Колосс московский

Столичная агломерация может захватить Рязань, Тулу и Калугу

Московская агломерация — это не только присоединенные к столице территории и зона в радиусе 20—30 км от МКАД. В перспективе москвичи смогут ездить на работу в такие города, как Тула, Рязань и Калуга, утверждают авторы «Стратегии развития города до 2025 года». Документ, на который городские власти будут ориентироваться, выстраивая свою политику в ближайшие годы, планируется принять осенью, а оставшиеся месяцы посвятить его общественному и кабинетному обсуждению.

Столичная агломерация может захватить Рязань, Тулу и Калугу

Городские власти уже получили первые рекомендации о том, что считать столичной агломерацией и как эти территории нужно развивать. Российская академия народного хозяйства (РАНХ) и госслужбы при Президенте РФ, которая в прошлом году выиграла конкурс на разработку стратегии развития Москвы до 2025 года, посвятила этому отдельный раздел своего многостраничного труда. Авторы проекта утверждают, что, наряду с присоединенными территориями, потенциальная Московская агломерация уже включает в себя Дмитров, Сергиев Посад и Солнечногорск на севере, Ногинск, Павловский Посад и Раменское — на востоке, Наро-Фоминск, Рузу и Истру — на западе, а в ее периферическую зону попадают Клин, Волоколамск, Можайск, Серпухов, Коломна и Кашира. «По мере развития скоростного транспорта зона влияния рынка труда и услуг Московской агломерации к 2025 году должна охватить центры всех областей Центрального федерального округа, граничащих с Московской областью», — говорится в документе, опубликованном на сайте Департамента экономической политики.

Внутри исторических границ Москвы эксперты предлагают властям заниматься «прореживанием центрального ядра» с освобождением его от промышленно-складских объектов и части офисов. Новые места приложения труда, по их мнению, должны создаваться на базе промзон, расположенных между ТТК и МКАД. Это позволит приблизить очаги занятости к основным жилым территориям и насытить периферийные районы города остро необходимым комплексом услуг. А вот торговля, особенно в центре и на крупных магистралях, подлежит ограничению. Авторы стратегии считают, что брендовые магазины нужно стимулировать переезжать за город — в специализированные молл-центры и фэшн-деревни в радиусе 2–20 км от МКАД. Это тоже поможет снизить транспортную нагрузку на город.

На присоединяемых к столице территориях, согласно документу, должно появиться как минимум два крупных центра — научно-внедренческий (Троицк и примкнувшее к нему Сколково) и финансово-деловой, который предлагается организовать на линии скоростного рельсового транспорта, связывающей аэропорты «Внуково» и «Домодедово». Вокруг этих аэропортов будет развиваться инфраструктура (гостиницы, конференц-залы, офисные и жилые помещения), которая избавит бизнесменов от необходимости посещать центр столицы. Ядром проекта, получившего название «Аэрополис», должен стать крупный выставочный центр международного уровня.

Что касается других городов столичной агломерации, то в них по согласованию с федеральным правительством авторы стратегии предлагают создавать новые центры занятности «с производством высокой добавленной стоимости», т.е. высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции. Предполагается, что работать в этих центрах смогут не только местные жители, но и москвичи. А большие расстояния не будут помехой за счет принципиально нового подхода к развитию транспортных систем.

В частности, эксперты рекомендуют провести радикальную модернизацию метрополитена, отказавшись от бесконечного наращивания длины линий и количества станций. Вместо этого в Московской агломерации нужно прокладывать скоростные экспресс-линии по хордовым направлениям из области в область через Москву — с несколькими остановками-пересадками в районе касания МКАД и ТТК. А также увеличить количество станций уже на действующих ветках в зоне между двумя автомобильными кольцами.

Другим приоритетом властей должно стать развитие скоростного рельсового транспорта. Столичные чиновники уже заявили, что в ближайшей перспективе электричка станет таким же полноценным городским транспортом, как метро или автобус, однако эксперты считают, что этого недостаточно. Масштабы Московской агломерации требуют существенного расширения зоны транспортной доступности за счет создания высокоскоростных магистралей. «Наращивание скорости движения поездов до 150 км/ч обеспечит хорошую доступность границ агломерации... При возрастании скорости до 300 км/час (выделенные магистрали на эстакадах) — в удобной транспортной доступности для ежедневной маятниковой миграции окажутся Тула, Рязань, Калуга, Владимир и другие крупные города», — отмечается в проекте стратегии, разработанной РАНХ. Это принципиально изменит схему расселения внутри столичной агломерации. Люди перестанут, как чеховские три сестры, стремиться «в Москву! В Москву!», довольствуясь преимуществами своей малой родины.

При этом внутри исторических границ столицы предлагается сконцентрироваться не на строительстве километров новых дорог, а на улучшении уже существующей УДС за счет создания дополнительных мостов, эстакад, путепроводов и «проколов» в насыпи железных дорог. По мнению экспертов, к 2025 году в городе должно сформироваться два контура дорог — местного значения, которые связывают жилые микрорайоны, и сеть скоростных магистралей, проходящих вне пятен застройки. Проезд по некоторым районам в перспективе рекомендуется сделать платным. А также ввести дифференцированную оплату (по зонам и типу двигателя) автостоянки в черте Бульварного, Садового и Третьего транспортных колец, а в дальнейшем — в пределах МКАД и всей агломерации.

Представители стройкомплекса и Департамента транспорта, к которым «МК» обратился с просьбой прокомментировать наиболее смелые идеи авторов стратегии, сообщили, что еще не успели внимательно изучить представленные РАНХ материалы. Они напоминают, что это только первый вариант документа и в процессе обсуждения многие положения могут измениться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру