Новые детсады столицы: от архитектуры до игры

Малышей будущего ждет принципиально новое дошкольное образование

23 июля 2013 в 17:45, просмотров: 3429

Москва строит детсады по-новому! Здания с инновационным современным дизайном и максимально удобной для жизни «начинкой» разработаны по поручению Департамента столичной градостроительной политики и скоро примут первых малышей. Внутри же помимо удобного и оптимизированного (в том числе для инвалидов) жизненного пространства детей встретит... новый федеральный образовательный стандарт, который предполагает замену тягостной для детей подготовки к школе на более естественные для их возраста игры. «МК» выяснил все подробности:

■ чем встретят новые садики детей?

■ когда и в каких районах города будут построены новинки?

■ почему ускоренная подготовка к школе в выпускной группе сада — это плохо?

Новые детсады столицы: от архитектуры до игры

В московской тесноте

Архитектурная наука не стоит на месте, и то, что было нормой вещей в 60–70-е годы, в наши дни уже безнадежно устарело. Особенно от этого пострадали разного рода общественные места, которые сегодня крайне сложно назвать уютными и хочется поскорее покинуть... И если взрослые еще могут войти в положение и потерпеть, то малышам это совершенно ни к чему. В детском саду должно быть комфортно и красиво, чтобы оттуда не хотелось уходить! И именно под таким девизом началось проектирование новых садиков для нашей столицы.

Одним из серьезных препятствий строительству новых садов явились, как ни странно, санитарные нормы. Логично, когда они становятся строже в свете новых реалий, но в данном случае их пришлось смягчить. По прежним правилам под детский сад должно было быть отведено не менее гектара земли, но все понимают, что в плотной современной застройке это нереально. Пусть площадь территории будет меньше — ее недостаток мы отыграем на улучшении внутреннего пространства более компактного здания и на тщательной проработке небольшого прилегающего пространства. По словам заммэра Москвы Марата Хуснуллина, стройкомплекс столицы определил несколько типовых проектов детсадов нового типа — рассчитанных на плотную окружающую застройку и при этом красивых и индивидуальных. В зависимости от особенностей (крупный район с большими пространствами или локальное строительство) будут строиться детские сады на 120, 190, 220, 280 и 350 мест. При этом слово «типовой» вовсе не должно ассоциироваться с безликими коробками в духе «Иронии судьбы» — внешний вид фасадов и цветовое оформление позволят легко и гармонично вписать здание в уже существующий стиль района.

Новая архитектура

Как рассказал «МК» главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, серия новых садиков называется ПР-8-190 и основное ее достоинство — уникальный внешний вид каждого здания при схожей общей конструкции. Как известно, облик строения создает фасад, и в данном случае использована такая технология для оформления фасадов, как обшивка их фиброцементными плитами. Фиброцементные плиты — это минеральные панели, сделанные по безасбестовой технологии на основе цемента, и интересны они в первую очередь тем, что при производстве окрашиваются в разные цвета. Фасад из таких плит представляет собой эдакий «витраж», набранный из разноцветных блоков, что позволяет придать зданию любой облик и стиль! Плюс помимо фиброцемента фрагментарно архитекторы используют стемалит (толстое закаленное стекло, покрытое цветной эмалью), керамогранит и керамическую плитку. Эти технологии позволяют реализовывать массу разнообразных фасадных решений, при этом без сложного индивидуального проектирования каждого здания целиком, и главное — быстро. Первые сады по новому проекту уже строятся — например, трехэтажное 90-местное здание со спортплощадкой возводится в Куркине, мкр. 2в. Оно как раз рассчитано на плотную городскую застройку в уже существующей инфраструктуре. Кроме куркинцев одними из первых опробуют новые садики жители Можайского шоссе и Дубнинской улицы.

Впрочем, не всегда удается использовать типовой проект — несмотря на его доступность и быстроту возведения. Иногда участок замысловатой формы или сложные подземные коммуникации требуют особого подхода, и тогда архитекторы вынуждены решать нестандартную задачу, что, впрочем, еще больше украшает облик района. Индивидуальный проект становится настоящей изюминкой квартала — такой, например, как ДОУ на 350 мест в Загорье, мкр. 3, или на ул. Дубнинская, 34.

Готовность для инвалидов

Детские сады в классическом советском варианте не были приспособлены для инвалидов — для строящихся сегодня подобное неприемлемо. И в новых садиках малыши с ограниченными возможностями не должны испытывать никаких затруднений. Во-первых, все лифты, коридоры, санузлы и т.п. будут рассчитаны на колясочников. Лестницы оснастят пандусами, ручки дверей и кнопки лифтов будут доступны с высоты роста сидящего в коляске. То же самое касается и дворовых территорий, где не будет препятствий в виде бордюров, уклонов или узких проходов.

Еще одно направление оптимизации для инвалидов — подготовка зданий для детей с ослабленным зрением. Для этого используются тщательно продуманные цвето-графические решения. Например, ярким цветом выделяются контуры дверей, лестницы, пороги, повороты. Отдельный разговор — помещения для занятий спортом, где дети шагают в ряд, выстраиваются полукругом и т.д. Там тоже будут цветные линии, чтобы слабовидящим малышам не нужно было ориентироваться по стоящим рядом с ними.

фото: Кирилл Искольдский

Детсад по стандарту

Помимо внешнего облика детских садов будет меняться и «информационное наполнение». Дело в том, что с сентября этого года в режиме эксперимента вводится новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для дошкольного образования. Как будут воспитывать и чему учить малышню, «МК» рассказал старший научный сотрудник Федерального института развития образования, член рабочей группы по разработке проекта стандарта Владимир Загвоздкин:

— Новый стандарт, конечно, небезупречен, хотя в целом выдерживает правильное направление. Дело в том, что главной ошибкой прежней системы детских дошкольных учреждений была жесткая ориентировка на подготовку к школе. Из сада ушла игра — ее сменили идентичные школьным занятия, включающие не только основы счета и чтения, но и иностранные языки! Вот только ребенку в детсадовском возрасте естественно больше играть, нежели учиться... И очень сложно в этом возрасте получить от малышей одинаковый результат — ведь все дети очень разные. В результате того, что в саду часто преобладают занятия школьного типа, у многих детей и их родителей возникает стресс от того, что что-то не получается, возникает отвращение к саду, а впоследствии — и к школе, ведь они там вынуждены фактически повторно проходить программу сада последнего года, и им просто неинтересно!

Новый ФГОС не предполагает жесткие программы, строго рассчитанные на каждый год пребывания ребенка в саду, как это было раньше. Основная идея — воспитание через игру, причем не принудительную, «коллективно-командную», а учитывающую интересы и склонности детей. Важнее научить детей не образцовому чтению и счету (на это есть первый класс школы), а социальному общению!

При этом не надо волноваться, что садик не будет учить — ФГОС для детских садов не содержит отказ от обучения в принципе. И основы счета, и основы грамотности дети, безусловно, освоят — но в мягкой форме, без принуждения и требований определенного результата. Дошколята гораздо лучше овладевают азами той же математики не за партами, а в естественных жизненных ситуациях, например, участвуя в накрывании на стол (сколько нужно стаканов и т.п.), в приготовлении п ищи (рецепты), в знакомстве с календарем, временем суток (создаем песочные и солнечные часы). Существует множество поводов в течение дня что-то посчитать, для чего в группе должен быть предусмотрен «математический уголок», где есть в наличии и доступны для юных математиков все необходимые материалы для занятий. То же самое касается чтения — важнее зажечь в ребенке интерес и понимание того, что книга содержит в себе интересное, нежели научить механически читать. Существует масса примеров, когда дети, начинавшие читать в возрасте, который по общепринятым канонам считается весьма поздним, становились активными читателями и читали много и часто.

Однако важным недостатком нового ФГОС в моем понимании является отсутствие в нем определенной конкретики в требованиях к тем, кто работает с детьми. Они имеют право достаточно гибко строить свои программы занятий с детьми, и при этом никто не требует от них радикальных изменений в работе с 1 сентября по новому стандарту. Если воспитатель планирует, как и прежде, работать, поставив целью «максимальную готовность к школе», — он, к сожалению, волен это делать... Поэтому хотелось бы надеяться, что прогрессивные воспитатели детских дошкольных учреждений, изучив стандарт, поняли его главную мысль — не делать из сада филиал школы и позволить детям прожить счастливое детство в игре. И в первую очередь — в садиках столицы, которая всегда была известна передовым подходом в образовании!



Партнеры