У россиян уже сносят башню

Купит ли Шварценеггер квартиру в Новом Ступине?

15 мая 2012 в 18:21, просмотров: 5649

Кто бы из нас не хотел просыпаться от пения птиц по утрам. Ездить на работу на велосипеде. И не бояться за детей, когда они гуляют одни без взрослых. Жить на природе, в тишине и безопасности. Еще неплохо бы при этом иметь все городские удобства в доме, развитую инфраструктуру под боком, и чтобы вечером было где развлечься. Звучит такой список требований как утопия. Мы ведь не в Европе живем! Да, Подмосковье далеко не Европа. Но не спешите с выводами. В области уже появился новый формат жилья — современные малоэтажные города и поселки. Что получилось из этого гибрида Запада и Востока, кто там живет и будем ли мы когда-нибудь гордиться своей малоэтажной Россией — выясняли корреспонденты «МК».

У россиян уже сносят башню
фото: Геннадий Черкасов
Машина семья переехала в Новое Ступино из аварийного жилого фонда.

Вид за окном

Британские ученые пришли к выводу, что красивый вид из окна продлевает жизнь на 2 года. Если принять это утверждение за аксиому, то в новом подмосковном экогороде Новое Ступино будут жить одни долгожители. Из какого окна здесь ни посмотри — один вид краше другого. Неудивительно, что даже голливудская звезда Арнольд Шварценеггер решил прикупить здесь недвижимость, а заодно приобщиться ко всем прелестям жизни в русской глубинке. По крайней мере на сайте экогорода сообщается, что американский актер и культурист еще 2 года назад собирался перебраться сюда жить, чтобы научиться у местных фермеров доить коз и коров. Шварценеггера в Новом Ступине мы не нашли, а вот пенсионеры из подмосковного Видного там уже живут.

— Мы с мужем родились в деревне, но в молодости очень хотелось жить в Москве, вот и поселились в Видном. А с годами стало тяжело переносить людскую толчею. Опять потянуло в деревню. Да и надо же как-то было решать квартирный вопрос. Всю жизнь ютились с детьми в крошечной «двушке». Сын — взрослый, жениться пора, а куда он приведет жену? — Татьяна Николаевна тяжко вздыхает, будто недоумевает: — Ради чего они столько лет мучились в малогабаритной квартире? А когда я увидела по телевизору рекламу Нового Ступина, сразу поняла: это наш вариант! Лес, поле, водоемы рядом, и в то же время это городская квартира со всеми удобствами. Мы продали свою «двушку» в Видном и купили две квартиры здесь. Себе хорошую однокомнатную и сыну просто огромную двухкомнатную. А главное — нам занимать не пришлось, вырученных денег даже на ремонт хватило!

Татьяна Николаевна и ее муж — пенсионеры, их сын рядовой сотрудник аэропорта «Домодедово». Никаких сбережений в семье не было, поэтому для них жилье в Новом Ступине — это реальный шанс улучшить свои жилищные условия. И таких семей здесь — подавляющее большинство. По данным компании «МИЭЛЬ-Новостройки», наибольшую долю среди покупателей жилья в Новом Ступине составляют москвичи — 47%. Потом идут жители Подмосковья — 31%. Переселенцы из других регионов России составляют 22%.

Судьбоносный проект

По мнению Анны Соколовой, руководителя департамента экспертизы проектов одной из компаний, высокие темпы продаж — 100 домовладений в месяц — наблюдались уже на этапе реализации первой очереди строительства. Проект пользуется популярностью не случайно: во-первых, это первый в России малоэтажный город-спутник с комфортным и доступным жильем. На фоне заоблачных цен на жилье в Москве и ближнем Подмосковье цена 40 000 руб. за 1 кв. м в Новом Ступине выглядит весьма привлекательно. Во-вторых, это настоящий город, а не какой-нибудь коттеджный поселочек, в котором нет даже собственного магазина. В 2020 году здесь будут жить около 55 000 жителей. Недаром город стал знаковым проектом Министерства регионального развития РФ и правительства Московской области. В городе планируется создать свою развитую инфраструктуру и высокое качество жизни: построить детские сады, школы, торговые и развлекательные центры, поликлиники, больницы, свой автовокзал и железнодорожную станцию с регулярным сообщением с Москвой. И, наконец, здесь будет индустриальный парк «Ступино-2», где смогут работать до 10 000 человек, плюс рабочие места появятся в городской инфраструктуре, так что ездить на работу в Москву многим вскоре не придется. Удаленность от столицы на 80 км — это, пожалуй, главный минус Нового Ступина, особенно для тех, кто ездит оттуда на работу в Москву.

фото: Геннадий Черкасов

Жизнь на колесах

Аня ходит на работу пешком и тратит на дорогу всего пару минут. Ей повезло — она работает в офисе продаж жилищного комплекса Новое Ступино. Ее сын Кирилл доберется до школы уже в несколько раз дольше. Своей школы здесь пока нет, ближайшая находится в соседнем селе, туда ходит автобус. Детям приходится раньше вставать по утрам, но Кирилл особенно из-за этого не расстраивается. С ним ездят его друзья, так что скучно им не бывает. Тяжелее всех приходится Аниному мужу. Юрий работает в Москве, поэтому каждое утро встает в 6 часов, быстро завтракает и вперед — на Москву! Сначала сорок минут по скоростной трассе «Дон» до МКАДа, потом столько же, а то и больше уходит времени, чтобы преодолеть несколько километров по Московской кольцевой дороге. Может, со временем Юрий найдет работу ближе к дому и будет ходить пешком или ездить на велосипеде. Но пока большую часть времени он проводит за рулем.

Впрочем, не он один. В городе будущего пока вся инфраструктура — в будущем. Поэтому за продуктами, лекарствами, в школу и к врачам приходится ездить в соседние деревни, в Ступино или в Москву. Но местные жители не ноют, по крайне мере ругательных постов в адрес застройщика на форуме практически нет. Более того, когда на отсутствие инфраструктуры начинают жаловаться новоселы-новобранцы, «старички» уговаривают нытиков смотреть на жизнь веселей. Как написала на форуме одна из жительниц: «Мы верим, что наш город будет самым красивым и все у нас получится, потому что тут живут одни оптимисты».

Хотя порой бывают ситуации, когда никакой оптимизм не спасает — нужны решительные действия, чья-то помощь со стороны. Например, мужу Татьяны Николаевны в первый же месяц после переезда стало плохо с сердцем, а «скорая» ехать отказалась. Выручили сотрудники из офиса застройщика: дозвонились в Ступино, на кого-то нажали, надавили — и врачи прибыли.

«Люди после приезда сюда какое-то время чувствуют себя очень неуверенно, — рассказывает Аня, которая раньше, в Москве, работала психологом в детском саду, а сейчас отвечает за работу с жителями поселка. — Новоселы ничего не знают, самая необходимая инфраструктура пока отсутствует — тут поневоле растеряешься. Но потихоньку жизнь налаживается: например, количество автобусов до Ступина увеличилось до 8 рейсов в день и детский сад уже готов, 1 сентября примет первых детишек. Торговый центр скоро сдадут в эксплуатацию, там кроме супермаркета будут работать сбербанк, аптека, салон связи, зоомагазин. Осенью в поселке обещают медпункт открыть: будут у нас свой терапевт, стоматолог и гинеколог».

фото: Геннадий Черкасов

По западному образцу

Путешествуя по западным странам, мы часто удивляемся, как у них все круто устроено в плане быта и почему мы так не умеем. Взять, например, их глубинку. Украшением любой европейской страны являются маленькие, чистые, ухоженные городки и поселки со своими традициями, историей, где люди живут с тем же комфортом, что и в столицах, зато суеты меньше, экология лучше. Проезжаешь через такой населенный пункт с сотней кукольных домиков вдоль дороги и вздыхаешь: вот бы нам так! А что мешает?

«Думаю, что в России на сегодняшний день это малореально, — заявляет Евгений Штраух, генеральный директор крупной девелоперской компании Galaxy Group, — у нас нет никаких условий для самоуправления. Люди до сих пор свои шесть соток окружают двухметровыми заборами, вся сфера ТСЖ — это один сплошной скандал с постоянными захватами, передачей полномочий, перевыборами и т.д. Чтобы ситуация изменилась, должны быть разработаны новые нормативы. Должен появиться механизм, благодаря которому соседи смогут цивилизованно общаться друг с другом и принимать решения. В новостройках с этим немного лучше, но и то исключительно до тех пор, пока строительство не завершилось. Активность людей снижается по мере того, как уменьшается количество проблем. Кроме того, люди мало обращают внимания на то, что происходит вокруг их дома. В Европе и Америке другое отношение к этому вопросу, всех волнует неправильно припаркованный автомобиль или мусор возле дома. Возможно, такое безразличное отношение россиян ко всему, что остается за пределами двери собственной квартиры, связано с тем, что большинство людей живут в спальных районах. Если бы они проводили больше времени в своем районе — не только спали, но и отдыхали, работали, встречались с друзьями, — их бы всерьез волновал бардак на улице или на лестничной клетке».

Идеи в воздухе витают

Действительно, нашему гражданскому обществу предстоит пройти еще долгий путь развития, чтобы достичь того же уровня цивилизованного соседства, который мы видим в Европе. Ни для кого не секрет, что для многих из нас бросить машину около подъезда, на детской площадке или припарковать ее на клумбе — пока еще норма жизни, а для европейцев — это грубое нарушение правил общежития, которое карается штрафом. Однако, чтобы самосознание людей в этом направлении развивалось быстрее, им надо помочь — например проектировщики новых жилых комплексов мог ли бы создавать более комфортную городскую среду. Примеры такой эволюции городского пространства быстрее всего происходят как раз в зонах малоэтажной застройки. Причем иногда западные тенденции перекликаются с нашими.

Например, известный датский архитектор и проектировщик Ян Гейл пропагандирует по всему миру, что атмосфера в городах станет более дружелюбной и комфортной, если жители вылезут из своих машин и станут больше ходить пешком или ездить на велосипедах. «При ежедневных пеших прогулках или езде на велосипеде человек продлевает себе жизнь на 7 лет, — говорит Ян. — Если люди по отдельности становятся здоровее, то и все общество в целом тоже. И все наше общение и социализация происходят, когда мы ходим, а не сидим за рулем. Поэтому города должны быть обустроены прежде всего для общения людей, а не для машин». В Дании эта тенденция последовательно проводится в жизнь на муниципальном уровне, и каждый год число парковочных мест сокращается на 3%, а инфраструктура для велосипедистов, роллеров, пешеходов и бегунов, напротив, развивается и совершенствуется.

Схожие тенденции можно наблюдать и у нас, в отдельных малоэтажных комплексах на севере Подмосковья. Например, в эко-городе на набережной Сходни в Химкинском районе дворы спроектированы таким образом, что машины туда при всем желании не попадут, поэтому дети смогут гулять там совершенно спокойно, даже без родителей. Еще застройщик и архитектор позаботились о достаточном количестве мест, где жители смогут общаться на свежем воздухе. В Ивакино-Покровском (еще один малоэтажный ЖК в Красногорском районе) для общения соседей на свежем воздухе запроектированы пешеходные бульвары с лавочками и площадь с фонтаном, в «городе набережных» строится 1 км набережных, располагающих к вечерним прогулкам, а во дворах, где не будет машин, смогут спокойно собираться мамы с детьми и подростки на спортивных площадках.

Бытие определяет сознание

Вложения в формирование комфортной и дружелюбной среды внутри поселков уже принесли свои результаты. В Ивакино-Покровском, которое заселено три года назад, сформировалось сплоченное сообщество жильцов: люди вместе празднуют Новый год и Масленицу, в складчину приглашают артистов для детей, накрывают на праздники общий стол. Один из жителей придумал специальную детскую дорожную навигацию — предупреждающие знаки для водителей с просьбой не сигналить громко и не разгоняться. Любопытно, что, когда их увидел глава Химок, он решил установить подобные «детские» знаки на дорогах своего города.

В ЖК «Новосходненский», где заселено только 5 из 10 домов, люди уже учатся сотрудничать друг с другом — активно договариваются на форуме о будущих субботниках, обсуждают возможности благоустройства не только своего ЖК, но и берега реки Сходни, которая находится в 100 метрах от жилого комплекса. Так что комфортная среда обитания благотворно влияет на поведение жильцов. А с появлением на рынке Подмосковья такого формата жилья, как «города для жизни», мы, возможно, совсем близко подойдем к стандартам западного образа жизни. Недаром же и в Дании, и в Подмосковье развитие городского пространства идет схожими путями — и даже названия у этих процессов похожи: в Дании говорят о «городах для людей», в подмосковных Химках — о «городах для жизни».

фото: Геннадий Черкасов
Семья Ани Беляевой — старожилы экогорода, позади первая зимовка в Новом Ступине.

Малоэтажная Московия

Дмитрий, Ирина и 15-летняя Алена на днях переедут в Новое Ступино из аварийного барака в городском поселке Михнево Ступинского района. Привыкнуть к мысли, что им выделили новую 70-метровую двухкомнатную квартиру в малоэтажном комплексе взамен ветхого жилься, они до сих пор не могут.

— Никакого улучшения жилищных условий мы не ждали, — признается Дмитрий. — Столько лет жили без удобств — привыкли. Воду из колонки носили, печку топили, туалет на улице. И вдруг спрашивают: вы согласны на переезд в Новое Ступино? А то...

«Чудо переселения» застало врасплох не только семью Дмитрия, но и других его соседей по аварийному дому: теперь все они, 8 семей, как и прежде, будут жить вместе — только уже не в бараке, а в комфортабельном доме со всеми удобствами. Новое Ступино участвует в нескольких социальных программах: кроме переселенцев из аварийного жилого фонда жилье здесь получат еще военные пенсионеры.

фото: Геннадий Черкасов
Водитель Хитров — тоже переселенец, он до сих пор не верит, что поменял ветхий барак на шикарную квартиру. Таких переселенцев здесь много, им отданы уже 7 малоэтажных домов.

Преимущества малоэтажных комплексов для всех очевидны: они быстро возводятся, эффективны в эксплуатации, в них комфортно жить. Вот только как сделать, чтобы они и с финансовой стороны были бы привлекательны для покупателей? Многие эксперты рынка недвижимости считают, что у малоэтажного жилья в сегменте эконом-класса без поддержки государства нет будущего.

Если государство и правительство МО будут выделять по льготным ценам электромощности, считает Ирина Могилатова, генеральный директор агентства недвижимости Tweed, и сделают специальные программы финансирования — это будет застройщикам большим подспорьем.

Все зависит от места расположения будущего объекта, говорит Евгения Старкова, директор по маркетингу одной из строительных компаний, возводить доступное малоэтажное жилье нужно на удаленных территориях (в радиусе 40 км от крупных городов) и со всей необходимой социальной, транспортной инфраструктурой и рабочими местами.

Первые малоэтажные проекты появились сразу после кризиса, поскольку они требовали меньшего объема вложений, чем высотные дома. Сегодня проекты «малоэтажек» есть на всех направлениях Московской области. За последние три года их количество увеличилось более чем в шесть раз. По данным министерства строительства Московской области, сейчас в разной стадии реализации в Подмосковье находится около 30 проектов малоэтажной застройки. Среди них и такие, как Большое Домодедово в городе Домодедово, микрорайон Родники в Подольском районе, микрорайон Сакраменто в Балашихе, микрорайон Ярославский в Мытищах и другие. Но, к сожалению, в таких городках живет мизерная часть населения Подмосковья, уровень жизни основной массы совсем другой. И то, что простые аборигены Ступинского района Дмитрий и Ирина получили взамен барака квартиру в экогородке, — пока еще чудо из чудес.

Сегодня разговоры о формировании дружелюбной и комфортной среды для жителей Подмосковья звучат почти издевательством. В области идут многочисленные гражданские войны местного значения — люди бьются за достойные условия проживания для себя и своих детей: против зверской точечной застройки, против вырубки последних скверов и лесов, против жутких высоток, которые уродуют красивейшие подмосковные ландшафты, против того, что в микрорайоне нет ни парков, ни стадионов, ни спортивных площадок, против того, что их детям в этой жизни нет места для игр и развития... Они не хотят быть маргиналами, которым уготовано только жрать и спать, они хотят достойного — западного — образа жизни. Но местная власть их не слышит. Она меньше всего озабочена такими проблемами.

Сегодня федеральная и областная власти делают первые шаги, чтобы в корне изменить такую ситуацию. Недавно принятое решение правительства Подмосковья снизить этажность застройки до 4–5 этажей в поселениях до 10 000 человек — очень важное. Но что дальше? Решать проблемы среды обитания в области придется сегодня, сейчас. Пока эта среда еще существует...



Партнеры