Высокие технологии низкого уровня

Информатизация столицы пока очень неэффективна

17 июня 2012 в 18:13, просмотров: 4246

Москва тратит огромные деньги на информационные системы и ресурсы, но толку от этого пока немного. Новшества, введенные Департаментом информационных технологий, спровоцировали грандиозный скандал с выставлением оценок на экзаменах в 9-х классах, а интерактивными сервисами, которые считаются чуть ли не панацеей в борьбе с разгильдяйством районных властей, в реальности пользуются менее 1% жителей столицы. Между тем контрольно-счетная палата насчитала, что в сфере информатизации неправомерно или неэффективно были потрачены 6,3 млрд. руб.

Высокие технологии низкого уровня
Рисунок Алексея Меринова

По данным столичного Департамента финансов, суммарные расходы по статье «Связь и информатика» в 2011 году составили 15,9 млрд. руб. Из них 4,8 млрд. руб. были затрачены на эксплуатацию информационных систем и ресурсов, 3,6 млрд. руб. — на закупку техники, оборудования и программных продуктов, 4,7 млрд. руб. — на проектирование, разработку и внедрение информационных систем. Объемы — гигантские. Никогда прежде такие средства в сферу информатизации в городе не вливались. Что же получили москвичи за эти деньги?

В отчетах, как всегда, много цифр и мало сути. Закуплено 4,3 млн. единиц оборудования и программного обеспечения для нужд органов власти и государственных учреждений Москвы, унифицированы 15 сайтов органов исполнительной власти, переведены на безбумажную форму заседания правительства столицы, созданы интерактивные сервисы для жителей города и т.д.

Компьютеры в школах — вещь, конечно, нужная. И электронные журналы и дневники — тоже. Но, например, учеников и родителей 9-х классов гораздо больше бы устроила старая, немодернизированная система, и при этом нормальные результаты по ГИА. Как уже сообщал «МК», в этом году выпускники средней школы пережили настоящий стресс из-за того, что дважды — и после экзамена по русскому языку, и после математики — многие получили неправильные оценки. Преподаватель одной из школ СВАО рассказала «МК», что только на последней неделе результаты, присланные из окружного управления образования, менялись трижды: сначала все, сдававшие ГИА по математике, получили «тройки», потом появилось несколько «четверок», и, наконец, в последнем варианте, который оспариванию не подлежит, — две «пятерки». «Дети сверяли ответы, однако за две одинаковые работы до сих пор выставлены разные оценки. Родители в бешенстве и собираются писать письмо Путину», — рассказала учительница.

В Московском институте открытого образования инцидент объясняют сбоем в системе на портале госуслуг, за работу которой отвечал Департамент информационных технологий. «Коллеги не учли, что школьники начнут массово проверять оценки. Из-за перегрузки портал «упал», — заявил ректор института Алексей Семенов. А после перезагрузки данных началась чехарда, в результате которой отличники превратились в троечников и двоечников. 15 июня на оперативном совещании Сергей Собянин пытался разобраться в причинах происшествия, потребовав от подчиненных представить объяснительные записки. «Если технические системы не готовы, не надо их запускать», — заявил мэр.

Впрочем, судя по отчету КСП Москвы, который рассматривался в Мосгордуме, не готова в городе не только система обработки данных школьных экзаменов. Не введены в эксплуатацию приборы и программные продукты, на закупку которых было израсходовано 2 мдрд. бюджетных рублей, а общий объем возможных потерь городской копилки в сфере информатизации оценивается в 8,2 млрд. «Департамент ИТ не располагает полными и объективными данными о городской телекоммуникационной и программно-технической инфраструктуре, наличии и востребованности общегородских и ведомственных ресурсов», — отмечается в отчете аудиторов.

Даже работающие системы — например, интерактивные сервисы, расходы на создание которых составили уже сотни миллионов рублей, — не пользуются популярностью у москвичей. Например, портал doroga.mos.ru за последний месяц посетили чуть более 70 тыс. человек, или 0,6% от 12-миллионного населения города. А обращения оставили всего 1800 пользователей, или 0,15%. Причем в неофициальных беседах чиновники признаются, что часть записей сделана не жителями, а сотрудниками управ или конкурирующими друг с другом подрядчиками. «Основными корреспондентами мэрии традиционно являются пенсионеры, а они Интернетом в массовом порядке пока пользоваться не научились», — говорит представитель горадминистрации.





Партнеры