«Школу вынуждают стать платной!»

Нововведения последних месяцев: путь к совершенствованию или эксперименты на детях?

27 апреля 2012 в 17:32, просмотров: 8884

Немалому числу родителей не нравятся многочисленные новшества, которые вводятся в школах и детсадах в последнее время. По этому поводу и родители, и учителя собирают митинги, проводят пресс-конференции, в Мосгордуме прошел «круглый стол» «Детские сады и школы: зачем ставят эксперименты на наших детях?».

Участники мероприятий четко обозначили главные болевые точки. Разрушение бесплатной, общедоступной системы образования и коммерциализация школы; «оптимизация» с закрытием «ненужных» учебных заведений; тотальная бюрократизация, захлестнувшая школу валом отчетности. И как следствие — падение качества отечественного образования с 3-го места в мире на 55-е.

«Школу вынуждают стать платной!»
фото: Геннадий Черкасов

Одна из учителей, собравшихся в конце минувшей недели митинговать в Новопушкинском сквере, жаловалась: «На нашу беду чиновники научились пользоваться Интернетом. И теперь нам приходит по 16–17 таблиц для заполнения. Ежедневно!!! А вот ремонт школьного здания, если директор не обладает повышенными пробивными способностями, сделать невозможно: денег либо нет, либо дают столько, что и на половину работ не хватит». Однако главная беда — стремительная коммерциализация школы. И это — не пустые угрозы: «Руководитель нашего окружного управления образования недавно собирала директоров школ и прямо сказала: „Главным критерием оценки вашей работы для меня будет, сколько школа зарабатывает“. Школу буквально вынуждают стать платной!»

Ответственность за перевод школы на платные рельсы возлагают на Федеральный закон (ФЗ № 83), меняющий финансово-организационный вид существования школы и впервые узаконивающий право системы среднего образования зарабатывать на учениках. В полную силу он вступит с 1 июля, и прочувствовать все его прелести еще предстоит. Но многие проблемы возникают уже сегодня. Так, директора школ, рассказал сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, «стали отказывать ученикам 9-х классов в приеме в 10-е. Сегодняшнюю школу оценивают по результатам ЕГЭ, и они не хотят рисковать, зачисляя не самых сильных». Другая проблема, по его словам, — экономия: «Под этим предлогом нас вынуждают укрупнять школы и классы. Но за время реформ мы и так много сэкономили на образовании. А на что идет сэкономленное, не знаем».

По поводу слияния школ, вызывающего так же много нареканий, на пресс-конференции высказалась заместитель руководителя департамента образования Наталия Шерри.

— При любом раскладе решение о слиянии школ принимают сами педагогические коллективы, — сказала она. — Это решение принимается коллективами двух, трех школ, которые думают, как они будут обеспечивать детям дальнейшее развитие. В этом варианте возможностей у них становится гораздо больше. Школы могут объединить только по договоренности с педагогическими коллективами, управляющим советом, даже с самими детьми. Эти решения рассматриваются индивидуально. Другой случай — когда слабую школу присоединяют к более сильной, также давая возможность развития. Преимущества такого слияния — в объединении нескольких ресурсов, кадровых, педагогических, методических.

— Мы сознательно приняли решение спрашивать мнение родителей при слиянии школ, — добавляет Алексей Анисин, начальник Северо-Западного окружного управления образования. — В этой ситуации ключ на старт дает готовность директора к слиянию. 95% этого решения приходится на сами школы, и только 5% остается за управлением образования. Экономическая выгода от слияния видна на примерах небольших учреждений. Например, сейчас зарплаты в детсадах соотносятся таким образом, что 38% от общего бюджета получают педагоги, а 62% — остальные сотрудники. После слияния пропорции меняются в лучшую для воспитателей сторону за счет сокращения «вспомогательного» персонала.

Значительная часть столичных родителей также не в восторге от тотальной компьютеризации школы. Многие опасаются, что детские электронные карты (УЭК), по которым дети будут входить в школу, платить за питание и за проезд, принесут больше вреда, чем пользы. «Родителей уже сейчас принуждают заключать договоры с операторами и подключать платную услугу SMS-оповещения каждый раз, когда ребенок проходит через турникет, на телефон мамы или папы. При этом родители смогут начислять на карту деньги через банк или специальные терминалы, стоящие в самих школах. И это еще полбеды. „Ростелеком“ уже планирует оснастить эти терминалы платными игровыми приложениями, то есть фактически установить „одноруких бандитов“ в каждой школе», — ужасаются родители. Пугают их электронные дневники, которые также будут замыкаться на УЭК. Дети, не сомневаются родители, будут регулярно «терять» их, как только скопится достаточное количество «двоек».

Выявились недостатки и электронной записи в первые классы. Как оказалось, «без номера СНИЛС нельзя записать ребенка в первый класс по Интернету. А в центре — без согласия родителей на использование персональных данных детей, в том числе «для их трансграничной передачи». А это, естественно, пугает.

Однако наибольшее недовольство вызывают две проблемы: увеличение численности групп в детских садах и пресловутое изменение там рациона питания. Постановлением Главного санитарного врача России Онищенко были изменены нормы наполняемости групп в детских дошкольных учреждениях. Вместо прежнего критерия — числа детей на одного воспитателя — был введен новый: количество квадратных метров на каждого ребенка. В результате, поскольку учитывается даже площадь групп, занятая мебелью, состав групп, по словам родителей, увеличился до 35–38 человек.

Что же касается питания, то в апреле столичный департамент образования после массовых акций протеста отменил витаминизацию третьих блюд и увеличил порции из птицы, мяса и рыбы. Однако продукты в детские сады поставляются по контрактам, заключенным на весь год. А потому реальные изменения возможны только в будущем. Причиной нынешних проблем родители, в частности, называют коррупцию:

— Объем рынка питания в детских садах составляет 20 миллиардов рублей, и за эти деньги развернулась борьба, в которой пострадавшими оказались дети.

Заинтересованные стороны заявляют о необходимости кардинального изменения контроля качества питания в детских садах и школах. В рационах питания малышей предлагается полностью отменить искусственную витаминизацию всех блюд, запретить любые генно-модифицированные продукты, вернуть в меню натуральное яйцо, исключив меланж, увеличить объем каждой порции в соответствии с рекомендуемыми нормами питания. Также решено обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность постановления Главного санитарного врача об увеличении групп в детских садах.



Партнеры