Южный округ: места всемирного значения

Наследие

22 декабря 2013 в 21:07, просмотров: 1619
Южный округ: места всемирного значения
фото: Геннадий Черкасов

СВЯТО-ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ

Этот древнейший московский монастырь был основан в 1282 году князем Даниилом Московским, младшим сыном Александра Невского. Однако имя свое получил не по имени князя-основателя, а по имени его покровителя Даниила Столпника. Каменные стены и башни монастыря появились во времена Ивана Грозного. В разные периоды российской истории монастырь оказывался в самом центре важнейших событий — он не раз подвергался набегам татарского войска, держал осаду во времена Великой Смуты, не избежал разорения в 1812 году. В некрополе обители нашли последнее упокоение многие прославленные люди — здесь были похоронены Гоголь, Хомяков, Языков, Самарин, Перов, Рубинштейн и другие известные личности. После революции монашеская жизнь в обители не угасала, под защитой древних стен собирались верующие люди, сохраняющие верность прежним устоям. В 1930 году монастырь все-таки закрыли, а захоронения переместили на другие городские кладбища. Поначалу в стенах монастыря организовали приемник для детей репрессированных, расстрелянных на Бутовском полигоне. Чуть позже здесь обосновалась колония для несовершеннолетних. Сейчас в память об этих детях построена часовня. В мае 1983 года монастырь вернули Церкви — незадолго до смерти генсек КПСС Л.И.Брежнев подписал указ о передаче монастыря Московской патриархии. В 1986 году в монастырь были принесены частицы мощей князя Даниила, переданные предстоятелем Американской православной церкви, а в марте 2007 года Гарвардский университет вернул монастырю исторический ансамбль колоколов монастырской звонницы. Сегодня в монастыре размещаются Синодальная резиденция Святейшего патриарха, Отдел внешних церковных связей, рядом с монастырем построен гостиничный комплекс «Даниловский».

Святыни монастыря: рака с частицей мощей благоверного князя Даниила, Владимирская икона Божией Матери «с акафистом» (XVI век), рака с частицей мощей святителя Николая Чудотворца, икона преподобного Серафима с частицей его мощей, частью мантии и четками.

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ

фото: Геннадий Черкасов

Донской монастырь — старинная колыбель православия — был основан царем Федором Иоанновичем в знак победы над одним из крымских ханов. Победа показалась русским воинам настоящим чудом, и в честь него на месте бывшего лагеря русского войска заложили монастырь. Главным проводником и источником чуда считалась икона Донской Божией Матери — по преданию, именно этой иконой благословлял на битву с «погаными» Дмитрия Донского Сергий Радонежский. Образ был написан самим Феофаном Греком в 1392 году. До революции она хранилась в кремлевском Благовещенском соборе (в Донском монастыре находилась копия, которую написал в 1668 году Симон Ушаков), а позже была перенесена в Третьяковскую галерею, где находится и сейчас.

За свою историю монастырь пережил множество взлетов и падений — его неоднократно разоряли вражеские воины, но как птица Феникс он всегда восставал из пепла. К XVIII столетию обитель стала едва ли не самой уважаемой в Москве — сюда совершали крестный ход цари. Особой славой пользуется некрополь Донского монастыря, который называют Сен-Жерменским предместьем «мертвой Москвы». На погосте Донского монастыря похоронены философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков, историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О.Бове. В «Истории» Карамзина некрополь Донского монастыря упоминается как кладбище для состоятельного купечества и высшего дворянства. Среди древних захоронений можно увидеть и более современные — на кладбище Донского монастыря похоронен А.И.Солженицын.

Сегодня монастырь носит статус «ставропигиального». Это означает, что обитель находится в непосредственном подчинении Патриарху Московскому и всея Руси. Донской монастырь в Москве еще известен тем, что здесь служил, а затем провел часть своего заключения святой патриарх Тихон, подвергшийся травле после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти он находился в Донском монастыре, где и был похоронен.

Начиная с 1934 года на территории Донского монастыря был открыт музей Академии архитектуры СССР. Сюда привозили фрагменты памятников старины, чтобы хоть что-то от них сохранить для истории. На территории Донского монастыря хранились горельефы храма Христа Спасителя (сейчас они располагаются в нишах монастырских стен на внутренней территории), наличники Сухаревской башни, а также церкви Успения Богоматери на Покровке. В церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, открыли музей скульптуры. В 1936 году сюда с площади Белорусского вокзала переместили знаменитые Триумфальные ворота. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте.

ШУХОВСКАЯ БАШНЯ НА ШАБОЛОВКЕ

фото: Роман Орлов

148-метровая ажурная башня инженера Шухова хорошо известна всем москвичам. Она была построена в 1922 году и до конца 1960-х годов обеспечивала передачу телесигнала для всей Москвы. По проекту башня должна была быть 350-метровой, но из-за экономических трудностей высоту строения пришлось урезать. Башня имеет сетчатую конструкцию, благодаря чему ветровая нагрузка, представляющая главную опасность для высотных сооружений, становится минимальной. Способ устройства сетчатых гиперболоидных башен — это шуховское изобретение, получившее патент Российской империи. Первая подобная башня появилась на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Ажурная башня на Шаболовке одновременно легкая и прочная — на один элемент конструкции было израсходовано в три раза меньше металла, чем при возведении Эйфелевой башни в Париже. Шуховский шедевр собирали как конструктор — строительство велось без лесов и подъемных кранов, верхние секции по очереди собирались внутри нижней и при помощи лебедок поднимались друг на друга. Все элементы башни крепились при помощи специальных заклепок. Интересно, что в 1941 году Шуховская башня выдержала сильный воздушный удар: почтовый самолет из Киева случайно задел крылом трос, протянутый от вершины башни к земле, ударился о башню и упал во дворе жилого дома неподалеку. Проведенная после этого экспертиза показала, что в ремонте башня не нуждается.

Сегодня Шуховская башня объявлена памятником архитектуры и инженерной мысли, ее называют шедевром русского авангарда и рекомендуют на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На крупнейших мировых архитектурных выставках последних лет изображение Шуховской башни используется как логотип. Ее называют одним из лучших конструктивных сооружений в архитектуре XX века.

«КОЛОМЕНСКОЕ»

фото: Михаил Ковалев

«Коломенское» называют природно-ландшафтным музеем-заповедником, и это не случайно — природа и архитектура здесь так органично дополняют друг друга, как будто были созданы по единому замыслу. Место действительно древнее: в XVI веке здесь была построена церковь Вознесения — белоснежный шатровый храм, который стал сегодня визитной карточкой этого места и всего Южного округа. Памятник, кстати, включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Именно в Коломенском начиная с XVI века располагались загородные резиденции сначала великих князей, потом царей, а потом и императоров. Самым большим поклонником Коломенского был царь Алексей Михайлович, при нем был построен огромный деревянный дворец, состоящий из 270 комнат. По преданию, в Коломенском родился царь Петр I, на Кожуховском поле он устраивал знаменитые «потешные бои».

Музей «Коломенское» на этом месте возник в 1923 году, его основал архитектор-реставратор Петр Барановский, который и стал первым директором. В конце 1920-х годов, по его замыслу, для создания музея деревянного зодчества в Коломенское стали свозить старинные деревянные постройки: медоварню из села Преображенского, домик Петра I из Архангельска, Моховую башню Сумского острога XVII в. Любопытно, что на территории музея до начала 80-х годов XX века находилось реальное село Коломенское, в котором проживали местные жители — по устным преданиям, это были потомки дворовых людей царя Алексея Михайловича. Строения, в которых они проживали, были построены из толстых бревен, однако внешне скорее напоминали не классические русские избы, а современные двухэтажные бараки или многоквартирные дома. Причем возраст некоторых строений был более 300 лет. Эти здания охранялись государством, о чем свидетельствовали соответствующие таблички на зданиях. Однако после выселения жителей села с территории музея-заповедника через некоторое время дома пришли в упадок, частично сгорели и были разобраны.



Партнеры