Мультимедийная толерантность

На создание Еврейского музея потрачено 50 миллионов долларов

В знаменитом Бахметьевском автобусном парке, построенном архитекторами Мельниковым и Шуховым в начале ХХ века, теперь разместился Еврейский музей (он же Центр толерантности). Идея его создания зрела давно. Однако у еврейской общины, на территории которой находится здание, не было денег, чтобы это здание восстановить. Ситуацию четыре года назад спасли Роман Абрамович и его подруга Дарья Жукова, которые восстановили памятник архитектуры для своего «Гаража» (после нескольких лет работы «гаражан» артцентр переместили в парк Горького). Теперь в Бахметьевском автопарке открывается совершенно другой музей, сделанный по последнему слову техники. «МК» узнал, насколько Центр толерантности соответствует званию «самого высокотехнологичного комплекса на постсоветском пространстве».

На создание Еврейского музея потрачено 50 миллионов долларов

Около года понадобилось знаменитому музейному дизайнеру Ральфу Аппельбауму на создание музейной концепции Центра. Он начинается с 4D кинотеатра, возведенного внутри Бахметьевского гаража. В кинозале немного мест, сиденья установлены по кругу, а в центре стол. Гаснет свет, на двух больших экранах появляются звезды — так начинается 10-минутный фильм об истории евреев от сотворения мира до их исхода из Египта. Стулья двигаются. Изображение надвигается на зрителя. Когда речь заходит о нашествии саранчи, кажется, что настоящие букашки врезаются в ваши ноги. Когда на экране появляется море, волны которого раздвигаются перед еврейским народом, на зрителей в кинозале капает вода. Начало истории еврейского народа действительно показано высокотехнологичными средствами. А что же дальше? Выйдя из кинозала, зритель видит стену почета. Среди людей, способствовавших возникновению этого музея, есть разные имена: от Владимира Путина до Анатолия Чубайса. Правда, о тех, кто восстановил Бахметьевский гараж, когда он был практически разрушен, нет ни слова.

И вот начинается экспозиция, состоящая из 12 разделов. Первый раздел рассказывает о миграции евреев в Россию, происходившей в XVI–XVIII веках. Все показано на электронных картах, айпадах и всевозможных гаджетах.

— Сначала большинство евреев жили в т.н. местечках, в сельской местности, — рассказывает Борух Горин, глава департамента общественных связей федерации еврейских общин России и председатель правления Центра толерантности. — Здесь вы можете не только узнать больше о евреях, например, о том, что в то время существовало более 20 еврейских языков, хотя на территории России идиш был основным, но даже разделить трапезу с обычной еврейской семьей.

Мультимедийная толерантность

Мультимедийная толерантность

Смотрите фотогалерею по теме

Чтобы это сделать, достаточно сесть за стол и дотронуться до подсвечника, стоящего на нем. Тогда установленный перед столом экран загорается и на нем появляется еврейская семья, готовая начать трапезу. Отобедав в еврейском доме, можно переместиться на рынок — в центре зала стоит несколько пластиковых скульптур евреев в национальных костюмах, сидящих на площади и торгующих яблоками и рыбой. Подойдя к бочке, в которой как будто бы лежат эти яблоки, мы дотрагиваемся до поверхности, и вместо яблок появляются разные фотографии. Так в музее показаны быт и жизнь евреев прошлого. Из сельской местности перемещаемся в город. Многие еврейские семьи перебрались в города в ХIХ веке. Это было связано, во-первых, с разрешением на передвижение для них, а во-вторых, с появлением железных дорог. Основная культурная жизнь кипела в кафе. Один из залов превращен в такое кафе: в зале стоят несколько столиков , за каждым из них сидит скульптура, изображающая людей, изменивших что-то в жизни евреев XIX века. Подсев за один из них, видим на столе изображение нескольких книг. При нажатии на них они превращаются в видеоролики, рассказывающие о разных сторонах жизни еврейского общества того времени.

— На самом деле, если поставить себе задачу посмотреть все видеоматериалы, представленные в нашем музее, это займет двое суток — у нас 14,5 часа видеохроники, — поясняет Борух Горин. — К тому же каждый еврей может дополнить нашу коллекцию и прислать в музей информацию о себе или своих родственниках. Или отправить на свой email понравившиеся интерактивные презентации музея.

Из кафе попадаем в синагогу: в центре одного из залов установлен большой свиток — это Тора. Только свиток не бумажный, а электронный. Нажав на любой абзац, можно увидеть перевод с идиш на русский. А чтобы впечатление было сильнее, вокруг свитка установлены скульптуры евреев, читающих Тору.

Самые трагические дни для евреев связаны с войнами — Первой и Второй мировой. Особенное внимание, конечно, уделено Великой Отечественной войне. Целую стену гигантского зала занимает экран, на котором транслируется хроника событий войны, а также воспоминания ее участников. Перед экраном настоящие цветы, они посажены в длинную клумбу перед экраном. После цветов на клумбе — голая земля, а дальше — снег... Здесь есть и раздел, посвященный масштабным репрессиям, коснувшимся евреев. Однако фотографии показаны так, чтобы их не смогли увидеть дети — они помещены в высокую витрину, до которой малыш не дотянется никак. Здесь же представлена самая большая коллекция не виртуальных, а материальных экспонатов музея. Например, молитвенник женщины, погибшей в концлагере, который чудом попал в руки карикатуриста Бориса Ефимова. Тот многие годы хранил молитвенник у своей матери, а когда та умерла, подарил его музею.

— Во время Второй мировой погибли около 3 миллионов евреев. На одной из инсталляций вы видите имена этих людей. Каждое имя повторяется раз в полгода, так много было убитых. Здесь же вы можете найти информацию о ваших погибших родственниках во время войны или холокоста, — говорит Борух Горин.

После Второй мировой войны евреи надеялись на лучшие времена. Однако «дело врачей», доклад Жданова о космополитах и вопрос эмиграции в только что созданное государство Израиль оказались не самыми простыми для этого народа. О том, как жили еврейские семьи после войны, рассказывает инсталляция в виде комнаты с воссозданной советской обстановкой. Внутри ее установлено несколько полупрозрачных экранов, на которых то появляются, то исчезают жители этой квартиры: муж, жена и их маленькая дочь. О чем они говорят, какие поют песни, что делают — можно долго наблюдать за героями инсталляции. Последний раздел связан с современностью. На больших экранах транслируются мини-интервью с русскими евреями, живущими на территории РФ или уехавшими в Израиль. Но самый важный раздел музея, пожалуй, последний. Это интерактивный зал с несколькими десятками сидений, у каждого из которых установлен айпад. С его помощью можно узнать о толерантности в принципе: пройти опрос, посмотреть ролики о том, как нетерпимое отношение к людям других рас или вероисповеданий может отразиться на вашей жизни. Самая показательная история о юноше, который с друзьями напал в парке на нескольких приезжих. Их избили до полусмерти. А на следующий день выяснилось, что один из тех самых приезжих — врач, который должен был оперировать мать одного из нападавших. Но он не смог прийти на операцию, поэтому мать драчуна умерла.

Музей действительно получился высокотехнологичным, интересным и интерактивным. Хотя, возможно, мультимедиатехнологий даже больше, чем реальных экспонатов. Но это не портит картины. А главное, устроители музея надеются, что он будет не только информировать молодых евреев об их истории, но и способствовать развитию толерантности в многонациональной России.

Для широкой публики музей откроется в понедельник.

Мультимедийная толерантность

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру