Как нам раскрутить Садовое кольцо

Эксперты предложили комплексную схему изменения движения на магистрали

18 июля 2012 в 19:25, просмотров: 11209

Вслед за реконструкцией вылетных магистралей столичные власти намерены приступить к ликвидации болевых точек на транспортных кольцах. Сейчас специалисты нескольких проектных мастерских работают над созданием новой схемы движения на Садовом кольце. Сотрудники экспертного центра Probok.net поделились с «МК» своим видением программы реконструкции.

Как нам раскрутить Садовое кольцо
фото: Александр Астафьев

Помимо почившей в бозе одиозной идеи закрутки Садового кольца в одну сторону существуют различные проекты реконструкции этой магистрали. Так, один из вариантов предполагает строительство тоннелей в районе проспекта Мира, на пересечении с Баррикадной улицей, а также эстакаду в районе съезда к трем вокзалам. Впрочем, подобные решения весьма дорого стоят. Но главное, что эффект от них не берется предсказать никто. Наши эксперты, скрупулезно проанализировав каждый узел на Садовом, в основном стремятся решить проблему пробок относительно мягкими мерами.

— В основном мы предлагаем расширить проезжую часть, изменить разметку, установить (или убрать) дорожные знаки и светофоры, повесить как можно больше камер видеофиксации, — говорит первый зам. руководителя экспертного центра Андрей Мухортиков. — В ряде случаев, где возможны разные решения, мы предлагаем дорогой и дешевый варианты. Есть, конечно, пара мест, где не помешали бы эстакады...

— Транспортные кольца должны ехать любой ценой — это закон мегаполиса, — утверждает аналитик Григорий Песков. — Чтобы попасть из одного района столицы в другой, в 99% нужно воспользоваться по крайней мере одним из трех колец (Садовым, Третьим или МКАД), которые фактически держат на себе город. Бульварное кольцо всерьез воспринимать нельзя — оно не замкнуто, да и добраться до него непросто. А на Садовом кольце, как ни парадоксально, есть резервы для реконструкции.

Узкие места Садового кольца в основном сосредоточены в районе тоннелей (они шестиполосные, и с правой полосы осуществляются правые повороты). Очень часто водители пытаются выехать сразу с двух полос, и для движения остается только одна. Особенно это характерно для южного участка кольца. «Радикального решения этой проблемы мы не видим, — говорят авторы исследования. — Желание нарушать могут сдержать лишь камеры видеофиксации и так называемые делинеаторы — резиновые или пластиковые столбики небольшой высоты, которые не позволяют метаться из одного ряда в другой. Кстати, такие столбики скоро появятся на Мичуринском и Пролетарском проспектах».

Большая часть Садового кольца страдает из-за неправильно припаркованных автомобилей. Хаотичная стоянка у ст. м. «Парк культуры» серьезно тормозит движение по Крымскому мосту. На Таганской площади, где действует принцип кругового движения, парковка физически запрещена, однако водители все равно бросают машины. Опять же из-за отстоя транспорта в районе Долгоруковской улицы и Оружейного переулка регулярно простаивает немалая часть кольца.

— Таганская площадь — сложнейший узел, таких в Москве по пальцам можно пересчитать, — говорит Григорий Песков. — Туда приходит 9 улиц, площадь зажата. В проектах нужно учитывать, что неправильно припаркованные машины будут иметь место и в дальнейшем, а не притворяться, что мы их разгоним. Просто повесить знак и запретить машинам стоять — в жизни это не работает, даже несмотря на большой штраф. По нашим прогнозам, даже запретами ситуация особо не улучшится. Люди от безысходности ставят машины там, где они явно мешают.

— В городе слишком много запретов на парковку, и не все они разумны, — продолжает Андрей Мухортиков. — Поэтому в тех местах, где припаркованные машины не мешают, мы предлагаем нанести разметку. А в ряде мест, где при существующей конфигурации парковка мешает, можно расширить улицы.

Необходимо довести до ума городские программы, заброшенные в кризис, продолжают специалисты. Например, на Кудринской площади сначала была проведена локальная реконструкция (строительство подземного пешеходного перехода со снятием светофора), а затем чиновники планировали и более масштабные работы в рамках строительства скоростного Звенигородского проспекта. Однако в этой части проект реализован не был. В результате узел застыл в недоделанном состоянии, создавая заторы на внешней части Садового кольца и не позволяя использовать потенциал Звенигородки.

А вот что делать с общественным транспортом (в частности с троллейбусом «Б»), эксперты не совсем понимают. «Функционал „Букашки“ очень сомнительный, — говорит Григорий Песков. — Большую часть дня он катается пустой. Никому не охота часами стоять в пробках. Пассажиры предпочитают добираться на метро, благо что его станции расположены на всем протяжении Садового кольца. К тому же троллейбус еще и привязан к контактной сети. И сам он мучается, и его пассажиры, и автомобилисты».

фото: Кирилл Искольдский

По возможности специалисты закладывали в проект «карманы» для остановок троллейбусов. Но не стоит забывать, что в московских условиях эти «карманы» являются идеальным местом для парковки автомобилистов. На всем Садовом кольце есть, пожалуй, только одно место, где можно совместить «карманы» с официальными парковками: в районе Зубовской площади, где Садовое расширяется чрезвычайно сильно. Вместо «лишних» полос проектировщики предлагают организовать «островок» для остановки троллейбусов, а справа-слева разместить парковочные карманы. Подобная концепция широко применяется в Европе.

— Поскольку трудно сказать, к чьему ведению относится Садовое кольцо, мы намерены направить наше исследование на рассмотрение в Департамент строительства, Департамент капитального ремонта, Департамент транспорта и в НИиПИ Генплана Москвы. Надеюсь, что хотя бы часть наших предложений будет использована, — говорит Андрей Мухортиков. — При желании видоизменить схему движения на Садовом кольце можно за год-полтора, работая одновременно на всем его протяжении. Смогли же специалисты в короткие сроки разработать планы реконструкции Каширского и Варшавского шоссе и начать строительство.

— Предложенный проект нужно смотреть и обсуждать, — говорит префект Центрального округа Сергей Байдаков. — Но вообще проблему нужно решать комплексно, чем мы и занимаемся. У нас есть программа, которая предусматривает изменение организации движения, создание парковочных мест, запрет на строительство точек притяжения транспорта — торговых и офисных центров. На 80 процентов закончился перевод улиц в пределах Садового кольца на одностороннее движение. Осталось реорганизовать схему в юго-западном секторе (ограничен Новым Арбатом, Садовым кольцом и набережными). Сейчас над проектом работает транспортная мастерская НИиПИ Генплана Москвы. Работа должна быть завершена до конца года.

графика: Березин Савелий

ЧЕРТОВА ДЮЖИНА САМЫХ ПРОБЛЕМНЫХ УЗЛОВ САДОВОГО КОЛЬЦА

1. Кудринская площадь

Что не так?

— Внутренняя и внешняя стороны кольца расположены несимметрично. Из-за этого по внешнему ходу постепенно «теряются» два ряда. В этом же месте находится поворот на Баррикадную улицу (с последующим выходом на Звенигородский проспект). Сильно снижает скорость движения «историческая» брусчатка. Совокупность проблем приводит к постоянной пробке на Садовом кольце во второй половине дня длиной в несколько километров (примерно до Красных Ворот).

— На внутренней стороне, внезапно расширяющейся до 6 полос после пересечения с Новым Арбатом, Садовое кольцо вновь сужается до 4 полос. Но и эти 4 полосы не всегда работают, поскольку регулярна парковка с нарушением.

— Перпендикулярное пересечение потоков, сворачивающих с внутреннего хода Садового кольца и выезжающих с улицы Поварской. Пересечение происходит за окончанием тротуара и для многих водителей становится неожиданностью, что приводит к частым авариям.

Как исправить ситуацию?

— Чтобы симметрично распределить пространство между автомобильными потоками, понадобится незначительно «подрезать» тротуар на углу Кудринской площади с внутренней стороны кольца. Остановку общественного транспорта на внешней стороне нужно убрать в «карман», насколько это позволяют вентиляционные шахты.

— Сократить количество рядов внешнего хода до четырех, отдав пятый для поворота и съезда с Садового кольца на Баррикадную улицу. Возможно, придется отказаться от брусчатки.

— Установить автоматическую систему контроля нарушения парковки и остановки в этом месте. Оборудовать максимально возможное количество машино-мест с обеих сторон Садового кольца на широких тротуарах и вокруг «островка» съезда с кольца. Обозначить приоритетность вливания в Садовое кольцо разметкой и знаками.

2. Триумфальная площадь — Долгоруковская улица

Что не так?

— На узком участке над тоннелем в поток вливаются автомобили, движущиеся с Тверской улицы из центра. Ситуацию усугубляют очень малый радиус левого поворота на внутреннюю сторону Садового кольца и беспорядочная парковка.

— Водители, которым надо попасть с внешней стороны Садового кольца на 1-ю Тверскую-Ямскую улицу (из центра), вынуждены объезжать пробку по улицам Фадеева, Чаянова и др., в результате местная сеть оказывается перегружена транзитным транспортом.

— Отсутствует поворот с Долгоруковской улицы на внешнюю сторону Садового кольца. Водители, которым надо проехать в этом направлении, вынуждены заранее сворачивать на Палиху и другие местные улицы, не приспособленные для таких потоков, а также на и без того перегруженное Третье кольцо. Результатом становятся пробки по всему району. Внешняя сторона Садового кольца в месте примыкания Долгоруковской улицы сужается с 6,5 до 4, а затем до 3 полос.

Как исправить ситуацию?

— Столичный Центр организации дорожного движения предлагает изменить направление движения на боковых проездах Триумфальной площади: движение по ближнему к центру проезду направить от Тверской улицы к Садовому кольцу, по дальнему — от Оружейного переулка к 1-й Тверской-Ямской улице. Эксперты Probok.net считают, что необходимо также увеличить радиус поворота в самом критичном месте — с проезда над тоннелем на внутреннюю сторону Садового кольца. Это можно сделать либо за счет тротуара и сноса рекламной конструкции с бетонным основанием (дешевый вариант), либо построив перемычку над тоннелем (дорогой).

— Восстановить возможность выезда с Долгоруковской улицы как на внутреннюю, так и на внешнюю сторону Садового кольца можно тоже двумя способами — дешевым и дорогим. Дорогой предусматривает строительство эстакады с Долгоруковской улицы на внутреннюю сторону Садового кольца (эстакада обеспечивает также возможность проезда на Каретный Ряд в сторону центра; дополнительно организуется проезд на внутреннюю сторону Садового кольца). Дешевый вариант допускает организацию светофора, работа которого будет синхронизирована со светофором в районе пересечения кольца с улицами Каретный Ряд и Краснопролетарской.

3. Каретный Ряд — Краснопролетарская ул.

Что не так?

— На внешнем ходу Садового кольца из-за изменения полосности движения на перекрестке (перед перекрестком — 10 полос, за перекрестком — 8) возникает хаотичное перестроение, что приводит к аварийным ситуациям и снижению пропускной способности.

— На внутреннем ходу Садового кольца из-за неправильной геометрии «пропадает» крайний правый ряд. Перед перекрестком 6 полос, за перекрестком — 5 полос, с учетом припаркованных авто — 4.

Как исправить ситуацию?

— По внешнему ходу Садового кольца снизить полосность с 10 до 9. Изменить выезд с Делегатской улицы для возможности продолжения движения по Садовому кольцу. Установить знак «Уступить дорогу» или «Стоп» для обозначения приоритетов движения.

— По внутреннему ходу Садового кольца изменить конфигурацию разделительного газона так, чтобы движение транспорта по внутренней стороне кольца происходило без зигзагообразных маневров. Крайнюю правую полосу внутренней стороны кольца направить на Каретный Ряд, чтобы остальные полосы нормально вписывались в 5 полос после перекрестка.

фото: Кирилл Искольдский

4. Улица Гиляровского — проспект Мира

Что не так?

— Узкая улица Гиляровского превращена в основной маршрут магистрали проспект Мира — Садовое кольцо (внешний ход). При этом на стыке стоит светофор, пешеходный переход и крутой поворот. Производительность крайне низка, что создает крупные пробки и вынуждает водителей искать объездные маршруты. Это приводит к параличу всего микрорайона.

— Сужение внутреннего хода Садового кольца за счет припаркованного «елочкой» транспорта. Сильное затруднение движения троллейбусов.

Как исправить ситуацию?

— Снести торговый павильон, на освободившемся месте организовать две дополнительные разгонные полосы для выезда с ул. Гиляровского. Сделать выезд с ул. Гиляровского бессветофорным.

— Воспользоваться избыточной шириной Садового кольца в этом месте и несколько сдвинуть ось разметки. За счет выигранного пространства разметить и обозначить «елочную» парковку. При необходимости вынести контактную сеть троллейбуса на проезжую часть.

5. Улица Сретенка — проспект Мира

Что не так?

— Недостаточна пропускная способность Сретенки в направлении левого поворота на внешнюю сторону Садового кольца. Поворот разрешен только в одной фазе и с одной полосы. Разрешено движение прямо на проспект Мира с 4 полос Сретенки, однако после перекрестка остается только 3 полосы, причем правая полоса часто занята припаркованными автомобилями. Это вызывает толкотню и аварийные ситуации.

— Недостаточна пропускная способность проспекта Мира при движении для левого поворота на внутреннюю сторону Садового кольца. Для движения на внешнюю сторону кольца имеется альтернативный путь через улицы Дурова и Гиляровского, однако водителей об этом ничто не информирует. В результате водители, едущие на внешнюю сторону кольца, но недостаточно знакомые со схемой организации движения в этом районе, пополняют собой пробку на проспекте Мира.

Как исправить ситуацию?

— Разрешить левый поворот со Сретенки на внешнюю сторону Садового кольца в фазе, когда движение на проспект Мира невозможно. Изменить распределение полос на Сретенке: с двух левых полос разрешить движение только налево, с трех средних — только прямо. Установить автоматическую систему контроля нарушения парковки и остановки на Сретенке с западной стороны перед перекрестком.

— Добавить на проспекте Мира еще одну полосу за счет минимального расширения и запрета парковок. Сделать ее реверсивной: основной режим — в центр, по рабочим дням во второй половине дня — из центра. Установить на нечетной стороне проспекта Мира информационные щиты, описывающие маршрут на внутреннюю сторону Садового кольца через улицу Гиляровского.

6. Площадь Красных Ворот

Что не так?

— Три крайние левые полосы внутренней стороны Садового кольца уходят налево — на улицы Каланчевскую, Новую Басманную и на разворот. Водители, намеревающиеся продолжить движение по кольцу (а это 85% потока), вынуждены перестраиваться в другие полосы, что создает аварийные ситуации.

— При повороте у ст. м. «Красные Ворота» из-за припаркованных автомобилей пропадает крайний правый ряд. Это приводит к затруднению движения троллейбусов.

Как исправить ситуацию?

— Исправить разметку так, чтобы машины, движущиеся в прямом направлении, не должны были перестраиваться в соседние полосы. Расширить проезжую часть на выступающем углу тротуара. Запретить парковку в месте сужения проезжей части и установить в этом месте автоматическую систему контроля нарушения парковки. Там, где парковка не мешает движению, разметить парковочные места.

7. Таганская площадь

Что не так?

— К Садовому кольцу с внутренней стороны примыкают три улицы, с внешней — шесть. Площадь перегружена машинами. Многочисленные остановки общественного транспорта разбросаны по всей территории, что неудобно как для пассажиров, так и для водителей. Вокруг площади много точек притяжения: кафе, магазины, театр — при этом не хватает парковочных мест. Хаотически припаркованные автомобили затрудняют проезд. Движение сильно затруднено даже в выходные дни.

— Улица Большие Каменщики представляет собой головной участок магистрали М4 «Дон», поэтому поток на нее всегда велик. Однако, чтобы попасть на эту улицу с внутренней стороны Садового кольца, приходится ехать через всю Таганскую площадь через несколько пробочных пересечений.

Как исправить ситуацию?

— Необходимо кардинальное переустройство площади. Эксперты предлагают провести его в два этапа. Первая очередь реконструкции включает дешевые и простые мероприятия (в частности, соединение Садового кольца и дублеров, создание транспортно-пересадочного узла и парковок с зонами видеоконтроля). На втором этапе возможна организация прямого проезда с внутренней стороны Садового кольца на Таганскую улицу и с ул. Большие Каменщики — на внутреннюю сторону Садового кольца. Троллейбусные остановки имеет смысл перенести на дублеры, убрав их из точек критического сужения.

8. Нижняя Краснохолмская улица

Что не так?

— На внешней стороне Садового кольца устроена автостоянка, из-за которой проезжая часть сужается с пяти до трех полос. На внутренней стороне при съезде с Большого Краснохолмского моста проезжая часть сужается с фактических пяти полос (правая не размечена) до четырех.

Как исправить ситуацию?

— На внешней стороне кольца перенести парковку, восстановить нормальную ширину проезжей части. Сместить осевую линию Садового кольца чуть южнее, за счет этого получить полноценные пять полос движения с каждой стороны кольца. Произвести минимальную корректировку выступа бордюра.

9. Новокузнецкая улица

Что не так?

— Заторы на Новокузнецкой в сторону Садового кольца, так как правый поворот разрешен только в фазе движения трамвая. Между тем правый ряд Садового до перекрестка занят припаркованными машинами и авто, поворачивающими направо с Садового на Новокузнецкую, что делает выезд с Новокузнецкой на Садовое препятствующим основному потоку.

Как исправить ситуацию?

— Установить две правоповоротные стрелки на выезде и въезде на Новокузнецкую и включать их в постоянном режиме.

10. Коровий Вал — Житная улица

Что не так?

— Автомобили, ожидающие с нарушением ПДД зеленого сигнала светофора на ряду «только прямо» для выезда с Житной улицы на внутреннюю сторону Садового кольца, мешают проезду по Житной в прямом направлении к Ленинскому проспекту.

— На коротком участке улицы Коровий Вал пересекаются потоки с внешней стороны Садового кольца на Люсиновскую и с проезда Апакова на внешнюю сторону Садового кольца, что приводит к торможению обоих потоков, заторам и аварийным ситуациям. Автомобили, выезжающие из тоннеля под Калужской площадью направо на Коровий Вал, заполняют две полосы тоннеля и мешают проезду по внешней стороне кольца в прямом направлении.

Как исправить ситуацию?

— Отделить крайнюю правую полосу Житной улицы от остальных полос легким заграждением, чтобы по ней можно было беспрепятственно ехать в прямом направлении.

— Расширить Коровий Вал на участке между съездом с Садового кольца (от тоннеля под Калужской площадью) и выездом на Садовое кольцо (к тоннелю под Серпуховской площадью) на одну полосу, чтобы получилось четыре полноценные полосы движения даже при наличии припаркованных машин. Поставить на Коровьем Валу легкий разделительный барьер между двумя левыми полосами, направленными к выезду на Садовое кольцо, и правыми, направленными в сторону Люсиновской и на 1-й Добрынинский переулок. Разрешить правый поворот на Коровий Вал только из крайней правой полосы тоннеля под Калужской площадью.

11. Крымский Вал

Что не так?

— Левый поворот с Ленинского проспекта на Крымский Вал разрешен только с одной полосы. Это порождает пробку на Ленинском проспекте, а попытки некоторых водителей объехать эту пробку по соседним рядам и вклиниться в ее начало затрудняет проезд по Ленинскому проспекту в прямом направлении на Большую Якиманку.

— Недостаточна пропускная способность выезда из тоннеля внутренней стороны кольца с разворотом в направлении Ленинского проспекта. Хотя выезд разрешен только из правой полосы, но реально выполняется из двух, и для проезда по кольцу в прямом направлении остается только одна полоса.

Как исправить ситуацию?

— Расширить внутреннюю сторону Крымского Вала таким образом, чтобы получить две полосы для поворота с Ленинского проспекта. Мешающие расширению торговые ларьки удалить. В узком месте, примыкающем к Калужской площади, запретить отстой транспорта, на более широком участке организовать легальную парковку «елочкой» за счет газона. Запретить правый поворот с Ленинского проспекта на Житную улицу.

— Изменить разметку Крымского Вала таким образом, чтобы получить два поворота с внутренней стороны Садового кольца на Крымский Вал в сторону Ленинского проспекта. Первый (существующий сейчас) разворот разрешить только из правой полосы тоннеля, отделив ее от остальных полос сплошной линией разметки и установив камеры наблюдения. Для тех, кто не успел вовремя перестроиться в правый ряд, организовать второй разворот на расстоянии 90 метров от первого.

12. Крымская площадь — Зубовская площадь

Что не так?

— Узел считается относительно благополучным за счет большой ширины проезжей части. Но расширение Зубовского бульвара в средней части с последующим сужением перед Крымским мостом приводит к сутолоке и аварийным ситуациям. Осложняет ситуацию бездумное «точечное» строительство мини-небоскребов, не обеспеченных парковочными местами (пример — у ст. м. «Парк культуры»). Движение сильно затруднено даже в выходной день.

Как исправить ситуацию?

— Отказаться от бессмысленного расширения в пользу дополнительных организованных парковок. Переразметить пространство (с получением цивилизованного разворота). Выкроенные пространства оборудовать «елочной» парковкой, нарастив при возможности, уменьшив излишние пространства тротуаров, желательно с автоматическим подсчетом свободных мест и выводом на информационные табло. Сдвинуть контактную сеть троллейбуса на проезжую часть.

13. Новинский бульвар

Что не так?

— Основной маршрут с внутренней стороны Садового кольца на Кутузовский проспект, к Киевскому вокзалу, деловому центру «Москва-Сити» и другим объектам западной части города после ликвидации поворота на Смоленской площади проложен через разворот над тоннелем Новинского бульвара. После строительства торгового центра «Лотте-плаза» (Новинский бульвар, д. 8) ситуация ухудшилась, и этот маршрут постоянно запирает внутренний ход Садового кольца. Кроме того, на внешней стороне Садового кольца разворачивающиеся автомобили вынуждены уступать дорогу едущим с Нового Арбата.

Как исправить ситуацию?

— Разрешить парковку там, где это возможно, обозначив четко знаками и разметкой. Изменить приоритеты движения разметкой и знаками. Внутренний разворотный ряд освободить от обязанности уступать дорогу. Отгородить поворотный ряд легким отбойником.



Партнеры