Катание педального коня

«МК» узнал, где пройдут новые столичные веломаршруты

25 апреля 2012 в 18:13, просмотров: 4004

Пришло время расчехлить велосипеды и приготовиться к путешествию по новым веломаршрутам. Ведь обещаний на этот счет было роздано немерено. Действительно, в этом году новые велодорожки в столице появятся. Существуют и перспективные планы развития велосипедной инфраструктуры. Вот только сами представители велосообщества зачастую ими недовольны. «МК» ознакомился с официальными и альтернативными проектами велодорожек.

Катание педального коня
фото: Геннадий Черкасов

Промчаться с ветерком по уныло буксующей в пробках, вечно забитой машинами Москве мечтает, наверное, каждый, кто помнит драйв и адреналин быстрой велосипедной езды. Мечты мечтами, но как их осуществить? Дороги и так переполнены, тротуары отданы пешеходам, до парков и лесных массивов добраться с велосипедом может далеко не каждый. Словом, задачка не из легких. Сделать Москву дружелюбной к велотранспорту пообещал сам мэр Сергей Собянин. Осенью прошлого года он лично открыл первую официальную велодорожку на Лужнецкой набережной и поручил столичным чиновникам всерьез позаботиться о новых удобных веломаршрутах. С этого момента начала воплощаться в жизнь утопическая мечта заядлых любителей велопрогулок, а именно то, что в городе и вправду появятся специально размеченные, выделенные участки для беспрепятственного движения велосипедистов, оснащенные удобными съездами, знаками, ограждениями, продуманно включенные в транспортную структуру города.

Вообще-то сама история вопроса с «велосипедизацией» всея Москвы на сегодняшний день практически исчерпана. Схема заветных веломаршрутов уже в работе, она должна быть готова к осени 2012 года. Исполнитель — НИиПИ Генплана Москвы. Координатор вопроса — Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы. Общая сумма, выделенная на реализацию велосипедной программы, — 610 млн. рублей. Тендер на разработку и проектирование отраслевой схемы веломаршрутов столицы в заключительном варианте составил 21 млн. рублей.

Что и говорить, суммы немалые. На такие деньги можно обустроить действительно удобные, функциональные трассы не хуже, чем в Мюнхене или Амстердаме, а можно по российскому обыкновению погубить идею на корню, пополнив тем самым невеселую статистику дураков и дорог. Первые, пилотные маршруты велодорожек должны появиться в городе уже со дня на день — срок их строительства назначен на конец весны — начало лета. Как сообщают источники «МК» в правительстве Москвы, уже разработаны и утверждены маршруты 20 км велодорожек, которые пройдут по Центральному, Западному, Юго-Западному и Юго-Восточному административным округам. Однако проект до сих пор вызывает споры и противостояние в стане архитекторов и профессионалов велодвижения. Камнем преткновения стала сама концепция проектирования: если первоначально велосипед предлагалось использовать как перспективный вид городского транспорта, способный повлиять на мобильность передвижения жителей, то в заключительном варианте ему отводится лишь прогулочная и оздоровительная функции.

Итак, предпроектное предложение «Размещение трасс велосипедных дорожек в городе Москве» включает три зоны веломаршрутов по ЦАО+ЗАО, ЮЗАО+ЮАО, ЮВАО. Всего 23 км. Маршрут № 1 начинается на Краснопресненской набережной у моста «Багратион», далее по набережной Тараса Шевченко, Саввинской, Новодевичьей, Лужнецкой, по Комсомольскому проспекту до причала «Олимпийский стадион «Лужники». Общая протяженность маршрута составит 10,5 км.

Маршрут № 2 стартует от станции метро «Беляево» и через улицу Миклухо-Маклая, Севастопольский проспект, Битцевский лес, Сумской проезд — здесь он разветвляется: одно направление до станции метро «Чертановская», другое — до метро «Южная». Общая протяженность маршрута составит 7,7 км.

Маршрут № 3. Данная велосипедная дорожка ведет от остановки «МКАД» в Капотне, далее по левому берегу реки Москвы, набережной Марьинского парка, Люблинской улице, далее по межквартальным проездам до станции метро «Братиславская». Общая протяженность маршрута составит 7,5 км.

Все маршруты будут проходить в непосредственной близости от остановок общественного транспорта, станций метро и причалов.

В настоящее время идет согласование данных маршрутов со всеми заинтересованными ведомствами.

Ширина велодорожек с учетом двустороннего движения будет составлять 1,5 метра. На улицах города дорожки будут моститься тротуарной плиткой и цветным асфальтом, а в парковой и лесопарковых зонах будут высеваться.

Пункты проката емкостью до 60 велосипедов будут размещаться в начале и конце маршрута, а также из расчета 1 пункт на 2–3 км пути. Пункты будут располагаться в непосредственной близости от остановок общественного транспорта и причалов.

На входах в зоны отдыха, а также у остановок общественного транспорта и входов в метро планируется разместить велопарковки, на которых одновременно могут стоять до 20 велосипедов.

фото: Алексей Мощенков

С концепцией Москомархитектуры в корне не согласен руководитель ЦНИИП велодвижения Игорь Маркин:

— НИиПИ Генплана, как крупный профессиональный проектный институт с многолетним опытом работы, сначала должен был выработать единую планировочную концепцию по формату развития велотранспорта в городе и предложить первичный вариант отраслевых схем. Для этого нужно было проанализировать транспортные возможности велосипеда для Москвы, провести опросы населения, причем как велосипедистов, так и невелосипедистов, максимально задействовать профильные институты, общественные организации, рабочую группу Департамента транспорта. Однако ничего из этого сделано не было. В результате мы получили крайне непрофессиональную, далекую от идеала схему пилотных маршрутов. И в этом несложно убедиться, стоит только проехать по одному из предложенных маршрутов, например, от Лужников до Делового центра на Краснопресненской набережной. Велосипедистам нужно будет взобраться на пешеходный мост Богдана Хмельницкого по лестнице, потом точно так же спуститься с него и по узкому пешеходному тротуару двигаться по другому берегу Москвы-реки до пешеходного моста «Багратион», где и перебраться на Краснопресненскую набережную. Ни узость тротуара, ни конфигурация лестницы с открыванием дверей на входе и выходе, ни опоры уличного освещения, расположенные зачастую точно на середине трассируемой велодорожки, не смущают авторов проекта. Мало того, для покрытия велодорожки предлагается мощение плиткой, как будто им неизвестно, что для хорошего движения велосипедистам и роллерам нужна гладкая, ровная поверхность! Вдоль велодорожки запланированы многочисленные лавочки, клумбы, дорогие гранитные элементы ограды и декорирования. При этом никакого внимания не уделяется поперечным профилям для удаления воды и освещению самой велодорожки, а ведь это основа безопасности!

В ноябре 2011 года на заседании рабочей группы в Департаменте транспорта города Москвы ЦНИИП велотранспорта выступил с предложением увеличить общую протяженность пилотных велодорожек почти до 100 км, предложил схемы и проекты маршрутов (см. одну из схем). Документы получили предварительное одобрение и даже были переданы в Департамент капитального ремонта для оценки стоимости строительных работ. Там подтвердили, что предложение ЦНИИП велотранспорта может быть рекомендовано к реализации. Но не более того.

Словом, каким быть московским велодорожкам — вопрос, похоже, открытый. И здесь недостаточно одного лишь желания власти «идти в ногу со временем» и потрафить взыскательным любителям велопрогулок. Нужен глубокий, вдумчивый анализ и рачительный, заинтересованный подход. И еще, пожалуй, вера в то, что это действительно нужно Москве и будет работать.




Партнеры