Пять колец московского метро

Появятся к 2020 году

25 апреля 2012 в 20:00, просмотров: 30880

Столичные власти разработали грандиозный план развития внеуличного транспорта в Москве с учетом присоединяемых территорий. За 10 лет планируется построить 150 км новых линий метро и объединить подземку с железнодорожными ветками и скоростным трамваем. К 2020 году на транспортной карте столицы будет уже не одно, а пять скоростных колец. Также предусматривается строительство новых веток метро в юго-западный сектор Новой Москвы, Рублево-Архангельское и Домодедово.

Пять колец московского метро
фото: Геннадий Черкасов

До недавнего времени правительство Москвы анонсировало программу развития метрополитена только до 2015 года, называя в качестве ближайших ориентиров 75 км новых линий и 36 новых станций. Однако среднесрочные планы чиновников оказались гораздо масштабнее. «До 2020 года протяженность метрополитена должна увеличиться в 1,5 раза, увеличится шаговая доступность станций метро и снизится загруженность ряда линий», — заявил в среду на заседании городского правительства Сергей Собянин. Всего планируется построить 150 км новых линий, 42 км из которых приходится на Третий пересадочный контур, 70 станций и 7 новых депо. Таким образом, общая протяженность линий подземки должна увеличиться до 451 км, станций — до 252. «Эта программа является минимальной для метрополитена», — подчеркнул Собянин.

Первые два участка Третьего пересадочного контура (ТПК) — «Нижняя Масловка» — «Хорошевская» — «Деловой центр» и «Хорошевская» — «Кунцевская» — планируется ввести в эксплуатацию уже в 2015 году. В дальнейшем строительство Большого кольца сначала будет продолжено в сторону востока: в 2016 году предусмотрен ввод участка от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной», включающего 5 станций, в 2017-м — участка от «Каширской» до «Нижегородской улицы» с 4 станциями. Глава стройкомплекса Марат Хуснуллин поясняет, что очередность строительства новых линий зависит от перегруженности конкретных территорий. Поскольку на востоке сосредоточены наиболее неблагополучные в плане транспортной доступности районы, метро в первую очередь было решено вести туда. В 2018 году строители рассчитывают продлить ТПК от «Кунцево» до «Проспекта Вернадского» и далее до «Каховской», что потребует сооружения еще 6 станций. Впрочем, количество и месторасположение остановочных пунктов на Большом кольце пока позиция весьма условная. «По мере принятия управленческих решений о развитии конкретных территорий, мы сможем „нанизывать“ на ТПК дополнительные станции, которые нужны для их транспортного обеспечения», — говорит Хуснуллин.

Пока чиновники более-менее определились со строительством новой ветки от «Проспекта Вернадского» вдоль Калужского шоссе в Новую Москву. Она должна быть спроектирована до 2015 года и построена до 2020-го — как раз к этому времени на присоединяемых территориях должны появиться новые жители, в частности, обитатели парламентского центра и других кластеров. Еще одна линия может прийти в Большую Москву от станции «Каширская» через Битцевский парк. Впрочем, четкой уверенности в том, что она будет востребована, пока нет. «Нужно посмотреть, как будут формироваться пассажиропотоки. Пока никакой необходимости в строительстве новой ветки нет», — поясняет глава стройкомплекса. Не ясны перспективы и двух других хорд, заложенных в программу. Будущее одной из них напрямую зависит от перспектив формирования транспортного хаба в районе Домодедово (чиновники полагают, что планирующийся скоростной трамвай не справится со всей нагрузкой), второй — от темпов строительства финансового центра в Рублево-Архангельском. Также чиновники рассчитывают после 2020 года обеспечить метро район Гольяново и поселок Восточный.

инфографика: Иван Скрипалев

Третий пересадочный контур будет иметь два пересечения с МКЖД, что позволит сформировать в Москве систему из пяти скоростных колец. Первое — уже хорошо известная москвичам Кольцевая линия, второе — ТПК, третье — МКЖД. Четвертое (самое большое) кольцо будет образовано южной частью ТПК и северной частью МКЖД, пятое — наоборот, северной частью ТПК и южной частью МКЖД. Пересадку с одного вида транспорта на другой предполагается организовать на станциях «Хорошевская» и «Нижегородская улица», которые превратятся в гигантские ТПУ. Никакой разницы между железной дорогой и метрополитеном пассажиры при этом не почувствуют, поскольку по обеим полуокружностям движение поездов будет осуществляться в тактовом режиме. «Совокупная работа Третьего пересадочного контура и Малого железнодорожного кольца создаст эффективную транспортную систему», — уверен Марат Хуснуллин. В отличие от Кольцевой ветки ТПК будет использоваться не только для движения поездов по кругу. «Будут созданы новые маршруты, которые позволят подвозить пассажиров, например, из Кожухова в Сокольники. Раньше таких возможностей для маневра у нас не было», — подчеркивает глава стройкомплекса.

В настоящее время в строительстве находятся 50 км линий метро и 18 станций. До конца года работы должны начаться на всех участках, входящих в план прокладки 75 км, а с 2013 года строители возьмутся за программу новой пятилетки (2016–2020 гг.). Для этого Москва, по словам Хуснуллина, собрала «всех пенсионеров, всех, кто умеет проектировать и строить тоннели на территории СНГ». Затраты на реализацию программы составят порядка 100 млрд. руб. ежегодно. Все расходы пока оплачивает городской бюджет.




Партнеры