Горячие маршруты московского транспорта

«МК» выяснил, почему в новых столичных автобусах жарят пассажиров

31 мая 2012 в 20:09, просмотров: 4082

Благими намерениями вымощена дорога в ад. И москвичей этим летом он может поджидать в салонах новеньких автобусов — душных и жарких. А ведь побуждения у транспортников, как водится, были самые добрые — закупить новенькие машины, оборудованные кондиционерами. Быстро выяснилось, что в приобретенных «ЛиАЗах» есть существенный конструкторский просчет. Из-за плохой термоизоляции моторного отсека горячий воздух поступает в салон. Официальные власти, впрочем, тут же отрапортовали, что до 1 июня все неисправности устранят. Вам верится в это? Вот и мы засомневались. «МК» поговорил с транспортниками, представителями завода-изготовителя, а главное, простыми водителями автобусов и выяснил: дефектов и недостатков у столичных автобусов очень и очень много. А значит, до комфортной езды столичным пассажирам, как до яблоневых садов на Марсе.

Горячие маршруты московского транспорта
фото: Александр Корнющенко

Кондиционеры не довели до кондиции

Скандал начался 24 мая — тогда стало известно, что у поставленных Москве автобусов с кондиционерами двигатель плохо отделен от салона. В результате через щели в облицовке моторного отсека к пассажирам поступает теплый воздух. Вскоре выяснилось, что перевозчики и не думают всерьез заниматься недостатком. Борьба с неисправностями вылилась в сущую формальность.

— Недостатков у закупленной городом техники слишком много, — говорит водитель Иван Иванов (имя специально изменено в целях анонимности). — Возьмем, к примеру, установленный кондиционер. Сам по себе аппарат хороший, импортный, а вот система воздуходувов совершенно не продумана. Холодный воздух идет только в середину салона. До водителя не доходит вообще ничего. Я могу на полную включить вентилятор, а из отверстия тяги не будет.

По словам водителя, хуже всего при включенном кондиционере приходится пассажирам, которые сидят сзади. Дело в том, что воздуходув плохо отгорожен от моторного отсека. Соответственно, горячий воздух c температурой порядка 40 градусов от двигателя беспрепятственно поступает в каналы обдува.

Отгораживающие мотор стенки не имеют должной теплоизоляции. Как следствие, при работе они нагреваются и сами превращаются в отопитель. По словам г-на Иванова, на старых «ЛиАЗах» двигатель был лучше отделен от салона. Но из-за кондиционера стоимость автобуса выросла, и производителю пришлось на чем-то экономить, чтобы вписаться в бюджетный лимит.

Примечательно, что официальные власти еще на прошлой неделе обещали исправить недостатки теплоизоляции. Может быть, в «Мосгортрансе» просто не успели заняться тем автобусом, который мы видели? Нет, увы, руки горе-слесарей уже сделали свое «черное» дело. Нам стало известно, что в одном автопарке щели в пластмассе, через которые дует от двигателя, попытались заделать при помощи... обычной монтажной пены. Причем об аккуратности работники парка даже не подумали. Пассажирские сиденья оказались заляпаны кусками этой самой пены. Оттереть их с тканевой обивки уже невозможно.

Так как использованный материал предназначен для строительства, то эффекта от него нет никакого. Через щели в панелях, прикрывающих моторный отсек, по-прежнему веет теплом и идет грязь. Чем ближе к концу автобуса, тем больше черных пятен на стенках. Изобретательные горожане с удовольствием рисуют и пишут всякую нецензурщину на пыли. Более того, темный налет есть даже на внутренней стороне плафонов освещения.

— Пассажиры просят меня включить кондиционер, потому что в салоне жарко, — говорит водитель. — Я могу это сделать, но толку никакого — становится только хуже. Сегодня термометр показывал, что на улице 22 градуса, а в салоне 29. При этом форточек на окнах мало, естественным проветриванием не воспользуешься.

фото: Кирилл Искольдский

Но самое интересное то, что, будь автобусы полностью исправны, в столичных условиях кондиционеры в них не заработали бы. Кондиционер потребляет порядка 2 литров дизтоплива на 100 километров. Если его часто включать, то водителю может банально не хватить топлива. А на некоторых маршрутах у шоферов и без охладителя солярка кончается до возвращения в парк. Бака объемом 190 литров оказывается мало. Приходится возить с собой канистру и подливать горючее по ходу работы.

С охлаждающей жидкостью в «ЛиАЗах» — своя история. Полный объем антифриза в системе — 60 литров. 40 циркулируют в двигателе, а 20 тратятся на работу отопителей в салоне. Когда наступает лето, перекрываются специальные краники, чтобы жидкость не нагревала воздух в салоне. Таким образом, автобус разом лишается трети рабочего объема антифриза. Если на улице стоит жара, то двигателю не хватает оставшихся 40 литров для охлаждения. Тосол просто не успевает «забирать» тепло и остывать. Водителю поневоле приходится открывать те самые краники. И вот при 30–35 градусах на улице печки в салоне тоже начинают греться. Иначе закипит мотор.

— Что это за темное пятно около салонной печки? — спрашиваем нашего собеседника.

— А это вечные потеки антифриза, — отвечает водитель. — Каждое утро в салоне мне приходится вытирать лужу. Вообще, гидроизоляция охлаждающей системы тут плохая. Хомуты, которые ставят на заводе, низкого качества. Они либо плохо затянуты, либо перетянуты и сломаны. Из 130 хомутов на патрубках с тосолом почти все надо менять. Этим, в частности, занимаются рабочие на заводе «СВАРЗ». Там ремонтируется и обслуживается подвижной состав «Мосгортранса». Водителю, кстати, слесарям приходится еще и доплачивать из своего кармана за «усердие». Иначе плохо сделают: гайки на колесах не закрутят или еще что-нибудь пропустят. Что касается антифриза, мне выгоднее отстегнуть рабочим, нежели потом покупать охлаждающую жидкость из своего кармана. В нашем парке экономят на доливе технических жидкостей.

фото: Олег Адамович
Чем ближе к концу автобуса, тем больше черных пятен на стенках. Изобретательные горожане с удовольствием рисуют на пыли.

Техника за гранью фантастики

Но в современных автобусах бездействуют не только кондиционеры. В целях повышения безопасности они оборудуются видеокамерами. Одна установлена спереди, одна сзади и две в салоне. У водителя же есть экран, где он может видеть передаваемое изображение. Все бы хорошо, но эти устройства не работают. Камеры оказываются недействующими либо сразу же по прибытии с завода, либо выходят из строя в процессе эксплуатации.

— Часто у камер пропадает связь с картой памяти, — говорит г-н Иванов. — Тогда автоматика начинает противно пищать. Звук раздается либо до исправления проблемы, либо пока не выключишь оборудование. Так как во время езды я не могу отвлекаться на ремонт камер, то проще все вырубить. Экран же в кабине функционирует исправно. Он, кстати, может работать и как телевизор. Многие водители в течение дня смотрят по нему телепередачи. Замечу, что в автопарке с камерами ничего не делают. Для этого просто нет специалиста. Раньше видеонаблюдения в автобусах не было, и профильный мастер до сих пор даже по штату не положен.

По словам водителя, в салоне протекает люк, расположенный на крыше. «Но лично мне больше мешает то, что пропускает воду водительское стекло. На раме даже видны следы от потеков воды. Вообще же в дождь ездить на автобусе не очень удобно. Взять те же дворники. На рычаге предусмотрено три скорости работы, но фактически есть только две: медленно и очень быстро. На заводе „СВАРЗ“ местные мастера предложили мне заменить управление стеклоочистителями за 1,5 тысячи рублей. Но так как эти траты идут из моего кармана, я отказался», — сказал наш собеседник.

И еще. На автобусе нашего собеседника практически истерлись защитные щетки на дверях. По словам г-на Иванова, слесари в парке несколько раз регулировали створки. Те либо скребут по полу, оставляя следы, либо цепляются за ворс, установленный сверху. Последний, по-видимому, посчитали менее нужным. Действительно, на работу автобуса в целом он почти не влияет. Только в районе петель остались большие неприкрытые щели. Зимой через них приятно будет задувать свежий воздух.

Попытки оправдания

Надо отдать должное, представители завода-изготовителя тут же отреагировали на наше сообщение о недостатках автобуса. Они выслушали все замечания, высказанные водителем, и постарались дать комментарии. Какие-то недостатки заводчане признали за собой и пообещали в ближайшее время устранить, а часть списали на неправильную эксплуатацию. Рассказывает директор департамента продвижения продукта «ЛиАЗ» Вячеслав Орехов:

— Что можно сказать по поводу истирания щеток дверей и пола во время открывания? На заводе двери на специальном настроечном оборудовании проходят регулировку. Они должны работать так, чтобы ни обо что не тереться и открываться с заданным алгоритмом. К сожалению, некоторым водителям кажется, что работу дверей можно было бы ускорить. Иногда они начинают настраивать створки под себя. Действительно, тогда последние начинают открываться и закрываться чуть быстрее. Но при этом происходит перекашивание. Двери трутся о разные части. Восстановить первоначальные установки можно на плановом техосмотре. Мы обдумаем эту ситуацию и проведем тренинг среди обслуживающего персонала автопарков, чтобы те не трогали определенные узлы.

Г-н Орехов не смог прокомментировать проблему с течью охлаждающей жидкости в печках. По его словам, это классический гарантийный случай. Для устранения неисправности необходимо обратиться на завод «СВАРЗ», где мастера должны будут все сделать. Тем более что гарантия на «ЛиАЗы» длится два года без ограничения пробега.

фото: Олег Адамович
Вот такие узоры на полу оставляет вытекающая из салонных печек охлаждающая жидкость.

Зато нашелся ответ на вопрос, почему термометр показывал температуру в салоне большую, нежели на улице. Оказалось, что на первых автобусах устанавливался не самый удачный датчик. Из-за особенностей крепления он мог завышать показатели. На экране высвечивалось 29 градусов, а на самом деле могло быть 22 градуса. Но поставщика данного оборудования обязали доработать конструкцию. На последних выпусках «ЛиАЗов» этот недостаток устранен. На более старых образцах термодатчики поменяют за счет завода.

— У потребителей возникли нарекания к работе кондиционеров, — говорит Орехов. — Отчасти это можно объяснить отсутствием опыта у пассажиров и водителей. Горожане открывают форточки и люки, чего нельзя делать при работе кондиционеров, двери открываются на остановках через каждые 250–300 метров, водители неправильно настраивают охладители или ставят их на минимальный уровень. Все это приводит к снижению эффективности кондиционеров и к их неполадкам. Сейчас специалисты Ликинского автобусного завода совместно с поставщиками оборудования проводят диагностику охладителей на автобусах «ЛиАЗ» в 19 парках «Мосгортранса».

По словам нашего собеседника, рабочие завода дополнительно герметизируют моторные отсеки. Кроме этого в отдельных случаях производитель кондиционеров проводит замену электронных плат в системах управления охладителем. Дело в том, что примерно на 130 машинах в этих самых платах был выявлен брак. Производитель обещает закончить все работы к началу лета.

Комментарии «Мосгортранса» в отличие от ответов г-на Орехова оказались гораздо менее информативными. В пресс-службе организации признали, что в автопарках нет специалистов, занимающихся ремонтом видеокамер. Этим должны заниматься «представители завода-изготовителя в рамках исполнения гарантийных обязательств». Но почему фактически этого не делается, нам так и не пояснили.

На вопрос, зачем изоляцию мотора повышали при помощи монтажной пены, нам тоже не ответили. Сказали лишь, что гарантийные бригады «ЛиАЗа» исправляют недостаток при помощи специального герметика, отвечающего европейским стандартам. Зато стало известно, что в автопарке, где работает Иван Иванов, начальство пришло в сильное волнение от наших вопросов. Видимо, пену применяли только там. Руководители пообещали уволить «настучавшего» водителя «по статье».

Насчет перекошенных дверей в новых автобусах представители «Мосгортранса» ответили, что створки сами разрегулируются в ходе работы. Их-де опять настраивают во время планового ТО. А вот что будут делать с вытертыми щетками, нам опять-таки не сказали.

Согласно контракту Москва получит 2070 «ЛиАЗов». Общий автопарк автобусов городской транспортной компании составляет 6900 единиц. В будни на линии выходит около 5,5 тысячи. Несложно посчитать, что жаркие автобусы с кондиционерами составят примерно треть автопарка. Ведь параллельно с вводом новой техники старые образцы будут списывать. Остается надеяться, что выявленные огрехи, так называемые «детские болезни», устранят уже в ходе эксплуатации. В противном случае горожане буквально через месяц, когда станет жарко, смогут в полной мере ощутить «прелести» горячих стенок, теплого воздуха и пыли на окнах.



Партнеры