Нет, разрешить поворачивать направо при запрещающем сигнале светофора – дело, несомненно, нужное. Почти весь автомобильный мир поворачивает. А нам почему нельзя? Мы чем хуже? Не хуже. Вот потому и нам, наконец, разрешили.
Но вот кто разрешил столичной автоинспекции (простите за каламбур!) разрешать водителям подобные маневры? Никто.
Как двигаться по дорогам общего пользования, где стоять, и в каком виде садиться за руль, устанавливает только (!) кабинет министров. Не московский, а целый федеральный! Под руководством Дмитрия Анатольевича Медведева. Именно российские министры решают, какими должны быть правила дорожного движения, и утверждают их своим постановлением. И чтобы снять с себя ответственность за возможные недоразумения, даже отдают их на проверку в Федеральное Министерство юстиции. А последнее еще и долго думает: а стоит ли эти правила утверждать… Московские же гаишники тихой сапой, пока контролирующие и надзирающие проветривают тела на пляжах, установили собственные – столичные правила. То есть, придумали то, чего нет в федеральном законе, и то, чего придумывать и внедрять (в силу их скромного статуса) им не дозволено!
Отныне на некоторых перекрестках благодаря сомнительным нововведениям столичной ГАИ появились картонные стрелки зеленого цвета и надпись на табличке «Пропусти всех, и можешь ехать!». Спасибо, конечно… Но какова цена этих стрелок и табличек, если они не предусмотрены ни ГОСТами на знаки, ни приложением к ПДД. Они вообще ничем не предусмотрены! Ну, разве что необузданной фантазией придорожных полицейских. Ясное дело — грош им цена...
А ведь могли стоить и дороже! Если уж и возжелали столичные автоинспекторы облегчить жизнь водителей с помощью стрелок и табличек, то, прежде всего, должны были обратиться к российскому правительству: мол, предусмотрите в правилах такие стрелки и такие таблички, а заодно разрешите водителям проезжать на запрещающий сигнал светофора.
Но не обратились. Сами разрешили… И тем самым поощрили множественные нарушения ПДД.
Говорят, что в российских волостях и губерниях теперь развелось множество мечтателей из славной когорты придорожных полицейских, которые тоже намерены устанавливать собственные правила дорожного движения. Почему же можно только Москве?
И не исключено, что в скором времени в городе Т. местный комбат разрешит всем желающим управлять машиной в состоянии легкого опьянения. Но только – в многолюдных местах. А в городе Н. будет дозволено двигаться по встречной под «кирпич». Но только – навстречу КамАЗу! А в городе О. санкционируют превышение скорости более чем на 60 километров в час. Но только – если в машине будет сидеть не пристегнутый ребенок. А уж проезд на красный (как в столице) станет и вовсе обыденным и не подлежащим наказанию действом.
Даешь праздник непослушания!
P.S. Коллегия правовой защиты просит прокуратуру г. Москвы внести представление руководству Управления ГИБДД ГУ МВД РФ по г. Москве с требованием устранить причины и условия, способствующие совершению нарушений.
НАШ ЭКСПЕРТ
Алексей РЕУТ, член Межреспубликанской коллегии адвокатов:
— Даже если предположить, что новация с поворотом на право при запрещающем сигнале светофора найдет свое отражение не только в сомнительных актах столичных властей (любопытно было бы посмотреть на документальное оформление эксперимента, явно протеворечащего федеральным законам), но и в Правилах дорожного движения, водителю при исполнении такого маневра надо быть крайне осторожным. Потому что п. 8.1 ПДД никто и никогда не отменин. А пункт этот говорит о том, что перед любым маневром водитель должен убедиться в его безопасности и создавать опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения». Другими словами, если при правом повороте на красный вы зацепите другого участника движения («конного» или пешего), то в 99% случаев будете виновны. И, повторю, при этом совершенно не важно, совершаете вы этот маневр в порядке столичного эксперимента, или с разрешения правительства.