Дороги начнут строить по другим правилам

Устаревшие СНиПы ударяют по безопасности движения

Дороги — одна из двух наших вечных проблем. И, кажется, теперь у нее появились шансы разрешиться. Москомархитектура инициировала разработку новых регламентов проектирования улично-дорожной сети. 3 июня в ведомстве состоялась конференция, в ходе которой ведущие инженеры, проектировщики, архитекторы города высказали свои требования к созданию автодорог.

Устаревшие СНиПы ударяют по безопасности движения

По мнению специалистов, правила, по которым сейчас ведется строительство дорог, устарели настолько, что не выдерживают никакой критики. Нормативная база опирается на стратегии 1940–1950-х годов. Так что можно себе представить, насколько она отстает от реальности.

Сейчас городские трассы в Москве проектируются на основании двух документов: СНиП «Градостроительная планировка городских территорий» и СНиП «Автомобильные дороги». «Речь идет о нескольких страничках каких-то технических требований, — говорит главный инженер Моспроекта-3 Георгий Эдельман, — это весь наш накопленный богатый опыт, господа...»

На этих страницах отсутствуют те требования, которые есть в любых зарубежных нормативно-технических документах. «Ни слова нет о пересечении и примыкании в одном уровне — это вообще нонсенс, — продолжает Эдельман. — От этого фактора зависит и пропускная способность, и безопасность движения. Управление и контроль доступа вообще выпали из нормативной документации. Как результат этого — Сущевский Вал, скоростная дорога первой категории, имеет прямой доступ во дворы, что напрямую влияет на безопасность».

Эксперты сходятся во мнении, что вопрос безопасности — один из ключевых моментов, о которых стоит помнить при проектировании дорог. Статистика выдает тревожные цифры. Так, за 2012 год на дорогах России погибло 27 тысяч человек. Это в 6 раз превышает показатели смертности Швеции, Израиля, Норвегии, Нидерландов.

Причина в том, что за неимением стандартизированных решений строительство дорог зачастую ведется по специальным техническим условиям (СТУ). Специалисты признаются, что для проектировщиков тема СТУ уже почти как анекдот. Суть сводится к тому, что ты можешь проектировать все что угодно, если подложишь под это СТУ. «От этого зависят ощущения водителей на дорогах, если есть, например, стандартные примыкания-отмыкания на развязках, он уже знает, как поступить. СТУ — удар по стандартизации, а фактически — скрытый удар по безопасности движения».

О колоссальном голоде обоснования решений, которые принимаются при строительстве дорог, говорит и главный инженер НИиПИ Генплана. «Проблема в несбалансированности норм градостроительного проектирования. Методы построения законов транспортной доступности города показывают, что более 50% населения Москвы и 90% проживающих в области тратят свыше часа. Если мы хотим создать региональные нормы инструкции, каждый документ надо готовить отдельно», — убежден Михаил Крестмейн.

По мнению архитектора Ильи Заливухина, при разработке новых правил улично-дорожную сеть необходимо разделить на два уровня: улицы и скоростные дороги, как это принято во всем мире. «За последние 20 лет рост автомобилизации был огромен. Новых дорог было построено очень мало, в этом и есть проблема — нам не хватает новых дорог. Для скоростных дорог не нужно много места. Важно определить минимальное количество дорог, которое требуется городу».

По оценке экспертов, на разработку новых СНиПов потребуется три года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру