Сталин на «Бауманскую» не вернется

Одна из самых загруженных станций московского метро закрылась на ремонт

Известная фраза из утесовской песенки: «Но метро, сверкнув перилами дубовыми...» — окончательно теряет свою актуальность. Самые старые тоннельные эскалаторы в мире, безропотно скрипевшие на станции метро «Бауманская» с момента ее открытия — 71 год и три недели! — разбираются и сдаются в музей. На их месте появятся эскалаторы новые, современные, а те самые дубовые панели окажутся в музее. Саму станцию ждет капитальный ремонт и реставрация. Работы на 11 месяцев, в течение которых «Бауманская» будет закрыта, предостаточно.

Одна из самых загруженных станций московского метро закрылась на ремонт

Станция «Бауманская» — маленькая, да удаленькая. Близко расположенных соседей-станций у нее нет, а вот вузов, офисов, магазинов вокруг предостаточно. Так что последние годы она работала уже, пожалуй, за гранью износа. Но все равно вопрос о закрытии решался долго и медленно. В том числе и из-за возможного транспортного коллапса.

Да, конечно, наземный общественный транспорт будет ездить более интенсивно. Пущены бесплатный автобус «М» между «Курской» и «Бауманской» и бесплатный трамвай «Б» по маршруту «Курская» — «Бауманская» — «Красносельская» — «Сокольники». 8 февраля, в день закрытия станции, наглядной агитации на той же «Курской» было больше чем на выборах — объявления, плакаты, указатели, просто сотрудники, раздающие листовки с наземными маршрутами. Выделенку на Садовом кольце дополнительно выгородили отбойниками, чтобы никакой шальной автомобилист не помешал автобусам. И доехать до «Бауманской» «верхом» можно за те же три-четыре минуты, что и под землей. Но это в воскресенье, когда народу мало. Как рассядется по будничным автобусам пассажиропоток в 78 000 человек (данные «Википедии»), представить себе пока трудно.

Станция «Бауманская» закрывается на ремонт

Станция «Бауманская» закрывается на ремонт

Смотрите фотогалерею по теме

Но промедление с заменой эскалаторов смерти подобно. Вместо трех старых их будет четыре — современных, рассчитанных на работу более 50 лет. Поставщиком оборудования, правда, является все тот же завод, что в 2012-м несколько месяцев тянул с поставками на «Парк культуры»-кольцевую. Транспортники уверяют, правда, что такого не повторится — все необходимое оборудование уже хранится на складах метрополитена.

А элементы старых «лестниц-чудесниц» будут выставлены в Народном музее Московского метрополитена. Саму же станцию обновят. По словам гендиректора творческих мастерских «Китеж» Александра Иванова, проект реставрации, разработанный ими, предполагает восстановление мозаик на стенах, старого узора на гранитных полах, деталей скульптур, выставленных на платформах. Их, из-за военного дефицита металла, делали из силумина — сплава алюминия с кремнием. Проект предполагает, что скульптуры очистят от нынешней бурой краски и как минимум снаружи покроют под бронзу. В куполе зала вестибюля, сейчас пустом, предполагается воссоздать люстру в форме пятиконечной звезды.

Есть и пикантные детали. Высоко над эскалаторами размещена цитата: «Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь...» Имя автора забито, но не забыто. В ходе борьбы с культом личности был заново переложен и фрагмент мозаики в торце пассажирского зала. Вместо профилей Ленина — Сталина на отчетливо выделяющейся заплатке виден один Владимир Ильич.

Но реставрации сталинизма, скорее всего не будет. «Этим исправлениям уже больше 50 лет, — сказал «МК» Александр Иванов. — Они сами уже стали частью истории. Вы не представляете, какими просталинскими в плане оформления были первые станции метро, и восстанавливать все как было вряд ли имеет смысл. В каждом отдельном случае подобные вопросы надо обсуждать специалистам».

Позиция же метрополитена однозначна. Главное — это перевозка пассажиров. И провоцировать восстановлением имени Сталина споры и скандалы там не намерены. К слову, ради удобства пассажиров будут заменены двери, оборудованы современные кассовые залы, так что о доскональном воссоздании исторического облика речь не идет.

Жалко будет, если со станции исчезнет одна из тайн московского метро — фактически памятник неизвестному вандалу. Кто-то в свое время глубоко вырезал на мраморе одной из колонн даты: «14.XI.1946 — 15.XII.1954». Любители метро не один год горячо, но безрезультатно обсуждают, кто это мог быть и что даты значат. Но о замене мраморной облицовки речь вроде бы пока не идет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру