За шоссе взялись с энтузиазмом

Плюсы и минусы реконструкции важнейшей вылетной магистрали на востоке Москвы

20 июня 2012 в 18:46, просмотров: 9876

«МК» продолжает серию публикаций, посвященных реконструкции столичных вылетных магистралей (см. №№ газеты от 16.03, 4.04 и 19.04.2012). Сегодня речь пойдет о шоссе Энтузиастов, масштабная перестройка которого должна начаться со дня на день. Впрочем, формально работы уже идут, но пока они не особо заметны для горожан.

За шоссе взялись с энтузиазмом
фото: Геннадий Черкасов

— По данным за последний квартал 2011 года, шоссе Энтузиастов находится на втором месте по средней суточной загруженности среди 21 крупнейшей магистрали Москвы, — рассказал «МК» аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников. — Оно стоит весь день, а не только в пиковые часы. Серьезные пробки на шоссе Энтузиастов в сторону центра выстраиваются уже к 7 часам утра и держатся до 16.00. Повышенная загруженность в сторону области устанавливается к 11.00–12.00 и сохраняется до 21.00–22.00. Таким образом, в обоих направлениях пробки здесь образуются раньше и держатся дольше, чем на многих других магистралях.

Восточное направление вообще является наиболее загруженным, так как соседние с шоссе Энтузиастов магистрали тоже плотно забиты транспортом. Поэтому в часы пик альтернативы для объезда шоссе Энтузиастов практически нет. Возможности для более короткого объезда появляются после 11.00, так как спадает движение на соседних магистралях — Щелковском, Рязанском шоссе и Волгоградском проспекте. Они же иногда могут быть альтернативой и вечером.

Главная задача реконструкции шоссе Энтузиастов — сделать магистраль более скоростной дорогой. Чтобы достичь этого, одного строительства развязок и пешеходных переходов мало. Требуется ограничить выезд непосредственно на магистраль из дворов и мелких переулков. Для этого, как поясняют в префектуре Восточного округа, запланировано возведение боковых проездов. Специалисты особо подчеркивают, что они не являются дублерами шоссе.

— Задача боковых проездов — не увеличить пропускную способность основного хода магистрали за счет перенаправления на них части потока машин, но объединить между собой выезды из дворов и переулков, — говорят специалисты. И приводят в качестве примера Ленинский проспект, Алтуфьевское шоссе, отдельные участки Кутузовского проспекта, на которых боковые проезды загружены незначительно, а транспорт движется по ним вовсе не с такой скоростью, как по магистрали.

По словам инженеров, такая схема организации движения была заложена еще в СССР. Но ее реализация на многих магистралях затянулась до нынешних времен. Весь автомобильный поток с максимальной скоростью движется по основной проезжей части, а боковые проезды используются в основном для подъезда к жилым домам, магазинам и офисам.

КАКИЕ УЧАСТКИ НА ШОССЕ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫМИ ПРОБЛЕМНЫМИ?

1. Пересечение с Садовым кольцом. Проблемы связаны с узостью улиц исторической застройки центра города, а также с пробками на Садовом кольце и Таганской площади.

2. Площадь Рогожской Заставы. Пробка в сторону центра вызвана недостаточной шириной проезжей части. Ожидающие поворота налево занимают две из трех полос, для движения прямо остается одна полоса. В сторону области пробка вызвана сужением шоссе с четырех до трех полос, а также хаотично припаркованными автомобилями и маршрутными такси сразу за перекрестком. Автобусы и троллейбусы вынуждены останавливаться во втором ряду, оставляя для проезда один ряд.

3. Пересечение с Душинской ул. Пробка в сторону центра вызвана светофором для левого поворота с Душинской ул. в сторону центра — при том что существуют другие возможности выезда: через развязку с Третьего кольца или через разворот на проезде завода «Серп и молот». Именно этот светофор сдерживает и тех, кому нужно ехать дальше в центр, и тех, кто сразу за светофором направляется на ТТК.

4. Ул. Буракова — ул. Плеханова. Строительство развязки с Четвертым транспортным кольцом. Затруднения при движении во всех направлениях из-за сужения проезжей части. Автомобили вынуждены лавировать в узких коридорах между бетонными блоками. Ситуацию сильно осложняют маршрутки, занимающие правые ряды в обоих направлениях. Многие водители пытаются объехать эти пробки по соседним улицам, что порождает проблемы на улицах районов Лефортово, Соколиная Гора, Измайлово и Перово.

Основные проблемы по направлению в центр возникают на участке от станции метро «Шоссе Энтузиастов» до ул. Буракова. Именно здесь сконцентрированы строительные и ремонтные работы, создающие препятствия для нормального движения потока. В утренний час пик пробка перед улицей Буракова обычно растягивается до 5 км. Пробка в сторону области упирается в светофор возле ст. м. «Шоссе Энтузиастов». В вечерний час пик ее длина достигает 3–4 км.

5. Пересечение с Главной Аллеей и 1-й Владимирской улицей. Поток транспорта по этим улицам очень значительный. Однако пересечение с шоссе Энтузиастов выполнено в один уровень, в виде двух светофорных перекрестков. Это вызывает огромные пробки. А других возможностей пересечь шоссе Энтузиастов поблизости нет.

6. Пересечение со Свободным проспектом и Большим Купавенским проездом. Эти улицы представляют собой связку многих районов востока и юго-востока Москвы. Поток транспорта, пересекающий шоссе Энтузиастов, весьма велик. Этот перекресток — единственная возможность попасть на МКАД для движения в южном направлении. Пересечение выполнено в одном уровне и вызывает огромные пробки в течение всего дня. По вечерам, особенно в пятницу, затруднено движение на последнем километре перед МКАД — это часть большой пробки за МКАД, которая стоит до Балашихи.

ЧТО ПОЛУЧАТ МОСКВИЧИ?

Вместе со специалистами экспертного центра Probok.net мы проанализировали плюсы и минусы реконструкции по ключевым позициям.

- Расширение шоссе Энтузиастов до четырех полос в каждом направлении на участке между ул. Буракова и МКАД.

Плюс. Мера полезная для повышения пропускной способности шоссе в обе стороны.

Минус. Эффект будет ограничен недостаточной пропускной способностью шоссе Энтузиастов в обоих направлениях на пересечениях с Главной Аллеей и с Большим Купавенским проездом. Также не производится расширение участка от площади Рогожской Заставы до ул. Буракова, что будет вызывать дополнительные затруднения движения при движении в центр.

- Создание выделенной полосы для общественного транспорта по всей длине шоссе.

Плюс. На участке от проспекта Буденного до МКАД проходит много маршрутов автобусов и троллейбусов. И выделенная полоса на данном участке будет полезна, с учетом расширения шоссе до четырех полос в каждом направлении.

Минус. Участок от площади Рогожской Заставы до ул. Буракова полностью дублируется Калининской линией метрополитена и обособленной линией трамвая. Кроме того, расширения на этом участке нет. Поэтому введение на этом участке выделенной полосы нецелесообразно и вредно, поскольку снизит общую пропускную способность магистрали на треть.

- Строительство дублера на четной стороне шоссе от ул. Уткина до Новогиреевской ул.

Плюс. Возможно некоторое увеличение пропускной способности шоссе в сторону области.

Минус. Проект не учитывает, что дублер будет проходить по сложившимся местам для парковки местных жителей и местами очень близко к подъездам жилых домов. Создающиеся в некоторых местах карманы для парковки не компенсируют дефицит парковочных мест, который возникнет из-за строительства дублеров. В результате двухполосный дублер будет забит запаркованными машинами и для проезда по нему останется один неполный ряд.

- Строительство дублера на нечетной стороне шоссе для поворота на Главную Аллею.

Плюс. Эта мера увеличит пропускную способность шоссе в сторону центра и на Главную Аллею со стороны области.

Минус. Пропадает возможность проезда на Главную Аллею со 2-й Владимирской ул. Это вызовет дополнительную нагрузку на уже сильно загруженную 1-ю Владимирскую ул. При этом 3-я Владимирская ул. остается пустой, а убрать светофор невозможно, так как по ней трамвай пересекает шоссе Энтузиастов. Также возникает нерегулируемое пересечение с трамвайными путями, что может приводить к аварийным ситуациям с полной блокировкой дублера и трамваев. Еще на дублере не предусмотрены расширения для парковки, и любой припаркованный (аварийный) автомобиль будет создавать серьезные затруднения для движения.

- Создание кругового движения на пересечении с Большим Купавенским проездом и Свободным проспектом.

Плюс. Это решение должно несколько упростить левые повороты с шоссе Энтузиастов за счет уменьшения перепробега.

Минус. На пробки на самом шоссе и поперечных улицах это не повлияет никак, а возможно, только усложнит ситуацию. При заполнении полуколец круга «хвост» начнет затруднять движение поворачивающим направо, а впоследствии и для движения прямо по шоссе. Здесь необходимо строительство развязки в двух уровнях, для бессветофорного пропуска трафика по шоссе Энтузиастов и регулируемой развязки остальных направлений.

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ МАГИСТРАЛИ?

Руководитель экспертного центра Probok.net Александр ШУМСКИЙ:

— Из-за недостаточной связности местной сети по шоссе Энтузиастов вынуждены ехать автомобилисты, которым необходимо попасть из одной части района в другую, а также на МКАД. Этот трафик можно было бы вывести с шоссе Энтузиастов, построив три связки: Перовского и 1-го Кабельного проездов, проезда Энтузиастов и ул. Дворникова, 16-й Парковой ул. и МКАД, чего проект не учитывает. Организация последней связки крайне актуальна ввиду того, что при реконструкции шоссе Энтузиастов какого-либо облегчения проезда из Измайлова на шоссе Энтузиастов не предвидится.

Завкафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог МАДИ д.т.н. профессор Владимир НОСОВ:

— Меры, принимаемые московским правительством по повышению пропускной способности основных магистралей города, безусловно, дадут положительный эффект. Однако следует понимать, что улучшения коснутся лишь отдельных маршрутов в зонах, прилегающих к реконструируемым магистралям. Общее существенное улучшение условий движения следует ожидать только в том случае, если значительная часть населения начнет пользоваться общественным транспортом.

Жительница района Северное Измайлово Анна АСТАПОВА:

— Необходимость такой реконструкции назрела давно! Но если не расширять шоссе от МКАД в сторону Восточного поселка, все будет бесполезно. В первую очередь надо делать пешеходные переходы в районе Монтажной, 3-й Парковой улиц: светофоры сильно тормозят движение, да и перейти дорогу там проблематично, водители едут, не глядя на светофор. А так и пешеходам будет удобно, и автомобилистам. Не забудьте также о жителях домов, которые стоят впритык к трассе. Мы и так живем с закрытыми окнами из-за вечного шума и гари, а будет еще хуже.

МЕЖДУ ТЕМ

НИиПИ Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры разработал проект планировки линии скоростного трамвая от станции метро «Шоссе Энтузиастов» в район Ивановское и подмосковную Балашиху. Как сообщил префект Восточного округа Николай Ломакин, общая протяженность трассы составит 21,3 км, из них 15,7 км — на эстакадах. На маршруте будет 12 остановок, 6 из которых — на территории Москвы: «МК МЖД»; «Станция метро «Шоссе Энтузиастов», «Стадион «Авангард» (в районе 2-й Владимирской ул.), «Ул. Новогиреевская», «Свободный проспект», «Ивановское» (в районе улицы Сталеваров).

Согласно проекту, в районе станции метро «Шоссе Энтузиастов» появится транспортно-пересадочный узел, совмещенный с остановочным пунктом на Малом кольце Московской железной дороги. До пересечения с Большим Купавенским проездом трасса пройдет с северной стороны шоссе Энтузиастов, затем по эстакаде «перешагнет» на его южную сторону и будет идти вдоль бульвара между проезжей частью шоссе и местным проездом. В районе пересечения шоссе Энтузиастов с Главной Аллеей планируется построить эстакаду протяженностью 0,6 км (чтобы развести автомобильный поток и трассу скоростного трамвая). Еще одна эстакада появится на пересечении с улицей Сталеваров.

На территории Балашихи возможны 2 варианта прохождения трассы. Первый — вдоль Горьковского шоссе (автотрасса М7 «Волга»); протяженность участка — 14,5 км. Второй — вдоль Балашихинской ветки Горьковского направления МЖД; протяженность — 10,5 км, конечная точка — в 9-м мкр. «Новый Свет» Балашихи.

Предполагается, что скоростной трамвай будет ходить с интервалом 3–4 мин. Максимальная скорость состава — 75 км/ч, средняя скорость по трассе — 30 км/ч. Время в пути — 11 мин. по Москве и 35–40 мин. — по всему маршруту.

Строительство должно начаться с московского участка.



Партнеры