Платежки на чужой счет

Москвичей вводят в заблуждение рекламой, мало отличимой от коммунальных платежных документов

1 июня 2012 в 18:25, просмотров: 6494

Лохотрон чем-то схож с приливами и отливами в море. Вдруг популярным становится какой-то вид кидалова, но через непродолжительное время волна спадает и все становится тихо. Шесть лет назад москвичи массово начали получать по почте фальшивые платежки за ЖКХ. Тогда это наделало много шума, и злоумышленники свернули свою деятельность. Прошло время, и проверенный способ было решено использовать еще раз. Горожане опять начали находить в почтовых ящиках фиктивные коммунальные квитанции. Только на этот раз под единый платежный документ (ЕПД) замаскировалось рекламное предложение. Но люди все равно идут в сберкассу платить, даже не разбираясь, за что. «МК» выяснил, как отличить настоящую платежку от фальшивой.

Платежки на чужой счет
фото: Наталия Губернаторова

Внешне присылаемые бумаги очень похожи на официальную квитанцию, которую ЕИРЦ каждый месяц рассылает всем москвичам. На листе присутствуют такие «весомые» слова, как «код», «период», «текущий ЕПД». Сумма платежа указана в квадратиках, нарисованы специальные треугольнички, есть даже штрихкод, а выражение «жилищно-коммунальные платежи» повторяется несколько раз.

Все бы хорошо, только это не настоящая платежка. Настораживает несколько вещей: во-первых, имя и адрес плательщика не указаны, житель должен сам их заполнить. Во-вторых, начисленная сумма какая-то маленькая. Ну кто сейчас платит за квартиру 1240 рублей 12 копеек, кроме каких-нибудь самых льготных пенсионеров? Получателем платежа значится некая компания. На местный ДЕЗ как-то не тянет.

На поверку оказалось, что мнимая квитанция об оплате на самом деле является рекламным объявлением. Организация предлагает свои услуги по «перерасчету жилищно-коммунальных платежей с целью возврата излишне уплаченных денежных средств управляющей компании (УК)». А намеренная схожесть с ЕПД на самом деле оказалась хитрым ходом.

Образец фальшивой платежки.

По словам одного из руководителей фирмы-рассыльщика Дмитрия Колодина, обычные объявления горожане выбрасывают в мусор не читая. Соответственно, был опробован другой подход. Впрочем, организация готова вернуть деньги всем, кто заплатил ошибочно. Для этого необходимо позвонить по телефону (495) 649-88-04.

— Отличить настоящий единый платежный документ от фальшивого можно по нескольким признакам, — говорит пресс-секретарь «Центра координации ГУ ИС» Галина Метелица. — Нужно смотреть, что указано в квитанции, там полностью пишется имя, приводятся сведения о помещении (метраж) и количестве зарегистрированных людей. В настоящей платежке перечислено, за что платит горожанин: вода, газ, помещение и т.д. Мошенники и рекламщики такой информацией не обладают, и многие графы остаются пустыми. Что-то горожанину предлагается заполнить самостоятельно. Каждому плательщику присвоен свой индивидуальный код. Он не меняется. В конце концов, можно сравнить сомнительный ЕПД с предыдущими. Код должен остаться тем же.

По словам нашей собеседницы, в любой момент можно позвонить на «горячую линию» столичной инженерной службы: (495) 659-15-81. Там-то точно смогут разрешить все вопросы. Причем пользоваться надо именно этим телефоном. Были случаи, когда на мнимых платежках указывались ненастоящие справочные службы. Там всех позвонивших, естественно, убеждали, что опасения беспочвенны и квитанции настоящие.

Надо признать, игры с ЕПД — крайне богатая почва. Можно быстро заработать много денег на доверчивых горожанах, а при правильном подходе найти виновных будет практически невозможно. В данном случае применившая хитрую рекламную стратегию организация после поднявшегося шума скорее всего ее сменит. Но нет гарантий, что другие предприимчивые люди не воспользуются той же идеей еще через несколько лет.





Партнеры