Москва не работает на солнечных батареях

Общее потребление возобновляемой энергии (в том за счет солнечной генерации) в 2013 году в столице составило всего 0,75 %.

5 августа 2014 в 17:00, просмотров: 3111

Ясная жаркая погода держится в Москве уже не первую неделю. И вреда от солнца, если судить по жалобам горожан, больше, чем пользы. То ли дело Германия! Там еще в июне был установлен рекорд: в один из дней половина всей полученной в стране энергии пришлась на солнечные батареи. В этой связи «МК» решил проверить: насколько эффективно столица использует такое богатство, как солнечная энергия?

Москва не работает на солнечных батареях
фото: Геннадий Черкасов
«Солнечные паркоматы» экономят Москве до 23 тысяч рублей в сутки.

— Сегодня солнечная энергетика не может конкурировать с традиционной, — говорит руководитель отдела инноваций в энергетической отрасли Департамента топливно-энергетического хозяйства столицы Дмитрий Зубов. — 1 кВт электричества, выработанного от солнца, в 6–7 раз дороже произведенного традиционным способом. Даже в Германии эта отрасль является фактически дотационной: власти запустили программу, согласно которой немцы, покупающие и устанавливающие на крыше дома за свой счет солнечные батареи, могут потом продавать полученную энергию государству, что большинство и делает. Так что, несмотря на гораздо более высокие, чем в России, коммунальные тарифы, европейцам все равно выгоднее использовать традиционное электричество, чем преобразованное автономно. Кроме того, новые технологии пока не могут обеспечить необходимых объемов энергии. На сегодня основная область применения солнечной энергетики в Москве — парковое освещение. Это хороший вариант для особо охраняемых природных территорий и труднодоступных зон, где проблематично проложить кабель.

За 2011–2013 годы системами освещения на основе солнечных батарей обзавелись четыре столичные спортплощадки и примерно столько же парков. А всего было установлено около 400 солнечных батарей общей мощностью 61,6 кВт. «Никаких серьезных сбоев в работе пока не было», — заверила главный инженер ГКУ «Энергетика» Наталья Черкасова.

Но, как призналась г-жа Черкасова, единой базы по «солнечным проектам» в Москве нет. Организации действуют разрозненно. В той же «Энергетике» нам ничего не смогли рассказать про Wi-Fi на солнечных батареях в парках, хотя первый модуль для беспроводного Интернета был открыт еще в 2011 году как раз в парке — в Царицыне. Устройство выглядело как перевернутый конус с солнечной панелью-«столешницей». Сообщалось, что модуль может работать без подзарядки два дня подряд, в том числе ночью, а сигнал ловится в радиусе 300 метров. Пионерский проект приурочили ко Дню семьи, любви и верности и рекламировали как новый способ привлечь пап к прогулкам с детьми на свежем воздухе, а поддержали идею в Общественном совете (теперь — Общественная палата) столицы. Глава комиссии по улучшению качества жизни москвичей Ольга Бессолова не скрывала: «Солнечная энергетика в Москве пока является в большей степени культурным феноменом». Модули устанавливали в Сокольниках, Измайловском парке, на Крымской набережной и в некоторых других местах. По прошествии трех лет можно констатировать, что солнечный Wi-Fi явно не смог вытеснить привычный. Хотя в 2013 году была предпринята еще одна попытка в комплексном заказнике «Альтуфьевский».

Кстати, это место примечательно еще и тем, что год назад в Алтуфьеве была открыта солнечная электростанция под названием «Ярослава». Станция органично вписалась в ландшафт и внешне больше напоминала мостик с навесом, чем производственную конструкцию. Правда, как выяснилось, идиллия продолжалась недолго: зимой на солнечный навес обрушился снегопад (что, в общем, логично), но почистить станцию до весны не удосужились, в результате чего работоспособность «Ярославы» пострадала.

Еще одна электростанция на солнечных батареях расположена на крыше здания в районе Бирюлево. Недавно в Общественной палате Москвы во время очередных обсуждений перспектив возобновляемой энергетики предложили организовать «умный дом» на базе бирюлевского здания. Хотя о конкретных планах еще ничего не известно. Между тем, энтузиасты насчитывают уже с десяток жилых домов с солнечными панелями в городе. Якобы накапливаемой энергии хватает и на дворовые фонари, и на лестничные клетки.

Департамент транспорта начал прошлым летом пилотное использование паркоматов на солнечных батареях в рамках Бульварного кольца. Позже вместе с парковками зона их применения расширилась до Садового. В пресс-службе департамента «МК» уточнили, что на данный момент в городе установлено 350 таких аппаратов. «Паркомат на солнечных батареях полностью автономен и в сравнении с паркоматом на кабельных линиях позволяет экономить до 14,4 кВт в сутки, при действующих тарифах на электроэнергию в Москве (4,50 руб/ кВт/ч) общая экономия — почти 23 тысячи рублей в сутки», — пояснили нам.

Другой известный проект в области дорожной инфраструктуры — «умные» остановки общественного транспорта (образец красовался на Тимирязевской улице). К сожалению, особого отклика в сердцах горожан они не нашли. Приходилось слышать, как эксперты критиковали все, начиная от цены и вплоть до дизайна — «установленных на попа» четырех черных панелей на крыше. Хоть в принципе идея хорошая: ожидание автобусов должны были скрасить бесплатный Wi-Fi и вечерняя подсветка.

Зато, как говорят специалисты, прижились маленькие, мигающие желтым светофоры на нерегулируемых участках дорог, они относительно дешевы и легко устанавливаются. По некоторым данным, число таких «маячков» достигает уже нескольких сотен.

Но в целом — увы — солнце Москве не впрок. Как рассказали в ГКУ «Энергетика», общее потребление возобновляемой энергии (в том числе за счет солнечной генерации) в 2013 году составило всего 0,75%.



Партнеры