Арбат для арбатцев

Жители главной пешеходной улицы Москвы хотят, чтобы по ней не ходило много народу

Старый Арбат может лишиться звания «главной пешеходной улицы Москвы». То есть гулять по нему по-прежнему будет можно, но лишь малыми группами – и никаких массовых шествий.

Жители главной пешеходной улицы Москвы хотят, чтобы по ней не ходило много народу

Недавно прошло заседание депутатов муниципального собрания района Арбат, на котором глава комиссии собрания по культуре, туризму, сохранению памятников истории, развитию традиций и обрядов Ангелина Вовк выразила идею запретить проведение крупных праздничных и массовых мероприятий на Арбате. Инициативу поддержали и управа района, и префектура Центрального административного округа Москвы. Однако многие горожане скептически отнеслись к возможному запрету и, в свою очередь, начали борьбу за «свободный Арбат». «МК» попытался выяснить, как продвигается, с одной стороны, инициатива депутатов, с другой — гражданский проект «OpenArbat», и смогут ли оппоненты прийти к согласию.

Жалобы жителей Арбата — основной аргумент, озвученный депутатами в пользу резонансного запрета. Как сообщил источник в префектуре ЦАО, первые обращения поступили летом 2012 года. «Вопрос об улучшении Арбата был затронут на встрече префекта ЦАО с жителями района. Большая часть из них — те, кто получал жилье еще при советской власти, ветераны войны и труда, — говорит глава пресс-службы префектуры Павел Большунов. — В январе 2013 года эти предложения были сформулированы жителями и переданы депутатам».

Можно, конечно, усомниться — так ли единодушны жители знаменитой московской улицы?

— Мнения всегда будут разными, — рассуждает руководитель муниципального образования Арбат Евгений Бабенко. — Если, к примеру, предложить поставить на Арбате скамейки, также найдутся и те, кто «за», и те, кто «против», потому что на скамейках будут ночевать бомжи.

По словам Бабенко, запрет не коснется выпускных вечеров школьников и студентов, останется на Арбате и часть музыкантов: «К музыкантам, которые сидят там испокон века, местные жители давно привыкли, другое дело — люди с табличками «Дайте на бухло» или фестиваль барабанщиков, когда участники играют не только на барабанах, но и на бочках, на чем попало, так, что жители домов вынуждены закрывать летом окна. Мы выступили и против инициативы Департамента культуры — организации ярмарок, которые предполагали установку павильонов 13 метров шириной». Однако нормативные критерии, отличающие «крупное массовое мероприятие» от мероприятий, подходящих под новый статус Арбата, так и не были названы. Глава муниципального образования района подчеркивает, что речь идет о запрете проведения народных гуляний именно на жилых улицах города: «Мы предложили перенести ежегодный день святого Патрика на фактически нежилой Тверской бульвар. Почему вообще празднуют день святого Патрика, а не день Петра и Февронии? Не говорю уже о том, что никто не знает, кто такой святой Патрик: большинство приходит, чтобы выпить пиво. Ведь есть парк Горького, есть та же самая Болотная площадь. Когда во время праздника мыльных пузырей «Дримфлеш» по жилой улице проходит 1,5 миллиона человек — это раздражает». (Называя эти цифры, Евгений Бабенко ссылается на статистику УВД.)

Во время праздника мыльных пузырей «Дримфлеш» по Арбату проходит 1,5 миллиона человек.

Как сообщил источник «МК», документы уже поданы в Департамент территориальных органов исполнительной власти, Департамент культуры, а с 31 января находятся в Мосгордуме. Вполне вероятно, предложения о запретительных мерах будут узаконены. Чего нельзя сказать о проекте комплексного реформирования Арбата, который остается на уровне метафизического плана. На вопрос о системе модернизации улицы г-н Бабенко ответил: «Есть то, что мы хотим сделать. И эти планы существовали задолго до 24 января, но на их реализацию не хватает финансирования. Пешеходную зону мы предлагаем сделать заповедной. Хотели бы бесплатно раздавать жителям и гостям столицы карты Арбата: здесь — Булат Окуджава, здесь — Денис Давыдов, здесь — Анатолий Рыбаков. Чтобы люди понимали, Арбат — это не улица тусовок, это культурный центр, старейшая улица Москвы. Конечно, все наши планы должны обсуждаться с жителями района».

Со дня заседания прошло три недели, пока что Арбат живет прежней жизнью: мольберты, ярмарка выходного дня, мусор, букинистические палатки, музыканты, торговцы картинами. Одни с удивлением узнают о запрете, другие знакомы с новой инициативой не понаслышке: «Одна активная жительница, — рассказывает букинист, — открыла сбор подписей среди населения Арбата в поддержку инициативы Ангелины Вовк и даже успела собрать около полутора тысяч голосов. К некоторым жителям она приходила по 3—4 раза, так что люди подписывались, только чтобы бы их перестали третировать. Ее дом находится прямо напротив нас, она жалуется, что букинистические палатки портят вид из окна, что от нас к ней бегут тараканы… Сложно понять, зачем она покупала квартиру на центральной улице, если хотела тишины и покоя. 14 февраля состоится встреча администрации района с жителями, посмотрим, что будет… Лично я допускаю, что мы работаем здесь последние дни».

Со своей стороны выступающие против запретительных мер организаторы движения «OpenArbat» тоже стараются не расслабляться.

Еще одна броская акция движения за открытый Арбат — «Стена желаний».

Взгляды участников созданного по горячим следам проекта совпадают с мнением муниципальных депутатов в одном — Арбат находится в плачевном состоянии, улицу надо гармонизировать и улучшать. Разногласия касаются методов: сомнения вызывает тактика запретов, причем неточно сформулированных.

В общей сложности в деятельности «OpenArbat» принимают участие восемь человек, средний возраст которых 25 лет. Почти все они живут в районе Арбат и занимаются проектом в свободное от работы время. «Нам не нравится, что в нашем районе неухоженные тротуары и разбросанный мусор, не нравится, что все дворы перегорожены воротами и заборами, а еще не нравится, когда кто-то начинает говорить и совершать какие-то действия от нашего имени», — говорят активисты. Лидер «OpenArbat» Егор Еремеев убежден — позитивные изменения в городском пространстве возможны только тогда, когда все жители столицы будут иметь возможность принимать активное участие в обсуждении насущных проблем: «Необходимо организовать дискуссию, которая отразила бы мнения разных сторон: людей, которые поддерживают запрет или выступают против, жителей Арбата и не жителей Арбата, чиновников, специалистов по градостроительству и всех горожан. Поэтому мы создали сайт для регистрации «OpenАrbat.org», а через несколько дней — страницу в Facebook. За прошедшее время уличные опросы мы проводили один день, в субботу 2 февраля. Почти все опрошенные слышали про идею запретов впервые, поэтому своими вопросами мы заставали их врасплох».

За минувшие две недели «OpenArbat» привлек к проблеме внимание москвичей и прессы. Так, после оглашения праздничного табу на старейшей улице можно было увидеть объявления: «В связи с чрезмерной активностью населения решено запретить проведение праздников на улице Арбат. Городские праздники не соответствуют духу полицейского государства и являются опасным проявлением свободомыслия. Оставлять бутылки и мусорить по-прежнему разрешается». Как говорят авторы гражданского проекта, благодаря листовкам увеличилась посещаемость сайта, возросло количество откликов от единомышленников. Что не удивительно: мусор на Арбате — проблема, на которую горожане жаловались неоднократно. «Это вопрос недобросовестного выполнения работ компанией, которая выиграла конкурс на вывоз мусора, — прокомментировал ситуацию Бабенко. — Буквально 7 февраля я встречался с новым главой управы района Арбат (Максим Дерюгин назначен на пост главы управы с 1 февраля. — «МК»). У него хороший опыт в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищной политике, поэтому проблема вывоза мусора будет активно решаться под нашим контролем».

Еще одна броская акция движения за открытый Арбат — «Стена желаний», или записки-стикеры, размещенные на строительном заборе у дома 43. Егор объясняет концепцию: «Изначально мы хотели сделать небольшой островок свободы, где люди могли бы открыто выражать свои мысли, и противопоставить это запретам, закрытым территориям, чрезмерным ограничениям. Мы не ограничивали темы высказываний, а дали людям кисти и холст, а они уже наполняли его содержанием».

Последняя, третья по счету «Стена желаний» будет «построена» в грядущую субботу, 16 февраля, на том же месте. «Нам бы хотелось сделать ее большой и красивой, чтобы все, кто хочет, приняли участие. Больше мы не будем делать стены, но очень надеемся, что кто-нибудь продолжит наше дело», — поделились мыслями авторы оригинальной задумки.

Сейчас участники сообщества «OpenArbat» ведут работу по сбору комментариев жителей, организаторов массовых праздников, привлекают к решению вопроса не только общественность, но и экспертов: «Мы поддерживаем контакт с отдельными профильными организациями, к дискуссии присоединятся Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ, институт Стрелка. Наконец, мы начали обдумывать, в каком формате должно проходить обсуждение, изучаем опыт других стран, как у них выстроено гражданское участие (Citizen Participation), как устроены городские сообщества, общаемся с урбанистами, — рассказывает Егор Еремеев. — Направили силы на то, чтобы всем, кто захотел к нам присоединиться, было интересно участвовать, надеемся их не разочаровать». На момент подготовки данного материала сайт посетил 971 человек, поступило 110 заявок на участие в дискуссии, из них — 27 от жителей Арбата, из которых 3 человека выступили за запрет. Изначальная цель «OpenArbat» — выработать комплексную систему реформирования знаменитой улицы. Но сейчас инициаторы движения не ограничиваются решением арбатского вопроса: «Наша работа связывает многих людей, образуется крепкое городское комьюнити. В следующий раз мы сможет отреагировать быстрее и мощнее, — говорит Егор Еремеев. — Для нас важно уже то, что мы (все мы) начинаем говорить о том, как можно изменить Арбат к лучшему, начинаем говорить о городе в целом, создавая таким образом редкий пример того, как по-другому можно решать городские проблемы».

Впрочем, до конструктивной дискуссии стороны пока не дошли.

После 24 января создатели проекта «OpenArbat» ни разу не обращались напрямую к властям района: «Мы не связывались с депутатами — их позиция довольно категорична и ясна из СМИ. Предположить реакцию районных властей на нашу инициативу с какой-то определенностью сложно. Однако они объясняют свои решения, ссылаясь на мнение жителей района, и, если исходить из риторики властей, логично будет рассмотреть наши предложения». Активисты подчеркивают открытость проекта: «Нам не хватает мнения людей, которые выступают за запрет, а их мнение тоже очень важно», — говорит Егор Еремеев.

В свою очередь руководитель внутригородского муниципального образования Арбат расценил расклеенные на территории главной пешеходной улица столицы объявления как «попросту провокацию». Тем не менее в интервью «МК» Бабенко выразил готовность рассмотреть собранные данные и предложения, если таковые будут предоставлены организаторами «OpenArbat», и даже пообещал лично познакомить активистов с выступающими за отмену массовых праздников жителями Арбата.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру