Тайны московского метро: на каких станциях больше всего самоубийств и как спасти каблуки пассажирок

«МК» принял участие в проверке столичной подземки вместе с прокурором Московского метрополитена

Столичному метро сегодня, 15 мая, исполнилось 79 лет. В канун дня рождения самого популярного вида транспорта «МК» принял участие в необычном рейде. Его провел специально для нашей газеты прокурор метрополитена Александр Рыбак - чтобы понять, почему в метро все чаще случаются сбои в движении поездов, регулярны самоубийства, уровень комфорта не меняется, а цены на проезд постоянно растут.

«МК» принял участие в проверке столичной подземки вместе с прокурором Московского метрополитена

Наш обход состоялся вскоре после митинга сотрудников метрополитена 29 апреля, на котором работники сабвея требовали повышения зарплат, улучшения условий труда, а также предупреждали о плохом состоянии путей и подвижного состава. И первый вопрос - разумеется, об этом.

- Александр Михайлович, прокуратура, как известно - «надзирающее око». Неужели до вас не доходили жалобы от персонала?

- Мы уже проводим проверку, направили запросы в соответствующие службы метрополитена. Хотя мне кажется, жалобы машинистов на то, что путевое хозяйство разболтано — несколько преувеличены. Ни одного крушения, ни одной аварии ни разу не было. Были только технические задержки.

- Между тем передвигаться на метро действительно в последнее время стало менее комфортно. Сбои в движении поездов продолжаются. В чем причина?

- Одна из основных причин нынешних сбоев движения в столичной подземке — отказ оборудования. Происходит самопроизвольное выключение тех или иных систем безопасности, и поезд останавливается. Машинист все же каким-то образом доезжает до станции, высаживает пассажиров. А затем неисправный состав “толкают” в депо. Там причина неисправности при осмотре выясняется комиссией, состоящей из различных специалистов метрополитена.

Этот разговор происходит на станции "Бульвар Дмитрия Донского". Она - конечная, и под сводами рефреном звучит: "Поезд дальше не идет, просьба выйти из вагонов". А прокурор Рыбак тут же вспоминает случай классического сбоя из-за плохого состояния подвижного состава.

- Вот здесь был случай 19 июня 2013 года, - Александр Михайлович раскрывает свой кондуит. - В 7.28 на перегоне "Бульвар Дмитрия Донского" — "Анино" сработал автомат защиты управления вагоном. Поезд остановился. Пассажиров высадили на платформе, поезд отправили в электродепо "Варшавское". Выяснилось, что причиной происшествия и срабатывания электроники стало короткое замыкание провода в вагоне. А ведь состав только в 2012 году проходил ремонт.

- То есть, строго говоря, виноват не метрополитен, а завод-изготовитель. И что же, подземка спокойно терпит такие сюрпризы?

- Ну почему же терпит? За этот случай была выставлена претензия и счет на 6 млн. рублей заводу. Он, кстати, был оплачен.

А теперь представьте: только в прошлом году в метро появилось 352 новых вагона. Многие совершенствуются в процессе эксплуатации. Раньше конструкции не менялись. Теперь же по просьбе пассажиров вагоны оснащаются системами вентиляции, электронными табло, стало больше устройств, которые следят за деятельностью всего вагонного оборудования. Неудивительно, что периодически что-то выходит из строя.

- Забавный парадокс: чем лучше поезд, тем больше вероятность, что он сломается… Ну а если сбой произошел по другой причине? Например, загорелся кабель.

- Есть такие случаи. Постепенно кабеля меняют на новые, которые не выделяют дыма и не воспламеняются. Но замена идет в плановом порядке, а поскольку линий метро очень много, сразу все заменить не получается. Внедряется в метро и оборудование, позволяющее предупредить ЧП. Оптико-волоконные кабели, которые реагируют на повышение температуры, изменение влажности, приседание грунта. Система посылает сигнал диспетчеру — например, в туннели на таком-то расстоянии зафиксировано колебание почвы. И туда оперативно выезжает бригада. Кстати, эта система российского производства и сейчас завершаются ее испытания...

- Может, такая система помогла бы предотвратить инцидент на Замоскворецкой линии, где недавно при обустройстве контактной сети малого кольца МЖД пробили потолок тоннеля?

- Наверняка. Но точный ответ дадут испытания системы.

- Вообще ответственные работники метрополитена боятся прокуратуры? И у них есть для этого основания? Как вы наказаываете виновных?

- После каждого сбоя в движении поездов мы проводим прокурорские проверки, выясняем причины. привлекаем виновных к административной и дисциплинарной ответственности.Но главной задачей является предупреждение таких нарушений. Конечно, по своей строгости эта ответственность ниже уголовной — штрафы по 30 - 50 тысяч рублей для должностных лиц. Но все зафиксированные случаи по итогам рассмотрений наших актов выпускаются в виде специальных информационных материалов. Таким образом информация доводится до сведения всех работников метрополитена и для предупреждения аналогичных случаев на всех станциях. По итогам нашей проверок по фактам сбоев в 2013 году, например. было уволено 6 руководителей на уровне начальников дистанций на Замоскворецкой линии.

Мы на "Октябрьской". Здесь, на Кольцевой линии, поезда чаще застревают в тоннелях даже не из-за поломок, а из-за… пассажиров. Очень многие предпочитают сделать свой последний шаг в неизвестность именно под колеса метропоезда. На той же "Октябрьской" было одно из самых громких самоубийств - бросилась под поезд и погибла гражданка Франции, сотрудница посольства. На отчаянный поступок ее толкнули сложные отношения с мужем.

- Александр Михайлович, есть ли станции, где чаще всего происходят суициды?

- За прошлый год в столичном метро было совершено 19 суицидов, но я не могу сказать, что какая-то ветка пользуется повышенным вниманием самоубийц. Два было на «Комсомольской", на остальных станциях по одному.

- Может, взять на вооружение опыт метро в Санкт-Петербурге, где на некоторых станциях установлены двери, как в лифтах.

- В столичном метро 194 станции. Это памятники истории и культуры и переделка их, в том числе установка дверей — недопустимы. Правда, на новых станциях планируются в качестве эксперимента не двери, а перегородки.

- Чем же все таки столичное метро так привлекает самоубийц?

- Привлекает их не метро, а публичность. Как говорится, на миру и смерть красна.

- Другая разновидность самоубийц, которые правда, хотят не умереть, а жить, но играя со смертью в рулетку - "зацеперы". С чем вы связываете рост популярности этого рискованного хобби?

- «Зацеперы» - это молодые люди, учащиеся и студенты, которые ищут адреналин. К сожалению, они никак не могут понять, что в столичном метро в некоторых местах зазоры между туннелями и вагонами таковы, что человек там не помещается. В итоге в таком месте «зацепер» падает на путь движения: сбоку или перед самим поездом. Следующий машинист обычно обнаруживает тело и докладывает о происшествии. И вот вам - остановка, обесточивание и тот же сбой в работе. Но главное - загублена человеческая жизнь.

Возросшую популярность «зацеперства», думаю, можно связать с распространением социальных сетей. Сейчас многие там делятся эмоциями, - как круто цепляться к пригородным электричкам. И решают так же проехаться в метро, не понимая, что там все по-другому.

Совсем недавно, в апреле десятиклассник, 1999 года рождения, залез на сцепку между вагонами, с нее забрался на крышу. В итоге – труп со скальпированным черепом. А мать воспитывала парня одна. Единственный ребенок.

При разборе этого случая мы выяснили, что сотрудников полиции, которые должны были патрулировать станцию, не было на месте. Они находились в вестибюле. В итоге мы внесли представление в адрес начальника полиции. Выговоры и представление получили и виновные сотрудники полиции. Кроме того, мы выступаем в учебных заведениях, где с каким-либо учеником произошло такое несчастье. Разговариваем с учениками старших классов школ, со студентами ВУЗов.

 Поднимаемся по эскалатору. Я - на каблуках, внимательно смотрю под ноги, чтобы не попасть в плен к движущейся лестнице. И тут же сам собой рождается вопрос.

- Пассажирки метро часто жалуются, что каблуки застревают в гребенке эскалатора? Что-то можно сделать для спасения туфелек прекрасной половины?

- Мы передаем данные об этих случаях в конструкторское бюро. Сейчас в метро появятся уже новые поверхности ступенек на эскалаторах — расстояние между продольными пазами настила ступеней будет узкой, чтобы каблуки там не застревали. Но и гладкие поверхности у ступеней тоже быть не должно — чтобы во время непогоды пассажиры не поскользнулись.

С проверкой идем на самую криминальную станцию столичного метрополитена — кольцевую "Комсомольскую". Вместе с нами старший помощник прокурора Павел Мастяев. Он сегодня - карающий меч закона, будет фиксировать все нарушения. И начальник отдела собственной безопасности УВД на московском метрополитене Владислав Ларионов – для принятия затем непосредственно карательных мер….

Вообще «неблагонадежны», по мнению Рыбака, вся кольцевые станции - "Киевская", "Курская", "Павелецкая". Там вокзалы, а это «биржа труда» для иностранцев-мигрантов, бомжей и криминальных элементов. А «Комсомольская» - так вообще трудный подросток в этом списке.

- Одно из главных проблем столичного метрополитена – отсутствие на своих местах сотрудников полиции, – считает Александр Михайлович. - Вот вчера ехал в гости – не удержался – на одной из станции заглянул в полицейскую комнату. Так и есть – патрульные вместе собрались и курят. А за порядком кто будет следить? Ну я им разгон и устроил. Внушение сделал. Затем, конечно, руководство поставил в известность. Каждый полицейский должен быть на своем месте. Над этой актуальнейшей проблемой мы постоянно бьемся. Наказываем, выговоры устраиваем

Во время нашего похода по "Комсомольской" одного из полицейских снова не оказалось на маршруте патрулирования. Впрочем, как затем выяснилось, отсутствовал по уважительной причине - дежурил рядом с пассажиром, который подвернул ногу. «Мне капитан так велел, с начальником не спорят» – парирует блюститель закона. Тут не поспоришь.

 - Александр Михайлович, а вообще какова сейчас ситуация с преступностью в метро?

- Раскрываемость краж подводит, хотя преступников в метро ловят в метро гораздо чаще, чем в целом по городу.. Прежде всего потому, что приезжие, когда у них тайно похищают ценные вещи – почему-то предпочитают возвращаться на родину — и уже там обращаются в местные отделы полиции. Пока нам передадут информацию - с момента кражи уже месяцы проходят. И практически невозможно установить лицо, совершившее преступление.

Сейчас внедрятся новая система интеллектуального видеонаблюдения — она будет распознавать ранее судимых лиц, как только они будут заходить на территорию метро. Кстати, также индикаторами, будут отмечаться и ранее оштрафованные за проход без билета. Даже если зашедший в метро с чемоданом человек оставляет его на минуту без присмотра – система подает знак оператору.

Видеокамер в метро много. И все равно их не хватает, остаются "черные дыры". Одно из таких мест – подземный переход-»труба» на Комсомольской. Камера есть только в конце перехода, за стеклянными дверьми. И в темное время суток здесь черт знает что творится. Только отошли стражи порядка на другой конец маршрута патрулирования – так здесь пожалуйста – или кража, или грабеж или ножевое ранение Но сегодня рядом с «трубой» пустовато, ловим только иностранца- мигранта, торгующего из под полы сим-картами.

После перехода идем в подсобные помещения – там трое гастарбайтеров копошатся с вениками вокруг палатки фаст-фуда. Предъявленные документы Рыбак проверяет лично. А еще и экзамен устраивает. Спрашивает одного из мужчин название улицы, где он зарегистрирован. – Это, как его, на Я… -Да с братом я живу, просто регистрацию по месту жительства сложно сделать. – объясняет он. Двое других его товарищей смотрят испуганно. А одного из рабочих визит комиссии так напугал, что у него случилось недержание - забаррикадировался в туалете.

Если на последней коллегии прокуратуры было озвучено, что каждое пятое преступление в Москве совершается мигрантами-иностранцами, то в метро еще больше - 42%!

Заглядываем в неприметную комнату неподалеку от полицейской будки. На двери табличка "Посторонним вход воспрещен", а дверь… приоткрыта! Гуляй, не хочу. И точно - в углу двое молодых парней колдуют над кабелями. Черный брошенный рюкзак, спортивная одежда.

Представляются сотрудниками, вызванными для ремонта. Но с таким же успехом это могли быть и террористы – диверсанты.

Также спокойно мы проникаем и в другие внутренние помещения метрополитена – там, где сидят сотрудницы отдела кадров. А лихой капитан с модным чубом в полицейском будке недоуменно спрашивает: "Чего у них документы проверять! Они же каждый день тут ходят!"

Выводов из нашего путешествия по подземелью можно сделать несколько. Во-первых, как ни крути, а метро остается самым удобным и надежным видом городского транспорта. Во-вторых, при такой нагрузке нештатные ситуации неизбежны — такова логика самого человеческого бытия: если где-то собирается очень много народу, что-то обязательно да произойдет. Ну и в-третьих, всем без исключения — и пассажирам, и сотрудникам сабвея — стоит быть внимательными, спускаясь под землю. И помнить, что метрополитен — транспортное средство повышенной опасности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру