Прожекты перестройки

Проекты развития столичной агломерации по-прежнему оторваны от реальности

22 июня 2012 в 19:41, просмотров: 1717

В Москве 22 июня стартовал четвертый (из шести) семинар, на котором обсуждались варианты развития столичной агломерации. Примечателен он в первую очередь тем, что здесь впервые заговорили о переезде федеральных органов власти в «бюроград» на территории «новой Москвы». И хотя заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин заявил, что окончательное место, куда могут перебраться чиновники, так и не определено, участники конкурса привязывали его, как и ожидалось, к поселку Коммунарка.

Прожекты перестройки
фото: Александр Корнющенко

Девять команд конкурсантов продолжают оттачивать девять концепций, несмотря на то что эксперты считают ряд предложений откровенно нежизнеспособными. На момент подписания номера «доложиться» успели пять из них. Например, специалисты из ЦНИИП градостроительства предложили проложить через создающийся федеральный центр скоростную трассу, объединяющую вообще все столичные аэропорты. «Бюроград», по их мнению, должен представлять из себя большой набор кварталов-«ячеек». Каждая в диаметре не превышает 900 метров. В середине же находится остановка общественного транспорта. Такая организация пространства предполагает активное его использование. Частое расположение остановочных пунктов не сделает утомительными пешеходные прогулки.

А вот представители архитектурно-дизайнерской мастерской А.А.Чернихова сразу заявили, что переезд федерального центра из Москвы ничего не даст. По их мнению, 70% чиновников передвигаются на общественном транспорте. Столичные архитекторы предложили сохранить весь бюрократический аппарат в черте города, а для передвижения использовать реку. В конце концов многие министерства, Кремль, Белый дом стоят у воды.

Присоединяемую территорию предложили заключить в железнодорожное кольцо. Пути должны идти по новой границе города, параллельно соединяя аэропорты. Земля же «новой Москвы» должна развиваться по типу кластеров. В одном месте архитекторы предложили строить учебные корпуса и общежития для столичных университетов. В другом — создать мощный медицинский блок.

Надо заметить, что идея собрать все городские больницы в одном месте не вызвала у собравшихся особого энтузиазма. Согласитесь, не очень весело ехать из Алтуфьева в район Троицка, чтобы навестить больного.

В самом начале своего выступления голландцы из О.М.А. рассказали о том, как они попытались поделить территорию «новой Москвы» на различные зоны. Где-то дачный сектор, где-то гаражи, где-то жилье. У архитекторов сделать это не получилось. Оказалось, что разные объекты со временем полностью поменяли свое назначение. В одной из высоток, внешне похожей на жилой дом, оказались офисы. На дачных участках активно строятся частные пансионаты. Гаражные же комплексы превратились в кустарные мастерские.

В результате решено было остановиться на таком делении территории: городская среда, поля, леса. Более точная классификация приводит к мешанине. Руководствуясь этим принципом, специалисты из О.М.А. предложили построить вокруг города четыре аэрополиса. Под последним подразумевается населенный пункт, центром которого является аэропорт. Их должны будут соединить два кольца дорог. Первое — скоростная магистраль и железная дорога. Второе — обычная дорога с развитым общественным транспортом и многочисленными остановками.

В конце архитекторы заявили, что в новых городах-спутниках поначалу необходимо создавать исключительно рабочие места. Если там понастроить еще жилья, то ситуация не улучшится, а только ухудшится, так как сохранится колоссальная маятниковая миграция в центр.

А вот парижская архитектурная мастерская «l`AUC» настороженно подходит к идее создания правительственного центра — город, примерно как во времена опричнины, рискует разделиться на две замкнутые категории: «простых» мещан и чиновников. Поэтому тему «бюрограда» французы решили пока серьезно не трогать. Зато обратили внимание на уже существующие разделение москвичей — по результатам прошедших президентских выборов. И отметили на карте районы, где голосовали преимущественно за Прохорова (центр столицы) и за Зюганова (Юго-Восток мегаполиса и Митино). Голосовавших за Путина в расчет не брали.

Получилось, что на разных концах города проживают люди достаточно враждебных политических воззрений. Что косвенно связано с условиями их жизни и развитием инфраструктуры. Собрать жителей Первопрестольной воедино парижане предлагают с помощью транспорта. А более конкретно, для удобного перемещения связать транспортно-пересадочными узлами метро и наземный транспорт. И ввести для них единый билет. Непременно с одним точным тарифом. А также увеличить нагрузку на метро, чтобы людям было не тесно и они входили в вагон не толкаясь. Правда, осуществить мечту многих москвичей французы хотят весьма оригинальным способом — запустить в сабвее двухэтажные вагоны, которые уже начали курсировать в Париже. Только вот идея, с учетом габаритов сталинского и даже более позднего метро, позволяет пустить двухэтажные «голубые вагоны» лишь на новых землях.

Большинство общественного транспорта предлагается соединить 3 тремя хабами: в районах «Павелецкой», «Белорусской» и «Комсомольской».

Архитекторы из Питсбурга («Urban design associates»), чей проект по изменению русла Москвы-реки в прошлый раз эксперты нарекли «хулиганским», не отступились от прежних тем. И даже развили их. Так, проект самого большого в мире вокзала — вокзал должен появиться на месте снесенной гостиницы «Россия» — они предложили дополнить территорией Китай-города, который, в свою очередь, должен превратиться в гостиничный комплекс, культурную и досуговую зоны.

Как писал ранее «МК», вокзал напротив Кремля свяжет между собой все остальные крупные «железнодорожные гавани» столицы. Однако архитекторы решили пускать на него лишь пассажиров. А все грузовые перевозки вообще убрать из города, чтобы грузы оседали на специальных таможенных терминалах и складах за московскими границами.

Боятся американцы за русский лес, считая, что парковки для жителей «новой Москвы» уничтожат серьезную часть зеленых массивов. Следовательно, отказаться от автомобилей, считают американцы, поможет развитая сеть железных дорог и легкого метро на новый землях.

Напрямую возвращаться к идее изменения русла реки Москвы архитекторы из Питсбурга не решились. А предложили развивать водные пути на новых территориях за счет существующих там рек: Пахры, Десны и Нары. И превратить эти земли в своеобразный аналог Венеции. Прорыть между ними множество мелких каналов с насыпными берегами. Соорудить несколько дамб, которые создадут озера. Пространство между каналами предлагается застроить бульварами для прогулок. А на части набережных проложить автомобильные дороги с обязательными минипарками вдоль них, чтобы водители не ощущали себя в каменных джунглях, как в старой Москве.

Вынести все функции правительства из центра американцы тоже не решаются. Недалеко от «Кремлевского вокзала» они хотят разместить посольства и ведомства, выполняющие протокольные функции. «Креативным» же чиновникам предусмотрели место в «новой Москве».

Кроме того, американцы предлагают создать Федеральное или местное агентство по развитию Москвы. А также банк, призванный материально обеспечивать все градостроительные планы. Правда, деньги банк, по их задумке, должен получить с продажи природных ресурсов, через Стабилизационный фонд. Иными словами, на развитие столицы планируется направить 60 процентов доходов фонда. Однако эксперты были снова недовольны таким предложением — Стабилизационный фонд помог выплачивать пенсии во время кризиса. Что делать с пенсионерами в случае нового кризиса, американцы сообщить отказались.

Архитектурное бюро «Остоженка» предложило создать транспортные коридоры, которые бы связали кольцевой системой все крупные города Центрального федерального округа. Таким образом, трафик автомобилей через Москву должен существенно сократиться.

Строить жилые кварталы отечественные специалисты предлагают с помощью принципа «островизации» — когда один или несколько микрорайонов будут обрамлены зелеными массивами.

Что касается метро, то в «Остоженке» планируют построить на новых территориях 6 станций, которые пройдут, к примеру, от Мосрентгена до Троицка. Еще одна ветка может прийти в «новую Москву» из города Королева — она должна пройти через платформу «Тестовская», аэропорт «Домодедово» и замкнуться в Троицке.

Активно планируют развивать россияне и железнодорожный транспорт. И строить рядом с ними транспортно-пересадочные узлы для связи с наземным транспортом. Но для этого придется принять кое-какие меры. Так, сегодня большинство платформ «засорены» всякого рода мелкими постройками, торговыми центрами и палатами с шаурмой. Что бы не отбирать у негоциантов недвижимость, придется строить дублеры платформ близости с существующими. И уже там открывать ТПУ.

Испанский архитектор Рикардо Бофилл хочет несколько транспортных хабов: в районах «Комсомольской», Белорусского и Курского вокзалов и ЗИЛа. Сеть хабов будет связана линиями скоростного транспорта, скажем, метро.

Сформировали испанцы и первоначальный принцип застройки новых земель. Каждый квартал, по их видению, должен будет визуально подниматься и последовательно выглядеть так: парковка, парк, 7-этажные дома и высотки, доходящие до 22 этажей.

Эксперты остались не очень довольны работой архитекторов. Так как в начале июля мэр столицы уже должен обсуждать с президентом варианты переезда чиновников. А никаких конкретных расчетов и экономических обоснований архитекторы пока не привели.





Партнеры