В Москве вспомнили засекреченных героев «географического спецназа»

Военные географы внесли важнейший вклад в разгром Третьего рейха

Впору использовать знаменитую фразу: «Ваша карта бита!» – именно она кратко, но исчерпывающе характеризует ситуацию, сложившуюся в первые дни и недели после нападения гитлеровцев на СССР в специфической, закрытой для посторонних глаз области – военной географии.

Завесу тайны над этой стороной Великой Отечественной приоткрывает только что открывшаяся Центральном музее Вооруженных Сил РФ выставка «Военная география: гриф секретности снят». Корреспондент «МК» осмотрел экспозицию и послушал рассказы специалистов.

Военные географы внесли важнейший вклад в разгром Третьего рейха

В этом музейном зале представлены уникальные документы и фотографии военного времени, личные вещи и приборы географов, старые фотографии, карты, брошюры и иные засекреченные ранее материалы из фондов Научного архива Русского географического общества, Центрального архива Министерства обороны России, архива РАН, Института географии РАН и других организаций. При подготовке выставки пришлось пересмотреть свыше 25 тысяч листов различных архивных документов чтобы выбрать для показа наиболее интересные и «красноречивые» из них.

В фильмах и книгах «про войну» карты, конечно, фигурируют, но – вскользь, как один из атрибутов командирской и генеральской службы. А ведь на самом деле «картографическая проблема» для нашей армии в первый период войны сложилась просто катастрофическая.

Выставка «Военная география: гриф секретности снят» в Центральном музее Вооруженных Сил

Выставка «Военная география: гриф секретности снят» в Центральном музее Вооруженных Сил

Смотрите фотогалерею по теме

– Начнем с того, что в частях и соединениях Красной армии, вступивших в бой с гитлеровскими войсками в июне 1941-го, просто хронически не хватало карт, – рассказывают ветераны. – Чтобы оценить всю серьезность подобной ситуации, можно привести высказывание одного их наших генералов: «Карта – как воздух. Зажмите мне рот и нос, – и я задохнусь. Отнимите у меня карту, – и зря погибнут тысячи людей!»

Немцы по этой части были прекрасно оснащены. У них, например, в каждой танковой дивизии имелось по штату отдельное картографическое подразделение. Ну а у нас в начале войны карты оказались в большом дефиците. Зачастую они были только у комдивов и начальников штабов дивизий. В итоге даже через несколько дней после начала войны наши высшие военачальники сталкивались с серьезной организационной проблемой. По воспоминаниям одного из них половина танковых частей, выделенных для организации контр-удара, так и не смогла прибыть на намеченные армейским командованием исходные позиции: командиры просто не знали, как туда добраться, плутали на местности. Дошло до того, что организовывать боевые действия приходилось порой, используя добытые по случаю в поселках и городах административные и даже школьные карты!

Зато комплектами карт были забиты склады военных округов в Риге и Минске. С приближением немцев пришлось послать специальные команды, чтобы их уничтожить, однако это оказалось практически невыполнимой задачей. Взорвать? – Но тысячи листов секретных карт просто разлетались от взрывной волны по всем окрестностям. Сжечь? – Плотные бумажные пачки с комплектами лишь обгорали по краям... В результате миллионы листов попали в руки врага.

Нужно вспомнить и еще об одном осложняющем дело факте. Согласно существовавшей тогда в СССР «политической установке» предполагалось, что в случае возникновения войны наша доблестная армия сразу же перейдет в наступление и будет «бить врага на его территории». Поэтому советские военные картографы по согласованию с Генштабом заготовили комплекты карт на соответствующие территории. К западу от нашей границы – вплоть до Берлина. А вот на восток... – Линия, которую прочертило генштабовское руководство, ограничивала охваченную подготовленными комплектами карт территорию на уровне западного берега Днепра, все, что восточнее, оставалось для наших командиров «белым пятном».

Вот с таким клубком проблем пришлось столкнуться после нападения гитлеровцев. Проблемы эти срочно надо было решать, но кому? – Ведь уже упомянутая военная доктрина «малой кровью, на чужой территории», обернулась еще одной неприятностью. К лету 1941-го половина всех команд наших специалистов – геодезистов, топографов, – была сосредоточена поближе к местам будущей работы, то есть на западных рубежах. Там их и накрыло половодье немецкого наступления. В итоге за первые несколько дней войны погибли многие из этих людей – более 1000 человек. Кем восполнить эти потери?

Выставка «Военная география: гриф секретности снят» в Центральном музее Вооруженных Сил

Выставка «Военная география: гриф секретности снят» в Центральном музее Вооруженных Сил

Смотрите фотогалерею по теме

На смену погибшим пришли их «штатские» коллеги: ученые и специалисты – члены Всесоюзного географического общества. Именно из них были созданы новые военно-географические отряды, занимавшиеся срочной подготовкой материалов для карт, столь нужных полкам, батальонам, с боями отступающим на восток.

В годы войны специалистам в «географических областях» приходилось выполнять самые разные, порой совершенно неожиданные задания. Так уже в начале осени 1941 года в Географическое общество пришел запрос. «Сверху» интересовались гидрологическими условиями на Ладожском озере: когда оно замерзает, какова толщина льда, есть ли традиционно «слабые» места у ледяного озерного панциря? Пришлось ученым поднимать материалы многолетних наблюдений, систематизировать... Подготовленные ими справочные материалы позволили уже в ноябре организовать первые перевозки в блокадный Ленинград по ледовой «дороге жизни» грузов и продовольствия. В экспозиции выставки об этом важнейшем эпизоде напоминает «Карта-схема ледяных дорог на Ладожском озере».

А еще одним «противо-блокадным» проектом, реализованным с помощью ученых, стала прокладка по дну Ладоги пяти «ниток» толстого кабеля, по которым с Волховской ГЭС стали подавать электроэнергию в осажденный город. Результат ощутили в Питере все. Если в первый период блокады город практически полностью был обесточен, а электроэнергия от единственной работавшей ТЭЦ подавалась лишь на оборонные заводы и в Смольный, то с 7 ноября 1942 года (специально подгадали под праздник очередной годовщины революции!) поступающего через Ладогу «волховского» электричества стало хватать на то, чтобы каждая ленинградская семья могла хотя бы на два часа в сутки зажигать в комнате 40-ватную лампочку.

Выставка «Военная география: гриф секретности снят» в Центральном музее Вооруженных Сил

Выставка «Военная география: гриф секретности снят» в Центральном музее Вооруженных Сил

Смотрите фотогалерею по теме

В Ленинграде находилась штаб-квартира Всесоюзного географического общества, там работало много его сотрудников. Поэтому не мудрено, что именно в окруженном немцами городе занимались выполнением важных заданий «по картографической части», полученных от Верховного Главнокомандования. Одним из таких заданий была подготовка подробной крупномасштабной карты Берлина. Этим занимались сотрудники и сотрудницы Общества в 1942-м – едва ли не в самый трудный период блокады Ленинграда. Получавшие хлебный паек служащего – 125 граммов в день, люди старательно выклеивали, прорисовывали на огромном листе контуры кварталов и отдельных зданий столицы Третьего рейха. Эта карта нужна была для будущего штурма главного вражеского города. На ней цифрами обозначались наиболее важные объекты. ...№105 – Рейхстаг,... №150 – Управление гестапо,...

Военным географам приходилось участвовать в подготовке всех мало-мальски масштабных наступательных операций Красной армии. Их задачей был в частности поиск приметных точек на местности и обозначение их на картах, – пользуясь такими реперными отметками наши артиллеристы могли точно наводить орудия на вражеские позиции. Порой возникали трудности. Скажем, во время зимних боев за Сталинград оказалось, что вокруг – лишь голая заснеженная степь. Ни кустика, ни столбика, который можно было бы использовать в качестве геодезического знака. По воспоминаниям ветеранов приходилось выкручиваться даже с использованием тел погибших гитлеровцев. Три заледеневших на морозе трупа составляли «пирамидкой», и этот знак служил артиллеристам точкой отсчета...

На только что открытой выставке среди прочих экспонатов привлек внимание и пожелтевший листок в одной из витрин. «Памятка бойцу о переправах. … Переправа вплавь допускается при ширине реки не более 50 м... Перед переправлением необходимо расстегнуть пуговицы на рукавах и воротнике и вывернуть карманы..., винтовку с подтянутым ремнем на деть за спину...»

А вот еще один раритет времен Великой Отечественной. «Поезд-литография военно-типографической службы Красной армии». В демонстрируемом документе перечислены основные задачи этой «походной картоиздательской базы». В числе них, например, издание «особо необходимых листов топографических карт на район фронта или армии», «впечатывание в карты данных наземной и воздушной разведок», «изготовление и издание разных оперативных штабных документов»...

Отдельная тема выставки – наблюдения за погодой и составление прогнозов. Без таких «подсказок» военных синоптиков не могла бы успешно летать наша авиация, выходить на задания боевые корабли... Метеостанции располагались во многих даже самых труднодоступных местах. Постоянно дежурившие там метеорологи регулярно передавали по радио в «центр» информацию, на основе которой и составлялась «карта погоды». Такие данные были очень важны и для гитлеровцев. А потому одна из задач, поставленных руководством вермахта, – добыть шифры, которыми пользовались наши специалисты, отправляя сообщения в эфир.

Германская подводная лодка пробралась однажды вдоль побережья Ледовитого океана по Северному морскому пути далеко вглубь нашего арктического прибрежного района. Немецкие подводники, неожиданно всплыв, атаковали и разгромили метеостанцию на Мысе Стерлигова и смогли захватить там комплект шифровальных таблиц. Однако с такой бедой нашим удалось справиться. Один из сотрудников станции все-таки чудом уцелел во время немецкого налета и смог предупредить о том, что шифры попали в руки врага. На несколько дней в эфире пришлось объявить радиомолчание, за это время был подготовлен и передан на метеостанции новый шифр. Так что гитлеровцам их заветный трофей не принес никакой пользы.

Выставка «Военная география: гриф секретности снят» в Центральном музее Вооруженных Сил

Выставка «Военная география: гриф секретности снят» в Центральном музее Вооруженных Сил

Смотрите фотогалерею по теме

Отдельный раздел выставки посвящен отрасли, которая появилась лишь в годы войны – военно-медицинской географии. Казалось бы, довольно странное словосочетание. На самом деле такая служба оказалась очень важна. Ее специалисты занимались выявлением природных географических факторов, способных оказать влияние на здоровье личного состава армейских соединений, на развитие эпидемий... Например, во время сражений под Сталинградом, была определена возможность распространения туляремии – очень опасного заболевания, переносимого мышами. Засеянные поля в тех краях из-за военных действий так и остались неубранными, и это был настоящий «подарок» полевкам, которые при столь богатой кормовой базе стали быстро размножаться. Наши «географические медики» вовремя предупредили командование о грозящей инфекционной опасности, и в войсках были проведены массовые прививки. В то же время, зная, что немцы с туляремией «не знакомы» и мер профилактической борьбы с ней не разработали, наши специалисты спрогнозировали вероятную вспышку эпидемии этой болезни среди солдат окруженной в Сталинграде 6-й армии вермахта. Эти предупреждения полностью оправдались, что облегчило отчасти успех нашей операции «Кольцо» в январе 1943-го.

При возникавшем местами дефиците лекарственных препаратов и перевязочных средств знания специалистов военно-медицинской географии пригодились и для внедрения способов применения дикорастущих растений в медицинских целях. К примеру, в качестве вполне пригодного заменителя ваты рекомендовалось использовать мох-сфагнум, растущий в изобилии на торфяных болотах. Это особо актуально оказалось для участников партизанских отрядов. Для них подготовили и отпечатали краткие инструкции по правилам сбора и применения сфагнума, рисунки с образцами способов перевязки при применении такой «природной ваты». Данные листочки-«подсказки» самолетами переправили во многие отряды, воевавшие в тылу врага.

Выставка «Военная география: гриф секретности снят» продлится до сентября 2015 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру