Кратчайший путь к успеху — колледж

Ученики, не интересующиеся будущей профессией, чаще болеют

23 июля 2013 в 18:32, просмотров: 3077

8 СЕНТЯБРЯ СОСТОЯТСЯ ВЫБОРЫ МЭРА МОСКВЫ. Все кандидаты подготовили свои программы, в той или иной степени отражающие их взгляды на жизнь и дальнейшие действия на посту градоначальника. Один из кандидатов, Сергей Собянин, выделил семь приоритетов развития столицы, важных для всех москвичей. Это модернизация здравоохранения, развитие транспортного комплекса, формирование нового качества городской среды, повышение качества образования, забота и поддержка льготных категорий москвичей, миграционная политика, государственные услуги и подотчетность власти гражданам.

«С командой моих единомышленников я опирался на почти трехлетний опыт работы на посту мэра Москвы. Основываясь на точном понимании потребностей горожан, мы определили основные направления развития столицы на ближайшие годы. Я уверен, что Москва станет городом, из которого не хочется уезжать и куда всегда хочется вернуться», — говорит в программе Сергей Собянин.

«МК» решил проанализировать, что делалось, делается и будет делаться по каждому из магистральных направлений. Наш сегодняшний выпуск вкладки «Город, удобный для жизни» посвящен образованию.

Кратчайший путь к успеху — колледж
фото: Михаил Ковалев

Власти бьют тревогу: Москве не хватает рабочих рук — умелых и надежных. Развитие бизнеса и производства в столице требует профессионалов, которые владеют своей специальностью не только теоретически (как большинство выпускников вузов), но и реально, на деле знают все нюансы своего ремесла. Недаром президент не раз подчеркивал, что важно поднимать статус рабочих профессий и возрождать рабочую аристократию. Этой весной у нас даже вновь появилось второе высшее звание России — Герой Труда РФ. «МК» решил узнать, как в Москве поддерживается и развивается начальное и среднее профтехобразование? Что город делает для того, чтобы молодежь выбирала не липовые «корочки» вузов-однодневок, а интересные, востребованные и хорошо оплачиваемые профессии?

— Профобразование в Москве — одно из сильнейших по регионам, — рассказала «МК» замруководителя Департамента образования Москвы Маргарита Русецкая. — Задача модернизации начального и среднего профессионального образования встала перед нами еще в начале 2000-х. За последние десять лет на эти цели в нашем городе было потрачено 7,5 млрд рублей, и теперь столичные колледжи представляют собой современные, прекрасно оборудование учебные заведения. Там же проходят курсы повышения квалификации для специалистов.

Как рассказал «МК» руководитель старейшего в Москве, основанного еще в 1870 году Александром II, политехнического техникума №2 Алексей Петрушкевич: «Мы стараемся не только дать ребятам хорошую профессию, но и привить интерес к жизни, любовь к родине, помочь найти себя в этом мире. Для меня хороший показатель, когда после занятий техникум не пустеет: учащиеся занимаются в кружках по интересам, на курсах или в нашем патриотическом клубе, участники которого разыскивают и ухаживают за могилами павших воинов. У нас город многонациональный, поэтому для желающих проходят и дополнительные занятия по русскому языку. Для пожилых людей мы проводим курсы компьютерной грамотности, где преподают наши молодые специалисты и выпускники. Так сохраняется связь поколений, и наши ребята в этом взаимодействии многому учатся сами».

Получить профобразование в Москве можно на любой вкус: только в подчинении Департамента образования находится 97 колледжей, где по более чем 90 рабочим специальностям обучаются 103 тысячи человек. Еще около 80 колледжей в подчинении у Департаментов культуры, спорта, здравоохранения.

— Развитие экономики города ставит перед системой профобразования важную задачу: привести количество и профильный состав выпускников в соответствие с запросами рынка труда, — продолжает Маргарита Русецкая.

Так, по прогнозам аналитиков, в среднесрочной перспективе Москве потребуется большое количество квалифицированных работников среднего звена с начальным и средним профобразованием для секторов городского управления, сферы услуг, IT-технологий, транспорта и коммунального хозяйства. Поэтому в колледжи, которые готовят по этим направлениям, конкурс не меньше, чем в вузы.

— У нас всегда много желающих учиться, — рассказывает руководитель Московского автомобильно-дорожного колледжа им. А.А.Николаева Светлана Некрестьянова. — До демографического спада было по 7—8 человек на место. Сейчас в среднем 2,5, но на какие-то специальности и по 3—4. Естественно, ведь наши выпускники нарасхват. У нас много социальных партнеров (например, с автомобильными фирмами сотрудничаем 15 лет), ребята проходят у них практику, получают сертификаты работодателей и после окончания колледжа идут работать к ним без всяких испытательных сроков.

Правда, новые реалии начального и среднего профобразования требуют серьезного подхода к учебе. По словам Светланы Яковлевны, немало учащихся у них отсеиваются, т.к. просто не справляются с современной программой обучения, не понимает, что дисциплина у них уже не школьная. И требования предъявляются как к взрослым людям, будущим профессионалам.

фото: Геннадий Черкасов

■ ■ ■

— В колледжах столицы ждут ребят, готовых осваивать профессию на современном уровне, — говорит Маргарита Русецкая. — Там используются инновационные программы обучения, которые разработаны совместно с работодателями (например, РЖД, Мicrosoft, Samsung). Для ребят это и хорошая практика, и профессиональное сопровождение опытных специалистов, и, в принципе, престижное будущее место работы. Показатели трудоустройства и зарплаты у выпускников колледжей сейчас выше, чем у ребят, закончивших, например, юридические, экономические факультеты вузов, — таких специалистов в нашей стране переизбыток. К тому же сейчас в колледжах работают опытные профессионалы, регулярно повышающие свою квалификацию. Часто выбор будущей профессии ребенка зависит от его родителей. А у них еще сохранился советский менталитет: профтехобразование — это плохо, а вуз, неважно какой — хорошо. Но, к примеру, многие успешные рестораторы говорят, что их бизнес можно понять только через колледж.

Как рассказала «МК» заведующая лабораторией гигиены профессионального обучения, труда и профориентации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, доктор медицинских наук Евгения Шубочкина, по их исследованиям, для молодежи сейчас очень важен престиж — и учебного заведения, и будущей профессии. И тут крайне негативно влияет на профессиональное самоопределение ребят запугивание учителей: будешь плохо учиться — пойдешь в колледж.

фото: Геннадий Черкасов

■ ■ ■

Сотрудники лаборатории Евгении Шубочкиной опросили более 600 учащихся колледжей, выясняя, по какому принципу ребята выбрали свою профессию. На первом месте у 46% опрошенных стоит интерес к выбранной специальности. 28% руководствовались мнением родителей. 20% просто не знают, почему сделали такой выбор, а 16% хотели быстрее стать самостоятельными и зарабатывать. На остальных повлияла реклама в СМИ, другие внешние факторы.

- По данным исследований, - резюмирует Евгения Ивановна, - у нас в стране трудится в соответствии со своими интересами не более 5% работающих, и это очень печально, например, в США таких людей 25%.

В Москве немало колледжей, где молодых людей стараются именно увлечь будущей профессией, нормальной трудовой жизнью:

— Мы принимаем и обучаем разных ребят, — рассказывает Алексей Петрушкевич. — У нас накоплен богатый опыт работы. Увлечь их можно только собственным примером.

Алексей Вадимович рассказывает, что больше всего у них ребят, желающих стать автомеханиками. Еще бы — крупнейшие автогиганты, такие как Ford и Crisler, выделяют им по 5 мест для стажировки. Но в этом техникуме думают не только о том, что востребовано сейчас, там создают или возрождают необычные, овеянные флером романтики профессии.

— Недавно мы стали готовить специалистов энергосберегающих технологий, — продолжает Алексей Петрушкевич. — Для практического обучения этих учащихся хотим сделать в техникуме единый комплекс: светодиодное освещение наших зданий будет получать энергию от солнечных батарей, расположенных на крыше. Также мы занимаемся подготовкой и переподготовкой специалистов, работающих на высоте. У мегаполиса большие потребности в таких — смелых и умелых — сварщиках, монтажниках, мойщиках окон. Но сейчас необходимы не только совсем новые профессии. Недавно мы стали учебной площадкой ЮНЕСКО, так как сохраняем и реанимируем «вымирающие» профессии. Например, с этого года ведем набор шорников. В Москве осталось всего три профессионала высокого класса, которые изготавливают амуницию для лошадей. Один из них будет обучать ребят в нашей только что созданной учебно-производственной мастерской. Шорники сейчас крайне необходимы: посмотрите, сколько в нашем городе прокатов лошадей, конных школ, центров, предлагающих иппотерапию. Еще у нас есть своя кузня. Сейчас в столице очень нужны специалисты малых архитектурных форм, кузнецы-реставраторы по черному металлу. Считаем, что важно дать человеку такую профессию, ремесло, которое и увлечет его, и всегда будет кормить и его, и его семью.

В последнее время в московском образовании наметилась тенденция к укрупнению учебных учреждений — сливают не только школы, но и техникумы, колледжи.

— Сейчас в нашем колледже занимается тысяча студентов, — рассказывает Светлана Некрестьянова. — Колледж у нас большой, и будет еще больше, — идет процесс присоединения к нам технико-экономического колледжа. Там обучают по специальностям, которые во многом коррелируют с нашими. Ребята от такого объединения только выиграют: станет больше интересных преподавателей, а выпускники экономического колледжа будут сразу же получать хорошее распределение.

фото: Сергей Иванов

В настоящее время в разгаре процесс формирования уникального для столицы многоуровневого, многофункционального, многопрофильного образовательного кластера, в котором москвичи смогут при желании учиться всю жизнь — с младых ногтей и до седин. После реорганизации технологического колледжа №14, к которому будут присоединены три колледжа (техникум художественных ремесел №59, колледж предпринимательства №15, Московский художественно-педагогический колледж технологий и дизайна) и две общеобразовательные школы (средняя общеобразовательная школа №274, школа с углубленным изучением английского языка №1380), а в будущем еще и четыре дошкольных учреждения, в этом комплексе будут учиться более 7 тысяч человек.

— Наш объединенный комплекс выстраивается как современная развивающая информационно-образовательная среда, — рассказал директор технологического колледжа №14 Юрий Мироненко. — Основное свойство такой среды — это доступность качественного обучения (с любого уровня и в любом возрасте). Почему, например, сейчас происходит объединение школ? Потому что есть в районе школа-лидер, куда все хотят попасть, а рядом — школы, в которые родители не хотят отдавать своих детей. Смысл всех интеграционных процессов, идущих в сфере образования, заключается как раз в том, чтобы обеспечить всем самое лучшее и качественное образование. Такие же процессы происходят и в нашем комплексе: у нас объединяются все ресурсы, и потому на более высоком уровне будет организован весь учебный процесс. Например, детсадовцы смогут заниматься лепкой и рисованием в творческих мастерских колледжей, а у школьников все уроки, связанные с технологией, будут проходить, можно сказать, в реальных условиях. Также у нас будут большие возможности для инициативы и активности самих учеников, их семей, работодателей и местных сообществ. Мы планируем, что благодаря этим изменениям москвичи получат качественное и современное профессиональное образование, максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Мы надеемся, что станем центром притяжения для всего населения нашего округа.

СПРАВКА "МК"

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, проводившего в мае—июне этого года опрос среди родителей 11-классников, большая часть выпускников планирует продолжать обучение в вузах (56%). Правда, это на 2% меньше, чем год назад. Учиться в средних учебных заведениях собираются 22% школьников (в мае 2012 года — 19%). Еще 12% родителей сообщили, что их дети пока не решили, куда идти после школы. По словам 2% респондентов, их дети после окончания школы не будут продолжать обучение, а сразу пойдут работать.



Партнеры