Для нового строительства у Москвы найдутся ЗИЛы

Столица может застраиваться за счет промзон

30 января 2013 в 18:08, просмотров: 2664

В последнее время все чаще приходится слышать о том, что в Москве не осталось места под строительство новых объектов. На самом деле резервы есть, причем весьма внушительные — просто расположены они там, куда раньше не особо стремились девелоперы. Специалисты подсчитали, что уже в ближайшие годы на месте городских промзон может быть построено 6 млн кв. м недвижимости, из них примерно 5 млн кв. м жилья. Своими взглядами на будущее московских промзон с «МК» поделился экс-глава столичного стройкомплекса, депутат Госдумы, советник мэра Москвы Владимир Ресин.

Для нового строительства у Москвы найдутся ЗИЛы
фото: Александр Корнющенко

Москва по-прежнему обладает огромным потенциалом для своего развития. На ее территории находятся более 200 промышленных и производственных зон, которые в общей сложности занимают площадь около 15 тыс. га. Это огромные ресурсы! Для лучшего понимания: 100 га — это один квадратный километр, и таких «квадратиков» в городе 150! В свое время предприятия Москвы представляли практически все отрасли промышленности, существовавшие в стране, но сейчас большая часть из них либо не используется по своему прямому назначению, либо находится в заброшенном состоянии. Заниматься реорганизацией промышленных территорий власти города начали еще в 1993 году. По понятным причинам наиболее активно эти процессы развивались в ЦАО: только за пять лет, с 1999 по 2003 год, там было освоено более 200 га земли, на которых выросли новые жилые дома, офисные центры и объекты культуры.

Когда в середине 90-х годов мы пришли на Краснопресненскую набережную, здесь была большая коммунальная зона с уже не работающими производствами. Нас принимали за сумасшедших: среди этого «неугодья» правительство Москвы решило построить новую визитную карточку столицы — современный город небоскребов. Только для того, чтобы расчистить площадку, освободить место под новое строительство, потребовались непростые решения. «Сити» — один из самых крупных и сложных с инженерной точки зрения проектов современной Москвы. Его территория равна 60 га — это в два раза больше Кремля. Прежде чем инвесторы смогли приступить к сооружению башен, нужно было проложить километры коллекторов, наполненных коммуникациями, 30 км кабельных линий, трубы водопровода. Для комплекса были построены своя экологически безопасная парогазотурбинная теплоэлектростанция мощностью 220 МВт и система очистных сооружений.

К сожалению, в начале 90-х гг. при проектировании мы не учли растущие транспортные нагрузки, не смогли правильно рассчитать потребность офисов в парковочных местах. Эти недочеты город сейчас исправляет. Но в целом у меня нет никаких сомнений, что такие проекты, как «Сити», необходимы Москве. Это пример того, как можно преобразовывать городское пространство, наполняя жизнью безлюдные «неугодья», которых еще немало на карте столицы.

Все промышленные зоны города по-своему уникальны, и при решении вопросов их реорганизации должен быть обеспечен индивидуальный подход. Наиболее яркой и масштабной иллюстрацией к возможному эффективному использованию и реформированию промзон является ЗИЛ. Это не только одна из крупнейших промышленных территорий Москвы, но и живая страница истории города. Не случайно последний вариант концепции развития этой промзоны носит название «Полуостров ЗИЛ» — он подразумевает создание удобной и современной среды для продолжения производственной деятельности и одновременно возможности для жизни, отдыха и гармоничного развития.

фото: Михаил Ковалев

О том, что территория бывшего автогиганта нуждается в модернизации, стало понятно еще лет 15 назад. Флагманским проектом стало создание на участке промзоны площадью 32 га технопарка «Нагатино-ЗИЛ», который трансформировался в Nagatino I-Land. Однако новая градостроительная политика, объявленная мэром Москвы С.С.Собяниным, потребовала других масштабов, других подходов. Проект планировки этой производственной территории, который недавно был утвержден на Градостроительно-земельной комиссии, предусматривает реорганизацию всех 470 га земли вокруг «АМО-ЗИЛ» и строительство на них 4,5 млн кв. м недвижимости. Как и в ММДЦ «Москва-Сити», здесь появятся офисные, гостиничные, торговые, культурно-досуговые объекты, а также жилье. Отличительной чертой станет размещение высокотехнологичных производств, медицинских и образовательных кластеров, благодаря чему число рабочих мест вырастет с 16 до 43 тысяч. Сегодня все это кажется фантастикой, но это совершенно реальная, а главное — необходимая Москве концепция, которая, я уверен, положит начало активной трансформации остающихся в городе промзон в многофункциональные центры развития.

Конечно, такой масштабный проект не удастся реализовать за 2–3 года. «Сити» строится уже почти 14 лет. «Полуостров ЗИЛ» будет создаваться в два этапа: с 2013 по 2020 год и с 2020 по 2030 год. Как и на Краснопресненской набережной, сначала придется проводить работы по санитарной очистке территории, замене инженерных коммуникаций и созданию удобного транспортного каркаса. Нельзя повторить ошибки прежних лет, оставив будущих жителей «полуострова» без удобных подъездов и выездов.

Для транспортного обеспечения этой территории на проспекте Андропова предусматривается развитие Симоновской набережной, строительство двух мостов, которые в перспективе свяжут Волгоградский проспект с улицей Дмитрия Ульянова. Будет на «Полуострове ЗИЛ» и своя местная улично-дорожная сеть, связывающая общественную и жилую застройку. А в часы досуга москвичи смогут прогуляться вдоль широкого зеленого бульвара, который, я уверен, станет новым символом бывшей промзоны.

Владимир РЕСИН



Партнеры