Правильный ход коньком

«МК» с помощью экспертов выяснил, как выбрать правильные коньки, лыжи и санки

Найти каток в Москве нынче не проблема. Столичные власти залили «пятачки» чуть ли не в каждом дворе. Вот только, как оказалось, москвичам опять не угодили: одни жалуются на неровный лед, другие на плохую очистку от снега. Но в катках ли истинная проблема? Специалисты уверяют, что причиной отчасти является и некачественный спортивный инвентарь, который продается в магазинах. Поэтому выбирать атрибутику для снежных развлечений надо с умом, особенно под конец зимы, когда на такой товар делают огромные скидки, от которых легко потерять голову. На что обращать внимание при покупке коньков, лыж и санок? Из каких материалов они должны быть сделаны? И как за ними правильно ухаживать, чтобы потом в них можно было действительно ехать, а не ползти? Ответы на эти вопросы узнала корреспондент «МК».

«МК» с помощью экспертов выяснил, как выбрать правильные коньки, лыжи и санки

Ножи не для резки мяса

Пожалуй, самым популярным и массовым в городских условиях видом спорта является все-таки катание на льду. А потому и коньки, как подтверждают продавцы в магазинах, зимой покупают лучше всего.

— При выборе коньков в первую очередь обратите внимание на то, чтобы лезвие и ботинок были одного размера, — рассказывает член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России Алексей Сучков и показывает два конька: один хороший, другой с надписью «брак». — Вот посмотрите: у качественного конька передняя часть лезвия подходит к самому мысу ботинка. У другого же лезвие немного смещено назад. Это значит, что при катании зубцы будут мешать движению. Человек станет запинаться и падать.

Кстати, некоторые люди умудряются даже спилить на коньках нижний, шестой, зубец как раз для того, чтобы тот им «не мешал» кататься. По словам специалиста, такие коньки можно сразу выбросить на помойку. Еще одна немаловажная деталь — то, на что прикручено лезвие к ботинку.

— Лучше выбирать коньки на шурупах, — советует Сучков, — тогда лезвие можно в случае необходимости передвинуть. На клепках же лезвие стоит намертво. Но купить коньки — полдела. Перед выездом на лед лезвие нужно заточить. Лучше в специализированных центрах, при каких-нибудь тренировочных базах по фигурному катанию. В обычной мастерской, например при спортивных магазинах, коньки могут легко испортить. Около 60% коньков после такой заточки ни на что не годятся. Видите, на лезвии есть небольшой желобок. Если его сделать слишком глубоким, то ребра получатся как ножи для резки мяса. Они врежутся в лед и перестанут скользить. К тому же лезвие имеет определенную дугу, которую нужно сохранить.

Теперь о ботинках. Они, по словам тренера, должны быть кожаными, средней жесткости. Кожзам на морозе теряет эластичность и становится грубым. Кататься в них просто неудобно. Ботинки из текстиля (а есть и такие) тоже брать не стоит — они не держат голеностоп.

— Лучше, если внутри ботинок будет мягким, с каким-нибудь наполнителем. Например, силиконом, который облегает все неровности стопы, — поясняет Сучков.

А еще, как оказывается, очень важно правильно подобрать шнурки — они не должны растягиваться.

...Дома я достала из шкафа свои старые конечки и проверила их на соответствие всем параметрам: кожзам, зато размеры лезвия и ботинка совпали, шнурки не тянутся — уже хорошо.

Кстати, с хоккейными коньками все намного проще. Ботинки для них делаются, как правило, из пластика. Поэтому главное, чтобы материал был плотный, а задник — твердый. Размер лезвия на хоккейных коньках, как говорят знатоки, практически всегда соответствует размеру ботинка.

Чтобы по снегу катить, лыжи надо просмолить

Для любителей лыжного спорта в столичных магазинах тоже полно инвентаря. Кто-то советует покупать лыжи деревянные, кто-то пластиковые. А ведь к ним нужны еще и палки, крепления… Как быть?

— Пластиковые лыжи более легкие, а значит, и более скоростные, — рассказывает продавец одного из спортивных магазинов Александр Федюнин. — К тому же на них лучше получается коньковый ход — и можно кататься даже по талому снегу. Деревянные стоят значительно дешевле, но перед катанием такие лыжи необходимо просмолить. Тогда древесина не будет впитывать влагу.

...Этот эксперимент я решила провести дома. Купила в магазине самые дешевые деревянные лыжи и загодя нанесла на скользящую поверхность слой лыжной мази (ее я тоже купила в комплекте с лыжами). Затем по рекомендации специалиста, чтобы мазь лучше впиталась, одну лыжу подержала над газовой плитой, а другую (для чистоты эксперимента) прогрела через фольгу утюгом. В принципе катила потом на «деревяшках» по снежку неплохо. Благо погода была морозная.

Кстати, по словам одного из тренеров сборной команды России по лыжным гонкам, Виктора Головина, мазей для лыж очень много. Есть твердые, полутвердые и жидкие. И под каждую погоду нужна своя. К примеру, в мороз надо мазать лыжи твердой мазью, а при влажном снеге или дожде — жидкой. Выбор мази зависит также и от того, каким ходом пойдет лыжник — классическим или коньковым.

Большое значение имеет и размер лыж. Есть два способа определения нужной длины. Первый — к росту лыжника прибавляется 10–15 сантиметров. Второй — нужно вытянуть вверх руку и от этой длины отнять 10 сантиметров. Новичкам, по словам специалистов, лучше выбирать лыжи покороче — коньковый ход, да и вся базовая техника на них осваивается намного легче.

Палки для лыж должны быть такими, чтобы их было удобно держать в руке. Длина палок, по словам Александра Федюнина, тоже подбирается индивидуально — примерно по уровню линии плеча. Сейчас в магазинах продают палки из современных материалов: угольно-пластиковые и пластиковые. Они очень легкие и удобные.

Немаловажная деталь в экипировке лыжника — крепления для ботинок. Они бывают трех видов: передние, «желобком» и «рельсами».

— Передние крепления — это вчерашний день, — говорит продавец. — Они неудобны и быстро ломаются. А вот крепления «желобок» и «рельсы» — уже современный вариант. Ботинки, подходящие к «рельсам», имеют две продольные полоски для крепления, к «желобку» — одну. — Александр снимает с полки две пары ботинок и крепления к ним. — В установке крепления нет ничего хитрого. Нужно определить центр равновесия лыжи и отметить это место карандашом. Точно над этой линией должна проходить передняя кромка ботинка. Главное, что надо помнить, — все ботинки делаются под соответствующий тип крепления.

«Автомобили» для малышей

Санки покупают, как правило, детям. А потому к их выбору надо подойти с особой ответственностью. Тут никаких денег не жалко. Важную роль, говорят специалисты, играет возраст ребенка. Для самых маленьких они советуют покупать низкие санки со спинкой и ручкой-толкателем. Санки для малышей должны быть оборудованы ремнями безопасности и утеплены специальным матрасиком. Не помешает и козырек. Для детей постарше уже подойдут санки без спинки, на которых можно кататься с гор. И ручка тут вовсе не обязательна — довольно веревки.

Еще один важный момент — материал, из которого сделаны санки. Металлические довольно тяжелые, зато прочные. Могут быть конструкции трубчатые — они позволяют облегчить санки. Из пластика же сейчас делается большинство санок на Западе.

— Пластиковые сани легкие и ударопрочные, не имеют острых углов и выступов, легко управляемые и при этом снабженные стальными полозьями, — говорят специалисты. — Минусом таких санок может считаться разве что нестойкость к экстремально низким температурам. Предел этих моделей — минус 20 градусов.

Популярны у детворы для катания с гор санки-ледянки и надувные «ватрушки».

Начнем с последних. На «ватрушках» дети любят кататься с горок. Но надо иметь в виду, что такие санки достаточно опасны для здоровья. Специалисты говорят, что «ватрушки» подходят только для катания с небольших пологих горок с ровной поверхностью. В противном случае можно получить травму спины.

Свои достоинства и недостатки есть и у ледянок.

— Самое большое преимущество санок-ледянок — их стоимость и компактность, — говорят в одном из спортивных магазинов. — Однако и эти санки могут привести к травмам при катании с неровных горок. Поэтому ледянки лучше покупать из прочного, лучше негнущегося материала. Обязательно с удобными ручками, за которые ребенок сможет держаться при катании.

Где в Москве заточить коньки при катках

• СК «Лужники», стоимость 180 руб.

• Ледовый дворец спорта ЦСКА, стоимость от 150 до 250 руб.

• Ледовый дворец «Сокольники», стоимость: 200 руб. — заточка хоккейных коньков, 250 руб. — заточка фигурных коньков.

• СК «Олимпийский», стоимость 200 руб.

• Парк им. Горького, стоимость 200 руб.

• Парк «Сокольники», стоимость 200 руб.

• Каток на Красной Пресне, стоимость 200 руб.

магазины

• «Точка отрыва» (ул. Профсоюзная, д. 88/20), стоимость 200 руб., по дисконтной карте — 170 руб., по флаеру — 100 руб.

• «Леон-спорт» (ул. Октябрьская, д. 11), стоимость 150 руб.

• Национальный хоккейный магазин (ул. Снежная, д. 21/1), стоимость 200 руб.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру