «Все хорошее когда-нибудь кончается»

Абсолютной неожиданностью стало проведение 6 апреля в закрытом для прессы режиме заседания комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы. Возможно, причина была не в вопросе, который там обсуждался (поправки в Градостроительный кодекс города), а в присутствии на комиссии главы Москомархитектуры Александра Кузьмина, информация о грядущей отставке которого появилась в пятницу. «МК» все же выяснил, какие поправки обсуждали депутаты и будет ли Кузьмин отправлен в отставку.

Александр Кузьмин — «МК»: «Все хорошее когда-нибудь кончается»

После окончания совещания Александр Кузьмин дал «МК» комментарии и по поводу своей отставки, и по поводу обсужденного вопроса.

«Все хорошее когда-нибудь кончается», — вначале грустно отметил он, но потом добавил, что официального уведомления об увольнении он еще не получал, а о своей грядущей отставке слышит постоянно на протяжении последних двух лет. «Не могу точно сказать, соответствуют слухи о моей теперешней отставке действительности или нет», — туманно сказал главный архитектор.

Впрочем, глава комиссии по перспективному развитию и градостроительству депутат Михаил Москвин-Тарханов без обиняков сообщил обозревателю «МК», что ему «грустную новость Саша уже рассказал»:

— Саша — опытнейший специалист, я к нему очень привык, и мне как депутату с ним очень хорошо работалось. В Думе без него мне будет вдвое тяжелее — ведь новому человеку понадобится время, чтобы освоиться. По поводу того, кто придет на замену, я ничего сказать не могу. Но уверен, что Саша не пропадет — он сможет прекрасно прожить на вольных хлебах, занимаясь проектированием, ведь он отличный профессионал.

В экспертном сообществе тоже слышали о готовящихся в Москомархитектуре перестановках. В четверг на заседании комиссии по культуре Общественной палаты РФ научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин заявил: «Есть опасение, что скоро на место Кузьмина придет человек еще более далекий от вопросов охраны культурного наследия». По его мнению, руководящие лица Москомархитектуры должны назначаться на свои посты только после консультаций с экспертным сообществом. В противном случае судьбу города будут вершить непрофессионалы.

Источник в стройкомплексе, в свою очередь, заявил «МК», что разговоры об отставке Кузьмина и реорганизации Москомархитектуры идут уже в течение года. «С ним действительно трудно работать. У Кузьмина непростой характер, он выполняет только те поручения, которые сам считает нужными. Это многих раздражает. Но при этом Кузьмина искренне уважают архитекторы, к нему терпимо относятся общественные организации во главе с „Архнадзором“, а для проектных институтов он непререкаемый авторитет», — говорит собеседник газеты. По его словам, замена Кузьмина на его зама Сергея Костина будет большой ошибкой: «У него просто не хватит знаний и опыта, чтобы справиться с тем объемом задач, которые ставит перед Москомархитектурой правительство Москвы».

Напомним, что экс-глава «Автодора» Сергей Костин был назначен заместителем главного архитектора Москвы по вопросам транспортного строительства после того, как в конце декабря 2011 года его отправил в отставку Владимир Путин. Мнения г-на Кузьмина при этом никто не спрашивал. О появлении нового зама он узнал из распоряжения мэра. На прежнем посту г-н Костин запомнился обещанием построить к 2020 году новую подмосковную кольцевую дорогу (ЦКАД) и не вводить в эксплуатацию более 100 км платных магистралей в год.

Александр Кузьмин прошел все возможные ступеньки карьерной лестницы: в 1974 году он окончил МАрхИ и поступил на работу в НИПИ Генплана, в 1987 г. стал директором этого института, в 1991 г. назначен заместителем, затем — первым заместителем председателя Москомархитектуры. С сентября 1996 года — руководитель Москомархитектуры и главный архитектор столицы. Кузьмин курировал все московские «стройки века», начиная от храма Христа Спасителя и Манежной площади до программ реконструкции промзон и сноса пятиэтажек.

Что касается поправок в Градостроительный кодекс, то они фактически разрешают строительство в границах природных комплексов. Речь, правда, пока идет лишь о детских садах, школах и гаражах. Садикам и школам, построенным на границе с природными зонами, разрешат использовать эти территории для развития, независимо от того, государственные они или частные. Есть предложение предоставить такое же право и поликлиникам, но это еще под вопросом, поскольку тогда в природных зонах может оказаться масса коммерческих клиник.

К тому же власти намерены объявить в городе «гаражную амнистию». Как пояснил «МК» Москвин-Тарханов, когда-то природные зоны делились на категории, и в одной из них разрешено было строить гаражи; теперь федеральное законодательство категории отменило, и владельцы гаражей на природных территориях оказались нарушителями закона. Поправки в ГК призваны разрешить им остаться на своих местах — если, конечно, они не умудрились вместо гаражей соорудить частные автомойки, что в столичной практике тоже случается. «С такими мы будем бороться», — говорит Москвин-Тарханов.

Об одном из основных нововведений в ГК Александр Кузьмин рассказал «МК» следующее: «Многие жители города, которые согласны с проектами правил землепользования и застройки (ПЗЗ. — Авт.) их районов, ждут не дождутся, когда появится информация по их территориям. Мы же не могли одобрить ПЗЗ до тех пор, пока не будет принята окончательная редакция Генплана, а на это нужно время. И вот мэр Сергей Собянин внес очень разумное предложение: если у людей нет никаких претензий, пусть на их территориях ПЗЗ будут утверждены, а если есть — предстоит еще работать».

— Мы пытались нанизать ПЗЗ на весь огромный город, в котором теперь появились еще и присоединенные территории. Теперь очевидно, что так не получится, — рассказал тем временем «МК» Москвин-Тарханов. — Предложено выделить т.н. территории стабилизации, где разрешены будут лишь благоустройство и капремонт, но не строительство, — к ним, например, Кузьмин относит весь центр, Раменки, Гагаринский район. Здесь ПЗЗ можно утвердить, не дожидаясь принятия Генплана. С остальными проблемами будем разбираться по мере их поступления.

Однако есть и другие поправки. Например, те, что касаются сложившейся у ряда инвесторов и застройщиков ситуации: несколько лет назад они получили акты разрешенного использования (АРИ) на освоение ряда городских территорий, однако власть поменялась, строительство решили сократить, а АРИ отменили вовсе, заменив их ПЗЗ. Теперь многие коммерсанты просят просто поменять им документы, тем самым сохраняя их право на строительство, однако власти заявили, что на это не пойдут. «Эту лавочку мы прикрываем отдельной серией поправок в Градкодекс», — говорит Москвин-Тарханов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру