В Москве пройдет регата судов на солнечных батареях

В далеко идущих планах организаторов — пересадить россиян на экологически чистый транспорт

25 июля 2014 в 16:31, просмотров: 2237

В полдень субботы, 26 августа, от Лужнецкой набережной стартует первая в России гонка катеров на солнечных батареях. Каждое плавсредство уникально в своем роде, поскольку проектировалось и собиралось вручную специально для регаты молодыми учеными из разных регионов страны. В итоге зрители увидят 9 авторских лодок из Москвы, Питера, Рязани, Самары, Нижнего Новгорода и Саранска, а одну, «бонусную», доставили даже из Монте-Карло. Изюминка «иностранки» — подводные крылья, благодаря которым лодка будет буквально парить по Москве-реке. Как уверяют организаторы, это не просто шоу: у них далеко идущие планы — пересадить россиян на «солнечный транспорт».

В Москве пройдет регата судов на солнечных батареях
фото: предоставлено организаторами

Главный координатор солнечной регаты Евгений Казанов скромно указывае на научный и образовательный посыл мероприятия:

- Гонкам предшествовал важный этап создания самих лодок: это популярный в мире способ стимулировать инженерные кадры. В Голландии, США, Австралии похожие регаты проходят уже по 10-20 лет. Тот же Google недавно объявил приз в миллион долларов за разработку недорогого компактного инвертора для преобразования солнечной энергии. Мы бросили клич по российским вузам еще в январе, откликнулись около 20 институтов со всей страны, но до финиша дошли всего семь. Правда, и они, как водится, долго раскачивались: активно работать над катерами начали в апреле-мае. Но, вроде, все успели — я специально ездил на предварительные испытания в регионы. В столицу яхты перевезут на грузовиках, некоторые — на прицепах.

Каждая лодка обошлась командам примерно в 300 тысяч рублей. Молодых конструкторов с энтузиазмом поддержали российские предприятия: производители стеклопластика, солнечных панелей, аккумуляторов, винтов. На 90% комплектующие плавсредств отечественные, только двигатели пришлось закупать импортные. По регламенту, команды могли приобрести стандартный корпус спортивной лодки 2,4х8 метров и уже дальше творить — решать, как лучше расположить винтовую систему, батареи и т.д. Однако конкурсанты пошли дальше и серьезно взялись за форму своих катеров. Получились три лодки с более-менее привычным внешним видом, три катамарана и еще несколько тримаранов (объединяют три параллельных корпуса).

- Самое сложное в солнечной лодке — найти правильный баланс между весом и мощностью, - поясняет Евгений Казанов. - Спортивные лодки максимально легкие с расчетом на одно место пилота, но некоторое ребята увлеклись. Например, у команды из Рязани получился настоящий прогулочный катер: он оснащен подъемной крышей с солнечными панелями. Когда она выдвигается в салоне могут разместиться шесть человек. После соревнований спонсоры команды уже хотят сдавать ее в прокат. Средняя скорость лодок — 25 км/час, а лодка из Монако разгоняется до 60 км, но она будет проходить по отдельной категории.

Каждый заплыв представляет собой 2 км по кругу, который хорошо будет наблюдать с центрального причала спорткомплекса. По крайней мере, несколько тысяч зрителей смотровая площадка точно вместит. Не поленились организаторы пригласить и Дмитрия Медведева — еще одного апологета инноваций и солнечной энергетики, а с ним Дворковича и Шувалова. Впрочем, о намерении кого-либо из высоких гостей посетить регату на момент подписания номера ничего известно не было. Что же касается дальнейшей судьбы солнечной флотилии, устроители надеются — соревнования лишь первый шаг. В их планах начать внедрение катеров на туристических прогулочных маршрутах по Москве-реке, Неве и другим водоемам России. Ничего нереализуемого в своих идеях они не видят:

- За последние пять лет цена на солнечные батареи упала в 20 раз, окупаемость солнечных станций существенно сократилась и составляет уже не 30-40, а 6-7 лет. В июне в Германии был зафиксирован рекорд — за день больше половины выработанной в стране энергии пришлось на солнечные панели, - оптимистично заключил наш собеседник.





Партнеры